Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Апрель 1916 года

В апреле 1916 года армия Николая Юденича взяла Трапезунд, матери трех погибших офицеров Вере Николаевне Панаевой был вручен знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги, вышел сборник стихов «Руфь» Елизаветы (будущей монахини Марии) Скобцовой. «Церковный вестник» в апрельских номерах доказывал полезность женщины в деле миссии, рассказывал о сектантах-пацифистах, радовался предсмертному покаянию знаменитого юриста, высмеивал бездарную пьесу духовного содержания.
Раздел: Via Historica
Апрель 1916 года
Церковь Святой Троицы в деревне Гора-Валдай, фотография начала 1910-х годов
Журнал: № 4 (апрель) 2016Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 1 апреля 2016

Женщина на службе миссии. Профессор-протоиерей Т. И. Буткевич

До сего времени ничего не слышно о том, чтобы где-либо (в России. — Прим. ред.) православные женщины вступили на поприще миссионерской деятельности в том или другом виде. Чем это объяснить? Нам приходилось слышать двоякое объяснение: одни утверждают, что миссионерское служение необычно и неприлично для женщины, не соответствует той скромности, какой вообще должна отличаться женщина по самой своей природе; другие думают, что православная женщина не выступала до сих пор на поле миссионерской деятельности лишь потому, что такого рода деятельность ей запрещена святым апостолом Павлом…
[Однако] все древние и новые истолкователи книг Святого Писания вполне согласны между собой в том, что в указанных местах («Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14, 34) и др. — Прим. ред.) апостол Павел говорит о церковной дисциплине и лишь с дисциплинарной точки зрения запрещает женщинам не только делать возражения церковному проповеднику, но и самим вступать на церковную кафедру для публичного проповедания… Само собою понятно, что в церкви женщина учить вообще не должна; не всегда и не всем женщинам прилично выступать в качестве обличительниц раскольнических и сектантских заблуждений и на публичных миссионерских собеседованиях. Но и без этого православная христианка легко может находить для себя широкое поле деятельности, чтобы с успехом служить миссии Православной Церкви: в семье — как мать и сестра, в школе — как учительница и воспитательница детей, в обществе — как благородная ревнительница святых истин вообще. Как жена приходского священника, как книгоноша-собеседница, как сестра милосердия, как писательница, как член различных благотворительных, миссионерских, религиозно-просветительных обществ и братств, православная женщина всегда может найти возможность служить своему Господу не только от имения своего, но и от личных трудов своих.


Пермские «немоляки-неплательщики». П. М.

В январе прошлого года на Михайловском заводе Красноуфимского уезда Пермской губернии ярко обнаружили себя сектанты «немоляки-неплательщики». Рабочий Михайловского завода Михаил Дайбов, ратник ополчения, за побег из части войск был задержан полицией и передан в распоряжение красноуфимского воинского начальника. И вот несколько человек крестьян явились к заводской полиции и потребовали освобождения Дайбова. Узнав же, что Дайбов уже препровожден к воинскому начальнику, они заявили полиции, что «больше не будут давать солдат», ибо «никакой вражды ни с каким государством не имеют и воевать ни с кем не желают», что и вообще «войны не признают, но считают все племена и народы братьями», что «война идет не от Бога, а от людей земных», причем в подкрепление себя ссылались на тексты из посланий апостола Павла. Расследованием было обнаружено, что в Михайловской волости имеется до 20 семейств, принадлежащих к «немолякам-неплательщикам»; они, отвергая всё православное, не принимают никакого участия в общественных делах и уклоняются от несения воинской повинности. Последнее обстоятельство, при безнаказанности за означенное уклонение от воинской повинности — с одной стороны, сопровождается некоторым увеличением секты «немоляков-неплательщиков» за счет православия, а с другой, порождает ропот среди православных, справедливо усматривающих в этой безнаказанности огромную привилегию для еретиков, так ценную особенно в настоящее военное время.


К некрологу М. М. Ковалевского. Профессор-протоиерей Т. И. Буткевич

23 марта в 2 ч. 10 м. пополудни скончался Максим Максимович Ковалевский — выдающийся ученый, популярный профессор, юрист, общественный деятель, член Государственного Совета по выборам от Академии наук и университетов, боевой представитель партии левых… К величайшему изумлению и глубокому прискорбию своих политических единомышленников и литературно-публицистических друзей, М. М. Ковалевский пред своей смертью оказался сыном Православной Церкви!.. Друг атеистов и безбожников, учитель демократизма и социализма, радикал-оппозиционер, энергичный защитник всех сектантов и раскольников, не сказавший публично ни одного слова в пользу Православной Церкви, вдруг пред самой своей кончиной нашел в себе мужество заявить доктору Геровскому: «чувствую, что скоро умру, — хорошо еще, что успел причаститься!» Ясно, что причащение было для него настоятельной потребностью души, а не простой формальностью. Настоятель Симеоновской церкви о. Бычков в своем прочувствованном надгробном слове, посвященном памяти М. М. Ковалевского, свидетельствовал его лже-либеральным почитателям: «В момент его болезни мне, как священнику, пришлось убедиться в том, что М.М. составлял редкое и исключительное явление среди русской интеллигенции. За три дня до смерти, когда покойный приобщился Святых Таин, он сказал мне, что он устал, что он хочет уйти к своей матери».


Удивительная «пьеса»!.. Профессор А. Бронзов

Разумею произведение, принадлежащее А. А. Папкову и носящее заглавие: «Победа апостола Петра (Апостол Петр в борьбе с Симоном Волхвом)». В «предисловии» к своему труду автор заявляет, что «древние письменные источники, дающие весьма любопытные сведения о характере и строе первобытной христианской общины и о знаменательной борьбе первого апостола с первым антихристом Симоном Волхвом, мало известны даже образованной публике», а потому он и «делает попытку изобразить в строго-правоверном духе и направлении эту величественную и решительную для христианства борьбу в литературной форме». Следует сказать, что «попытка» г. Папкова в высшей степени неудачна во всех отношениях… Скучная безжизненная «вещь» г. Папкова, неискусно передающая о «легендарном» и, тем не менее, «решительном» (!!) «для христианства» столкновении апостола Петра с Симоном Волхвом в Риме, где последний, полетевший будто бы, упал на землю и eo ipso был посрамлен апостолом, — оставляет в читателе впечатление весьма убогого произведения, а главное, бесполезного и даже прямо вредного, — вредного иногда и особой тенденциозностью, но чаще всего — массой выдумок апокрифических, легендарных рассказов, искажений правды… О каком уж тут благотворном или воспитательном значении «пьесы» можно говорить. Нужно в народной массе укреплять истину, а не засорять сознания этой массы всякими легендами. Иначе истина перемешается с выдумками, и в итоге получится вреднейшая неразбериха. Достаточно уж того, что, например, нашумевшая драма «Царь Иудейский» рассказывает многочисленным ее читателям небылицы о существовании во втором Иерусалимском храме «ковчега завета» и проч.

Другие статьи из рубрики "Via Historica"

система комментирования CACKLE