Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Музыка в апреле

«Во дни печальные Великого поста» музыкальная жизнь не замирает, но приобретает сообразные церковному календарю оттенки. Петербургские концертные площадки предлагают в апреле Мессу си-минор Иоганна Себастьяна Баха, духовные произведения Арво Пярта, сольный вечер петербургского баритона Сергея Лейферкуса.
Журнал: № 4 (апрель) 2016Автор: Георгий Ковалевский Опубликовано: 4 апреля 2016

Среди главных событий концертной афиши апреля — гастроли в Петербурге уникального коллектива Bach Collegium Japan, уже больше четверти века выступающего на лучших сценах мира под управлением своего создателя и бессменного руководителя японского музыканта Масааки Судзуки. 21 апреля на сцене Концертного зала Мариинского театра состоится единственное в России выступление Японской Баховской коллегии. В завершение своего европейского турне ансамбль представит знаменитую Мессу си-минор Иоганна Себастьяна Баха. Великий Мастер закончил ее в последний год своей жизни, она — его «опус магнум» и духовное завещание последующим поколениям. Для двухчасового творения, создававшегося по заказу Саксонского двора, Бах переработал лучшие номера написанных им ранее церковных кантат и добавил к ним несколько новых музыкальных номеров, волею судьбы ставших последними нотами, записанными баховской рукой.

В ноябре прошлого года Си-минорная баховская месса уже исполнялась в Мариинке. Немецкий дирижер Хельмут Риллинг заставил тогда московских «Мастеров хорового пения» звучать с европейской утонченностью — но тем интереснее будет услышать японских музыкантов, которые получили всемирное признание как наиболее авторитетные и проникновенные интерпретаторы баховской музыки. Родившийся в протестантской семье в Японии Масааки Судзуки после учебы в Токио прошел серьезную подготовку как клавесинист и органист в Амстердаме, центре охватившего в конце XX — начале XXI века Европу «исторически информированного исполнительства» (известного у нас под названием «аутентизм»). В 1990 году он основал и возглавил Bach Collegium Japan, включающий в себя барочный оркестр и камерный хор, удостоившийся нескольких европейских наград, в том числе за высочайшую исполнительскую культуру и безупречный немецкий язык. В 2013 году коллектив завершил запись 55 дисков полного собрания баховских церковных кантат. Этот «многотомник» получил восторженные оценки серьезных музыкантов и критиков. Концерт Bach Collegium Japan в Петербурге, вне всякого сомнения, станет одним из самых ярких событий сезона. Его можно рекомендовать как искушенным меломанам, так и всем испытывающим живой интерес к классической музыке.

Днем ранее, в среду 20 апреля, в том же Концертном зале Мариинского театра выступит Эстонский филармонический камерный хор. Он представит программу, посвященную состоявшемуся в сентябре прошлого года 80-летию Арво Пярта. Получивший недавно в зарубежных рейтингах титул самого исполняемого академического композитора современности Арво Пярт в 1970-е годы пережил серьезный духовный кризис, после которого отказался от прежних радикально-авангардных устремлений и перешел к новому стилю, названному «тинтинабули» (лат. «церковные колокольчики»). Тогда же композитор принял православную веру, получив в Крещении имя Арефа. Музыке Арво Пярта свойственна глубокая сосредоточенность, серьезность и молитвенная глубина. Эстонский хор исполнит в Петербурге сочинения разных лет, написанные Пяртом на латинские церковные тексты: Summa (Символ веры) (1977), Magnificat («Величит душа Моя Господа») (1989) и Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») (2001). Кроме сочинений юбиляра в этот вечер прозвучат хоровые обработки песен Густава Малера из его цикла «Волшебный рог мальчика» и произведение представительницы финской композиторской школы Кайи Саариахо «День года», созданное ею в 2001 году под впечатлением от стихов немецкого поэта-мистика Фридриха Гёльдерлина.

18 апреля в Малом зале Петербургской филармонии пройдет сольный вечер известного петербургского баритона Сергея Лейферкуса. Во многом воплотивший в своей певческой манере эталон «петербургского» стиля, Лейферкус начал свою карьеру в Ленинградском Малом оперном театре (ныне Михайловский театр). В конце 1970-х годов артист перешел в Мариинский театр, где в полной мере раскрылся его талант, а сыгранные им на сцене Мариинки роли (Евгений Онегин, Чичиков, иезуит Рангони, рыцарь Рупрехт) по-прежнему считаются образцовыми. В начале 1990-х годов певец эмигрировал на Запад, но регулярно посещает Петербург, выступая как в операх (в начале 2015 года впервые в своей карьере Лейферкус на сцене Михайловского театра спел партию Бориса Годунова в аутентичном исполнении первой редакции оперы Мусоргского), так и в камерных концертах. Апрельский концерт будет посвящен грядущему 70-летию музыканта. Аккомпанировать Лейферкусу будет его постоянный концертмейстер Семен Скигин, вместе с которым у певца сложился, можно сказать, идеальный ансамбль. В программе вечера — вокальный цикл «Круг песен», написанный романтиком Робертом Шуманом на стихи Генриха Гейне. В отличие от более известного цикла «Любовь поэта», «Круг песен» не так часто звучит в России, тем более в столь превосходном исполнении.

 

 

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE