Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Большая церковь в маленькой общине

Как устроен обычный, типовой приход Финляндской Православной Церкви? В чем-то так же, как русский приход в России, а в чем-то — совсем по-другому.
Раздел: Приход
Большая церковь в маленькой общине
Храм Воздвижения Креста Господня в городе Коувола
Журнал: № 2 (февраль) 2018Автор: Павел ЕршовФотограф: Павел Ершов Опубликовано: 13 февраля 2018

ХРАМ СРЕДИ СОСЕН

Коуволу обычный петербуржец если и знает, то как место шопинга с самым большим торговым центром Юго-Восточной Финляндии, и, как правило, надолго тут не задерживается. Чуть южнее — более известная Лаппеенранта, чуть севернее, всего в 100 километрах от Коуволы — столица Финляндии Хельсинки. Люди селились здесь со времен Средневековья, однако своим появлением город обязан проложенной в 1870-х годах линии железной дороги Рийхимяки — Санкт-Петербург. Коувола стала важным железнодорожным узлом и потому интенсивно застраивалась.

В районе бывших армейских казарм из красного кирпича возвышается православный Крестовоздвиженский храм. Это, тоже кирпичное, здание стоит посреди хвойного леса. Церковь была воздвигнута по типовому проекту военных храмов: к 1917 году в Российской империи было построено не менее 60 церквей такого же типа. На территории Великого княжества Финляндского по идентичному проекту полковые церкви возведены также в Рийхимяки и Лахти.


ЛЮТЕРАНСТВО — ОТ ШВЕЦИИ, ПРАВОСЛАВИЕ — ОТ РОССИИ

Отношение к православию в Финляндии своеобразно. Лютеранская Церковь — более 70 процентов от общей численности населения. Православные — религиозное меньшинство. Несмотря на это, обе религии играют схожие роли в жизни финского народа: они обе остались как наследие от прошлых времен, лютеранство — от Швеции, православие — от России.

Священник Вилле Киивери, настоятель Крестовоздвиженского храма города Коуволы рассказывает: «Два раза в год у нас проходят межконфессиональные собрания. Мы собираемся вместе с представителями Лютеранской Церкви, разговариваем о бедности и милосердии, о значении Христа в жизни современного человека, о множестве других вещей. У нас много общего с лютеранами, хотя не меньше и отличий. Внутри Финляндии мы стараемся сохранять теплую и дружескую атмосферу в отношениях».Священник Вилле Киивери, настоятель Крестовоздвиженского храма

Священник Вилле Киивери, настоятель Крестовоздвиженского храма

ОДИН ИЗ ВОСЬМИ

На данный момент в Финлянд­скую Православную Церковь входят три епархии: Карельская, Гельсингфорсская (Хельсинкская) и Оулуская. Каждая из них делится на несколько приходов. Оулуская — самая большая по площади. Но самая населенная — Хельсинкская: на её долю приходится больше половины православных финнов. Она делится на восемь приходов. Один из них — Хаминский, основанный еще во времена Российской империи, в 1744 году.

— В приход Хамина, — рассказывает отец Вилле, — входит пять муниципалитетов: помимо городов Хамина и Коувола это Виролахти, Михиккаля и Луумяки. Наш приход сейчас насчитывает четыре храма: церковь Петра и Павла и церковь при кладбище в Хамине, Крестовоздвиженский храм в Коуволе и часовня Пресвятой Богородицы в Мюллюкоски. Прошлым летом у нас был прекрасный праздник в честь 180-летия Хаминской церкви святых Петра и Павла. Да и нашей церкви в Коуволе уже тоже больше 100 лет.

В царское время в районе Казарминмяки (район Коуволы) находились военные казармы (в здании, которое они занимали, сейчас располагается кампус Юго-Восточного университета Финляндии). В 1910-х годах рядом с казармами построили церковь Воздвижения Креста Господня для расквартированного в Коуволе 12-го Финляндского стрелкового полка. Построена и освящена она была в 1915 году, до этого богослужения совершались в помещении столовой в одноэтажном здании казарм. После объявления независимости Финляндии храм был передан Лютеранской Церкви, но архитектура никаких существенных изменений не претерпела. Церковь оставалась лютеранской вплоть до 1980 года, когда ее вернули православным.

