Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

День начинается с вечера

Книга протоиерея Михаила Бравермана «Всенощное бдение: Значение, история возникновения, смысл» вышла в издательстве «Никея».
Журнал: № 4 (апрель) 2016Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 8 апреля 2016
История создания этой книги такова: поначалу отец Михаил работал над учебником для детей и их родителей, разъясняющим суть православного богослужения. Он предложил свой труд издательству, но там решили выпустить на базе текста отца Михаила богато иллюстрированный альбом под названием «Православное богослужение.

Иллюстрированная энциклопедия для всей семьи». Поскольку том получился совсем не дешевым, было решено издать также и небольшую, доступную по цене книжку в мягком переплете, посвященную Всенощному бдению. Об этом богослужении, в отличие от Божественной литургии, написано не так уж много. Не секрет, что многие православные, считая для себя необходимым посещение воскресной Литургии, тот факт, что накануне вечером в храме тоже совершается служба, попросту игнорируют. Изменить эту практику и призвана книга отца Михаила.

Книга предназначена не только для людей церковных, но и для тех, кто только делает в храме первые шаги, и для тех, кто еще только интересуется. Не надо забывать, что изначально отец Михаил писал книгу для детей, а детям надлежит всё объяснять с нуля. Поэтому отец Михаил начинает издалека.

Первая часть книги посвящена теме богослужения. Из нее читатель узнает, что такое храм, для чего он нужен, получает сведения об его устройстве, причем в историческом аспекте: скиния Моисея, Иерусалимский храм, храмы в катакомбах, первые византийские базилики, приспособленные под христианские храмы, русское церковное зодчество. Одна из глав посвящена внутреннему убранству храма и, отдельно, — церковной утвари. Далее речь идет о языке богослужения, о церковных искусствах; особое внимание уделяется церковному пению. Здесь разъясняется, что такое «тропарь», «кондак», «стихира» и так далее.

Еще одна важная тема — кто такие священнослужители, в чем особенности служения всех клириков, от епископа до чтеца. Кроме того, читатель учится распознавать церковнослужителей по их облачению, понимать символику священнического облачения. Не все знают, что облачение священнослужителей следующей ступени включает в себя (иногда с изменениями) элементы облачения предыдущей ступени. Например, стихарь чтеца и диакона «трансформируется» в подризник иерея; название ризы епископа — «саккос» — переводится как «мешок», и изначально это была простая накидка с вырезом для головы, что роднит ее со священнической фелонью. Дает отец Михаил и необходимые разъяснения о церковном календаре, богослужебном круге, постах и праздниках. Завершаются они рассуждениями о Воскресении Христовом как основе нашей веры и каждом воскресном дне как малой Пасхе.

Вторая часть книги, посвященная непосредственно Всенощному бдению, разделена на две главы — «Вечерня» и «Утреня». В ней шаг за шагом читатель узнает о смысле каждой детали службы: каждений, песнопений. Отец Михаил объясняет, что каждый момент богослужения имеет свою символику: «Начало Всенощного бдения соответствует началу мироздания — творению. Открытые Царские врата обозначают открытое Царство Божие, пребывать в котором должен был человек. Каждение всего храма и предстоящих людей символизирует Божие благословение мира и человека. Это знак того, что всё должно служить Богу. Священник в алтаре читает светильничные молитвы, их семь, по числу библейских дней творения». И когда Царские врата закрываются, это символизирует грехопадение человека.

В книге уделяется внимание смыслу прошений ектеньи, псалмов, которые поются в начале богослужения, и тому, что ветхозаветные песнопения постепенно сменяются новозаветными. Приведены тексты песнопений и молитв и их толкования. Заканчивается глава «Вечерня» подробным описанием литии. «Лития — усердное моление, которое открывается торжественной процессией — выходом духовенства из алтаря. В древности монахи в монастырях выходили из храма, а теперь духовенство выходит в притвор. Раньше притвор был местом для кающихся и оглашенных, готовящихся принять Крещение. То есть на литии Церковь будто бы выходит в мир, и этому соответствует вселенский характер литийной молитвы…».

Глава «Утреня» начинается с разъяснения, что такое Шестопсалмие. Дело в том, что в Древней Церкви утреня совершалась именно ранним утром: «Начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божиего». Дело в том, что в древнем мире ночь разделялась на четыре стражи, так и в сложившейся много веков назад службе утрени можно вычленить четыре части: Шестопсалмие, кафизмы с Евангелием, канон и хвалитные стихиры с ектениями. Центральное место в этой главе уделено самой торжественной части утрени — полиелею.

Автор обращает внимание на то, что в Древней Церкви возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» действительно совпадал с первыми лучами солнца, но сейчас, когда Всенощное бдение совершается вечером, этот возглас обретает даже более глубокий смысл: «Солнцем, освещающим нашу жизнь и согревающим нас, является Господь». В службе первого часа тема света получает логическое завершение — звучит молитва «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный». Свет Божией любви, уточняет отец Михаил, «воссиял нам в Рождестве Христовом и доныне освящает нашу жизнь».

Касается автор и обращенных к Богородице мест богослужения: Песни Богородице, кондака Благовещения «Взбранной Воеводе победительная…», который поется в конце утрени. Отец Михаил разъясняет, что хвалебные песни поются Богородице на утрене, потому что через Нее пришел в мир Спаситель, — а центральная тема Всенощного бдения и есть приход Спасителя в мир. На Божественной литургии речь пойдет о служении, смерти и Воскресении Спасителя. Всенощное же бдение подготавливает верующих к главной службе Православной Церкви — Литургии и главному церковному Таинству — Причащению, заключает автор.

Книга протоиерея Михаила Бравермана написана простым, понятным языком, она не только проясняет смыслы богослужения, но и дает начальные представления об истории христианства, месте храма в жизни человека, священническом служении. Немаловажный фактор — небольшой объем книги: ее удобно брать с собой и читать, например, в пути. Это вполне сообразуется с просветительским характером данного издания. 

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE