Благотворительность

Раздел: От редакции
Благотворительность
Журнал: № 3 (март) 2011 Опубликовано:
Какой образ рождает в вашем сознании слово «благотворительность»? Христос из 25‑й главы Евангелия от Матфея, принимающий милостивых агнцев и отвергающий жестокосердных козлищ? Добрый самарянин? Или начальник, который отказывается брать на работу неопытного выпускника института, говоря ему: «У нас тут не благотворительная организация»? Последнюю фразу может произнести и директор дорогой клиники: на операцию клиент денег наскреб, а на реабилитацию, на лекарства уже не хватает. Такие слова часто повторяют представители солидных банков, чиновники, даже монтеры (помните, накануне нового 2011 года аварийная бригада вымогала деньги у жителей деревни Быково за восстановление электроснабжения).

Присмотримся ко всем этим ситуациям. У начальника, кажется, немного выше социальный статус, чем у бывшего студента. Зато у последнего все впереди, множество амбиций и фантастических проектов. Директор клиники только тем и успешнее пациента, что сегодня у него со здоровьем все в порядке, но завтра может все измениться. А электрики-вымогатели просто воспользовались благоприятной ситуацией: их жертвами оказались вполне обеспеченные люди.

Эти примеры показывают, что благотворительность — не помощь одного сословия другому, не милость, оказанная успешным человеком неудачнику. Благотворительность всегда ситуативна, а разница между благотворящим и благотворимым случайна. А значит, благотворителем может стать любой человек. Стоит лишь осознать, что находишься в ситуации, когда можно им стать: принять на работу выпускника вуза, дать отсрочку дебитору, восстановить электроснабжение в замерзающей деревне…

Помощь другому — это помощь самому себе. Человек не может жить в обществе без связи с другими индивидами, без взаимопомощи. Поэтому благотворительность — это способ самосохранения. В христианской перспективе эта мысль только усиливается. Дело не только в том, что «быть благотворителем» не означает принадлежности к конкретной социальной группе. Любое дело милосердия соединяет и «субъекта», и «объекта» этого поступка в нечто третье, в новый социум, человеческую общность, какой она была задумана при сотворении мира. И в этом новом социуме человек спасается уже не только от болезней и бедности, но и от смерти.

Существует два ключевых вопроса церковной благотворительности: кто благотворит и для чего? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно внимательно посмотреть на нашу современность. Зачем нужны церковные дела милосердия, если есть государство? Как отличить благотворителя от мошенника? Какие направления благотворительности существуют сегодня?

Постараемся осветить эти вопросы в наших публикациях. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "От редакции"

20 апреля, суббота