Тогда-то Коувола и стала приходским центром Хаминского прихода. Однако по историческим причинам название прихода не изменилось. Коувола и сейчас является центром нынешней конгрегации, так как в ней проживают больше половины членов общины. В Хамине живет одна треть, но деятельность общины там также очень живая и активная.


ЛИЦА ПРИХОДА

Иерей Вилле Киивери родился в 1974 году в Коуволе. Он женат, у него двое детей.

— В финской начальной школе и гимназиях верующим учащимся преподаются основы православного вероучения, — рассказывает он. — За организацию обучения отвечают общины и руководство школы. Я как раз учился в такой обычной начальной школе, но как христианин был взращен в православной среде. По окончании школы у меня было несколько возможностей. Я выбрал теологию и закончил Отделение православного богословия на Богословском факультете Йоэнсууского университета в 2000 году. Затем служил диаконом в течение пяти лет, а после стал священником — тут, в моем родном городе.

Для регента хора Карри Пяйвинена путеводителем к Богу стала музыка:

— Лично я считаю, — говорит Карри, — что церковная музыка и песнопения — ключевая часть церковной жизни. Поэтому при нашем храме мы стараемся проводить много различных музыкальных занятий, помимо пения за богослужением. Каждую Пасху мы устраиваем большой концерт приходского хора, и весной, перед Пасхой, у нас множество прослушиваний и репетиций. В нашей общине два хора: один в Коуволе, второй в Хамине, они проводят репетиции дважды в неделю. Для нас очень важны приходские праздники, в день такого торжества в каждой из наших четырех церквей мы стараемся устраивать небольшой концерт. Ежегодно мы обязательно записываемся на радио. К сожалению, студии Yle Radio (самое крупное радио в Финляндии. — Прим. авт.) нет в Коуволе, но в этом октябре, к примеру, мы записывали Литургию хаминского храма святых апостолов Петра и Павла в студии Yle Radio в Хельсинки.

Всего в общине работают пять человек: отец Вилле, секретарь Лииса Эерола, регент Карри Пяйвинен, смотритель и человек, который занимается уборкой, — Яана Юка.

— Все остальные вещи делаются волонтерами, — говорит отец Вилле, — которые оказывают нам огромную помощь. Церковь — это место для единомышленников, и тут очень хорошо видно, как люди бескорыстно трудятся для общего блага. Прямо в приходском помещении пенсионерки подшивают подрясники, другие люди трудятся в храме, следят за порядком, делают кофе, берут на себя огромное количество разных забот. Внутри нашей общины обязательной ­частью также является диакония: помощь людям, включающая заботу о бедных и нуждающихся. Например, мы помогаем семьям, когда по каким-либо причинам родитель остается один и у семьи недостаточно средств, чтобы содержать ребенка. Мы финансово поддерживаем одиноких кормильцев. Нередко помощью малообеспеченным людям мы занимаемся вместе с представителями Лютеранской Церкви.

Отец Вилле служит на постоянной основе, также из Хамины приезжает отец Юкка. Помимо этого, на приходе служат три волонтера-священника. В большинстве случаев язык богослужений — финский, но порой иерей Павел Пуговкин, который также служит в Лахти, Котке и Хамине, проводит службы и на церковнославянском. Раз в месяц в Коуволе бывает «смешанная» служба на финском и церковнославянском. Около 32% прихожан не говорят по-фински, большая часть из этих 32% — русскоговорящие. Получается многонациональная община, разговаривающая на нескольких языках.В приходском помещении женщины-волонтеры подшивают подрясники

В приходском помещении женщины-волонтеры подшивают подрясники

САМООКУПАЕМАЯ ОБЩИНА

В Финляндии распространена перенятая, как там считают, из лютеранства система пожертвований-десятин каждого человека в казну общины.

