Богословие для начинающих

Сколько времени нужно, чтобы получить базовые познания в теологии? «Смотря какие цели вы преследуете», — отвечают преподаватели богословских курсов при храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» на Выборгской стороне. «Для приходской работы, а может, даже и для преподавания в воскресной школе, хватит одного учебного года», — говорят они и приглашают на свой девятимесячный курс занятий. 
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2017Автор: Евгений ПереваловФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 2 августа 2017

КРЕЩЕНА, НО НЕ ПРОСВЕЩЕНА

Настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Георгий Сычёв
Настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Георгий Сычёв

— Зачем мы решили открыть такие курсы? — переспрашивает настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Георгий Сычёв. — А затем, что сегодняшняя ситуация, как и в позапрошлом веке, очень подходит под описание, данное Николаем Лесковым: «Русь крещена, но не просвещена». Не зря же мы назвали курсы именем Макария Алтайского. Святитель, напомню, вернувшись из Сибири в Россию, в Болхов, город церквей, обнаружил, что приглашенные к нему на обед городской голова с чиновниками не знают наизусть Символа веры, а молитву «Отче наш» называют «Вотчию».

И действительно, многие слушатели курсов признают: их знание о собственной вере прежде было искаженным, если вообще соответствовало исповеданию отцов Церкви. Кто-то придавал значение мелочам, предпочтя разумному благочестию «бабьи басни», кто-то и вовсе, сам того не понимая, придерживался ересей, опровергнутых на Вселенских Соборах. Вот, например, Николай Лаврин, руководитель военно-патриотического клуба для детей «Отчий край» в деревне Фёдоровское, рассказывает, что до последнего считал, будто Христос лишь по телу стал человеком, а душа Его была Богом:

— А ведь это почти совпадает с учением Аполлинария (еретик IV в.). Я и детям, своим ученикам, так говорил, если они интересовались. Или, бывало, в школе, где я одно время преподавал рисование, коллега, учительница русского языка, высказывала мне: «Ну и что, что Христос пострадал. Ему это было только в удовольствие. Он же Бог, мог сделать себе „анестезию“ и не страдать». Я понимал, что в этом рассуждении есть какая-то ошибка, но в глубине души мне слова учительницы казались логичными. Я ведь в житиях святых читал, что некоторых мучеников Господь сподобил не чувствовать боль. Ну а Себя Христос тем более должен был бы спасти от страданий.


ЧТО, КАК И КОГДА?

Заведующий учебной частью, преподаватель догматического богословия и истории Русской Церкви Владимир Дементьев
Заведующий учебной частью, преподаватель догматического богословия и истории Русской Церкви Владимир Дементьев

Курсы преподобного Макария Алтайского были открыты три года назад. Планировалось, что они станут центром обучения для сотрудников силовых структур, которые желают заниматься просветительской деятельностью по месту работы. Почему именно для них? Настоятель храма иерей Георгий Сычёв — одновременно сотрудник трех отделов городской епархии, так или иначе связанных с армией и правоохранительными органами: по взаимодействию с Вооруженными силами, по взаимодействию с казачеством и тюремного. Поэтому само собой разумелось, что слушателями курсов при храме, где настоятельствует отец Георгий, должны стать люди в погонах.

— Но жизнь внесла свои коррективы, — рассказывает Владимир Дементьев, преподающий на курсах догматическое богословие и историю Русской Церкви. — По объявлениям, распространенным нами по приходам, стали приходить и люди, не имеющие к силовым ведомствам никакого отношения. Так что аудитория наша самая разношерстная — и по возрасту, и по профессии.

Занятия проходят два раза в неделю: по вторникам и четвергам. Продолжительность каждого — четыре академических часа, то есть три астрономических. На студенческом языке — две «пары». Итого четыре «пары» в неделю — четыре разных предмета. Обычно на изучение каждого отводится семестр, по окончании которого проходит зачет. За год слушатель успевает прослушать курсы Священного Писания Ветхого и Нового Завета, Догматического богословия, Литургики, истории Вселенской Церкви, истории Русской Церкви, истории миссий и некоторых дополнительных предметов, которые могут варьироваться от семестра к семестру.

Так, преподаватель догматики Владимир Дементьев увлекается историей кинематографа и даже ведет несколько кинолекториев. На одном из заключительных майских занятий он с огромным энтузиазмом рассказывал об отечественном кинематографе времен хрущевской оттепели, эпохи, которая, по его словам, дала толчок к обращению интеллигенции к православной традиции:

— Вроде бы с приходом Хрущёва гонения на Церковь усиливаются. Но искусство переживает ренессанс. Выходят в прокат шедевры отечественного кинематографа: «Дом, в котором я живу», «Баллада о солдате», «Летят журавли», — объясняет Владимир Дементьев. — Появляется деревенская проза, возникает интерес к прошлому. Интеллигенция ищет путь возвращения к корням, для многих он лежит через православие. В фильме «Застава Ильича» Марлена Хуциева режиссер видит путь обновления своего времени через возвращение к идеалам революции, показывает свою эпоху как возвращение к революционным корням, однако подспудно чувствуется, что главному герою этого уже тоже недостаточно, что нужно идти дальше.

Справка

На богословские курсы принимаются православные христиане, имеющее среднее или высшее образование, без ограничения возраста. Поступающим необходимо представить копию документа об образовании, две фотографии и письменное благословение настоятеля прихода или духовника. Зачисление производится по результатам собеседования с руководителем курсов иереем Георгием Сычёвым в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» по адресу: Лесной проспект, 17. Телефоны: 8 (905) 260-60-83, 8 (911) 909-70-72.

ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ

По окончании курсов слушатель не получает никакого официального документа, только скромное свидетельство, но в церковной среде этого вполне достаточно. Сама «бумажка» — скорее формальность, подтверждающая, что человек действительно ходил на занятия. О том, что полученного на курсах образования достаточно, чтобы мирянин исполнял почти любую должность на приходе, настоятели знают и так:

— У нас всё работает по принципу статуарного права (то есть на основании норм, издаваемых самоуправляющимися общественными союзами и учреждениями. — Прим. ред.), — говорит отец Георгий Сычёв. — Ведь мы, настоятели, все между собой общаемся. И общины в курсе, чему и как у нас учат. Каждый для себя решает сам — пойти ли на наш годичный курс, или, если позволяет время, на три года обучения на богословские курсы Иоанна Кронштадтского при Александро-Невской лавре.

Главное, считает настоятель, чтобы полученные знания применялись на практике, чтобы свидетельство об окончании курсов не пылилось на полке, а шло в дело. «Диплом должен работать», — говорит отец Георгий. И, надо заметить, многие выпускники стараются следовать этому принципу.

Анастасия Дворкина — педагог-организатор центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В 2015 году в Казанском кафедральном соборе она увидела объявление о наборе учащихся на богословские курсы при школе военного духовенства. Анастасию сразу привлекло именно то, что курсы предназначены для сотрудников силовых ведомств, ведь она ко всему прочему возглавляет петербургский филиал Союза казачьей молодежи. И девушка, недолго думая, пошла учиться. А потом, закончив обучение, предложила директору центра для несовершеннолетних открыть для воспитанников и сотрудников часовню:

— У нас было помещение, занятое временным складом. Удивительно, но руководство пошло навстречу и отдало его нам. Своими силами удалось обустроить там часовенку. Помогали нам и мои однокашники по курсам, преподаватели, аналой пожертвовала Марина Иосифовна, она у нас вела историю миссий. Теперь мы иногда приглашаем в часовню иерея Игоря Марчука из Казанского собора, приходят к нам и студенты Духовной академии на практику, беседуют с нашими ребятами.

По словам Анастасии, обучение не прошло для нее даром:

— Поступая к нам, ребенок сдает все вещи, вплоть до шнурков. Часто среди вещей — крестики, ладанки. И понимаешь, что подросток крещеный. Может, бабушка его даже в храм водила. Порой ребенку трудно раскрыться перед человеком в форме, сотрудником режимного объекта, а вот перед священником — другое дело. Или, на худой конец, передо мной — ведь я погоны не ношу. Я говорю с ними о добре, зле, хороших поступках. Если сами спросят и захотят послушать — о вере. И что бы я ответила, не будь у меня за плечами года обучения на наших курсах?!

В Болхове, там, где преподобный Макарий обрел место упокоения, родился и вырос протоиерей Василий Ермаков (1927–2007) — духовный отец и наставник преподавателей Свято-Макариевских богословских курсов: иерея Геннадия Сычёва, Владимира Дементьева, Марины Стригановой.

КУРСЫ, ПОСТ И ФИЛОСОФИЯ

Александр Обухов работает поваром, кормит сотрудников логистической компании. На курсы он ходит вместе с супругой Натальей. На занятия, как говорят, их привело недопонимание некоторых мест Священного Писания. Но супруги утверждают, что здесь им удалось восполнить пробелы не только в богословских знаниях, но и в общегуманитарных дисциплинах.

Как помогают Александру и Наталье полученные на курсах знания? Им стало легче отстаивать свою веру в разговорах с другими людьми:

— Это наш долг — знать православную веру, чтобы иметь возможность донести свои взгляды, — говорит Александр. — У нас на работе иногда разгораются жаркие споры. Есть ли у человека душа? «Нет, — говорят мне некоторые, — человек это биологический робот». Бывает, спрашивают и по Писанию — почему, например, встречаются противоречия между Ветхим и Новым Заветом. Многих удается переубедить. И вот что важно: прошедший Великий пост держали уже четверо моих коллег.


ПРЕПОДАВАТЕЛИ-ПРОФЕССИОНАЛЫ

Богословские курсы при храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» не могут похвастаться тем, что каждый преподаватель имеет педагогическое образование. Но все они по-настоящему увлечены своей темой, и, кроме того, для многих преподаваемая дисциплина — не просто предмет досужего интереса: свои знания они применяют в профессиональной деятельности и служении. Так, для иерея Георгия Сычёва, преподающего Новый Завет, и протоиерея Георгия Пименова, читающего лекции по Ветхому Завету, лекции — подготовка к ним, вопросы слушателей являются хорошим подспорьем для обдумывания тем проповедей. А преподаватель истории миссий Марина Стриганова защитила по этой теме кандидатский диплом в Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Совмещают работу на курсах с основным служением преподаватель введения в литургическое предание клирик прихода иерей Виктор Шкваря и преподаватель Богослужебного устава регент Князь-Владимирского собора Владимир Ващенко.

— Не зная основ и постулатов своей веры, сложно её исповедовать. Поэтому для христианина так важно и нужно учиться, — наставляет слушателей Владимир Дементьев. — Я на занятиях даю только базис, но нужно заниматься и самообразованием. XX век подарил целую плеяду русских православных богословов: протоиерея Георгия Флоровского, Владимира Лосского, протоиерея Иоанна Мейендорфа. Их труды — кладезь мыслей и взглядов, которые при каждом повторном прочтении открываются в новом свете. Кроме того, всем своим ученикам я советую: читайте первоисточники — святых отцов, апологетов, учителей Церкви. Наши курсы никогда не заменят полноценного богословского образования, но их вполне хватит для того, чтобы человек мог хотя бы для самого себя уяснить, во что верят православные. А если пожелаете познакомиться с учением Церкви более глубоко — так всё в ваших руках. Читайте, изучайте, ориентир мы дали.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"