Академия развития души

Международный хоровой фестиваль, Великопостные концерты, «Академия православной музыки», Международный конкурс композиторов «Роман Сладкопевец»… Еще недавно в Санкт-Петербурге не было ни одного из перечисленных музыкальных форумов, прекрасно и профессионально организованных. Узнать, как создаются «с нуля» столь масштабные мероприятия, собирающие участников, прессу, гостей со всего мира, мы решили у Натальи Орловой, генерального продюсера и директора этих проектов.
Раздел: По душам
Академия развития души
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2012Автор: Мария Сухова Опубликовано: 3 июля 2012
Международный хоровой фестиваль, Великопостные концерты, «Академия православной музыки», Международный конкурс композиторов «Роман Сладкопевец»… Еще недавно в Санкт-Петербурге не было ни одного из перечисленных музыкальных форумов, прекрасно и профессионально организованных. Узнать, как создаются «с нуля» столь масштабные мероприятия, собирающие участников, прессу, гостей со всего мира, мы решили у Натальи Орловой, генерального продюсера и директора этих проектов.

— Наталья, как родилась «Академия православной музыки», как все начиналось?
— Шесть лет назад, когда Владимир Владимирович Путин был на Валааме с Патриархом Алексием, состоялся разговор о том, в каком состоянии находится сейчас в России музыкальная культура в храме. Возникла идея: создать школу для обучения регентов и певчих из разных городов и стран. Мне дали задание создать концепцию «Академии православной музыки». Она понравилась. Так все и началось.

— А Вы изначально работали продюсером?
— В советское время я работала редактором в Ленинградском дворце молодежи, в мои задачи входили разработка творческих идей и создание концертных программ. В 1989-м открыла продюсерскую компанию. Занимала должность директора театра оперы и балета Петербургской консерватории, а затем проректора по творческой работе.

— Как Вы считаете, чтобы стать продюсером, важнее от рождения иметь чутье, напор, везение — или можно всему научиться?

— Считаю, что продюсер — такая профессия, которой научиться невозможно, если в человеке это не заложено. Процесс продюсирования заключает в себе колоссальный труд, основывается на колоссальном объеме умений и ощущений, и главное, как Вы правильно подметили, интуиция и смелость в принятии решений. Сегодня, как я могу наблюдать, многие продюсеры идут на поводу у низменных чувств человека. Они видят то, что попроще, что лежит на поверхности. Я много лет проработала как светский продюсер, как светский человек. Старалась понимать психологию людей, понимать, что они хотят, что они лучше воспринимают. Но больше я всегда ориентируюсь на то, что мне интересно самой. Когда люди говорят, что они «делают то, что интересно окружающим», они обманывают себя и других. Человек всегда делает то, что интересно ему, — тогда будет интересно и всем вокруг. Я отказалась от должности проректора (хотя люди мечтают работать на такой должности), потому что меня это не развивало. Если меня это не развивает, то вокруг уж точно никого не разовьет. В чем же тогда смысл такой работы?

— А что Вы лично приобретаете в проекте «Академия православной музыки»?
— Приобретаю знания. Вера — это наука, наука наук. Как говорит Христос, «исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне.» Мне хочется двигаться дальше, единственная цель жизни — духовное развитие. Если ты не развиваешься, то не выполняешь ту жизненную задачу, которая поставлена перед тобой Богом.

— Но все-таки, как идентифицировать, «Академия» — это «для души» или продолжение Вашей профессиональной деятельности?
— Жизнь одна, поэтому я вообще не разделяю работу, увлечения, внутреннее развитие. Бог меня перенаправил, и теперь я прикладываю свои усилия в другом русле. Человек проходит разные этапы духовного становления. Светское искусство, музыка, литература, все то, чем я раньше профессионально занималась — это ступени; если ты эти ступени прошел, то дальнейшее развитие — это чтение Евангелия, святоотеческой литературы, изучение богатого богослужебного наследия Православной Церкви и воплощение этих знаний в деле, ибо вера без дел мертва...

— Принимая сотрудников на работу, Вы ориентируетесь на вероисповедание или профессионализм?
— Очень хорошо, если бы в человеке сочетались профессионализм и православная вера. Но, к сожалению, сегодня в России мало таких менеджеров. В моей команде основные профессионалы — воцерковленные люди.

— Какую цель Вы преследовали, вынося духовную музыку на сцену? Я знаю, что не всем это нравится, многие считают, что духовные песнопения должны звучать в храме.
— Цель — просветительская. Я светский человек, но никогда не скрывала своих убеждений. Когда я пришла в театр консерватории на пост директора, пригласила священника, надела платок и вместе с ним пела, когда он освящал театр. А затем в Министерство культуры пришла телеграмма из консерватории от «доброжелателей» с замечанием, что я поступила неполиткорректно: ведь в кабинетах сидели и люди других конфессий… Сочетание во мне светского и церковного притягивало коллег, они заходили поговорить со мной наедине, спрашивали о вере, Церкви. И я поняла, что в людях есть внутренняя потребность духовного развития, им хочется до этого дотронуться, дотянуться, но они не понимают, как: ведь весь XX век вера преследовалась. Сегодня у нас нередко идет «битва» за репертуар даже с монастырскими хоровыми коллективами: я говорю, что нужно петь православные песнопения, а они начинают петь песни советского периода. Советское время для меня страшное, деда моего мужа расстреляли, уничтожили мою семью, XX век — это век предательства веры, царя, семьи. Конечно, и тогда были светлые и талантливые личности, которые не предавали, в первую очередь, себя… Сегодня я явственно ощутила, что у людей есть тоска по Духу, людям нужна Церковь. И я не ошиблась: сейчас, когда в светских концертных залах исполняют духовные песнопения, у нас аншлаг.

— Какова аудитория Ваших концертов? Это невоцерковленные люди, имеющие внутренний потенциал?
— В залах самые разные люди. Объединяет их даже не потенциал, это своего рода зов предков, жажда чистого, потому что люди устали от пошлости.

— А конкурс духовной музыки «Роман Сладкопевец» на кого рассчитан? Для чего нужно людям слушать молитву «Отче наш» на другую, непривычную мелодию?
— Прежде чем возник этот конкурс, мы на круглом столе собрали специалистов в области церковного пения — композиторов, историков церковной музыки, регентов, известных хоровых дирижеров, представителей духовенства. Обсуждали современное состояние церковного пения, незнание музыкального наследия Русской Православной Церкви, непонимание певцами поемых богослужебных текстов. Цель одна что для композиторов, что для слушателей — подойти как можно ближе к нашим историческим корням.

— Кто консультирует Вас при подготовке программы?
— Наша «Академия» — соборное делание. В программе принимают участие лучшие регенты Русской Православной Церкви, выдающиеся богословы, литургисты и исследователи церковной музыки, ведущие хоры разных православных традиций — русской, сербской, византийской, грузинской… Большой вклад в работу «Академии» вносит кафедра древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Мы сотрудничаем со Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже. А еще помогают чтения святых отцов и молитва…

— Расскажите, пожалуйста, о Ваших ближайших проектах.
— В июле в четвертый раз пройдет летняя программа Международного фестиваля «Академия православной музыки». 2 июля в Большом зале филармонии Праздничный хор Валаамского монастыря откроет уникальную летнюю концертную программу. Концерты пройдут, в основном, в Капелле. Наш город посетят хоровые коллективы из Египта, Македонии, Сербии, Греции, Грузии! Впервые на фестивале будет представлена древнейшая коптская певческая традиция. В наших концертах мы показываем музыкальное богатство всех народов, исповедующих православие.

Беседовала Мария Сухова


Поделиться

Другие статьи из рубрики "По душам"

29 марта, пятница
rss

№ 7-8 (июль-август) 2012

Обложка

Тема номера:Во что верят футболисты