— В Коуволе много православных, — рассказывает отец Вилле, — но не все принадлежат к нашей общине. Когда православные люди переезжают из России в Финляндию, мы всегда надеемся, что они присоединятся к нам, так как община должна оплачивать различные расходы: обогрев и освещение храма, жалование сотрудникам. Мы собираем пожертвование ежемесячно, а требы служим бесплатно. Венчание, крещение детей, освящение дома — это ничего не стоит, если ты член общины. Наша церковная община, как мне кажется, не только самих финнов скрепляет и объединяет, но и помогает финнам и русским лучше понимать друг друга, помогает людям не зацикливаться внутри своей диаспоры, как это зачастую бывает с эмигрантами, а общаться всем вместе, быть членами единого целого.

Обычно в глазах иностранцев финны предстают очень замкнутыми, необщительными людьми. Многие трактуют это негативно, но если вглядеться более пристально, оказывается, что глубоко за внешней закрытостью, недоступностью и отгораживающей вежливостью люди намного теснее связаны между собой — и внутри страны, и внутри приходов, и между Церквами.

Несмотря на кажущиеся различия, здесь, в Финляндии, как и в любой другой Церкви за рубежом, приход живет такой же жизнью православной общины, как и в России. Церковь не имеет границ, ровно как и вера. Поэтому отец Вилле говорит:

— Единственная вещь, которая по-настоящему нас отличает, — это язык, так как даже мелодии и тут, и в России одинаковые. И Литургии, и песнопения хора, — всё схоже здесь и в России.Памятник немецким солдатам, погибшим в 1918 году, на прихрамовой территории

Памятник немецким солдатам, погибшим в 1918 году, на прихрамовой территории

НЕ ТОЛЬКО БОГОСЛУЖЕНИЕ

— Каждые выходные и большие праздники у нас, как и везде, — Литургия, но здесь, в Коуволе, мы также стараемся проводить вечерни по средам, — рассказывает священник. — После каждой вечерни происходят собрания общины. Этой осенью мы начали собираться вместе, чтобы читать Иисусову молитву. Каждую осень мы открываем группу иконописи, но из-за недостатка комнат можем принять на обучение только по 10 человек в год, хотя желающих обычно намного больше. Есть у нас, конечно, и воскресная школа. Сегодня, к примеру, мы будем говорить об Иисусе Христе как пути. Иисус сказал: «Я — путь и истина и жизнь». Что это значит? Что Он подразумевал, говоря такие слова? Об этом пойдет разговор.

Иерей Павел Пуговкин ведет русскоязычную учебную группу. Он беседует с учениками о посте, о праздниках, о разных аспектах православной веры. Помимо этого, на приходе есть курсы катехизации для людей, которые только хотят принять православную веру: их учат тому, что такое православие, объясняют всё, что они должны знать, прежде чем стать членами прихода.

— Правда, тем, кто приезжает из России в Коуволу, обычно не нужны курсы катехизации, потому что в России множество людей ходят в церковь, — считает отец Вилле.

Также на приходах Финляндии действуют воскресные клубы для детей. Здесь, в Коуволе, в клуб ходят 15 ребят, они учатся православной вере, играют и рисуют. Одна из целей (не главная, конечно), которую ставили на приходе, открывая этот клуб, — предоставить родителям возможность оставить своих детей в храме под присмотром на пару часов, чтобы заняться неотложными делами.

— В конце прошлого года мы совершили трехдневное паломничество в Россию: в Тихвинский и в Александро-Свирский монастыри, — добавляет священник. — Всего нас путешествовало 27 человек. Санкт-Петербург очень близок к нам, поэтому организовать такое паломничество было не очень сложно. Конечно, впечатления непередаваемые.


РОССИЯНЕ В КОУВОЛЕ

Зачастую людям, переезжающим в другую страну, разорвать с привычным укладом, с родными и близкими очень непросто. Боязнь оказаться чужаком, ощутить неприятие со стороны коренных жителей, поначалу даже просто ежедневно преодолевать языковой барьер — всё это переживается довольно тяжело. Утешение многие находят в общинной жизни, в приходе. Здесь можно почувствовать себя дома, снова с родными людьми, в большой семье православных христиан, которая примет тебя с распростертыми объятиями в любом уголке земного шара, даст тебе занятие, поможет освоиться в бытовых сферах новой жизни в новой стране. Ведь неважно, где люди молятся и на каком языке: если общая их вера исходит из сердца, они всегда найдут и общий язык друг с другом.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"