Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Воскресной школы недостаточно

Почему даже православные родители в Санкт-Петербурге часто отказываются выбирать курс «Основ православной культуры»? На этот вопрос отвечает заместитель председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров.
Журнал: № 3 (март) 2016Автор: иерей Илья Макаров Опубликовано: 23 марта 2016

В чем проблема?

Вновь на повестке дня «Основы Православной культуры». Вот уже несколько последних лет родители учащихся начальной школы стоят перед выбором: традиционная духовная культура, калейдоскоп религиозности или этика, в которой нет места для Бога? Иногда мамы и папы пытаются ответить на собственный вопрос: кто мы? с кем мы? чего мы хотим для своего ребенка? какое наше прошлое и будущее? В этом им помогают директора школ и классные руководители, реже — духовные лица, и совсем редко — свой собственный духовно-культурный опыт.

Интересно проходят родительские собрания, где есть верующие родители. Они или пытаются показать другим красоту сделанного ими однажды духовного выбора, или, в общем порыве, чаще всего направляемом учителем, соглашаются на общественный этикет и мультидуховное слайд-шоу. Вот проблема: мы выбираем между собственной соотнесенностью с конкретной религиозной традицией и дружелюбием Петербурга в духе «не дай Бог кого-нибудь обидеть своим убеждением». В очередной раз будем разбираться…

 

Слово родителям

— Мы, как православные христиане, не задумываясь, выбрали для нашего сына «Основы православной культуры» (ОПК), — пишет один из таких родителей. — Лично я был уверен, что из всех предлагаемых вариантов этот выбор единственно возможен для христиан и, насколько я знаю, такова же позиция Церкви. Перед собранием я решил опросить своих православных друзей, находящихся в аналогичной ситуации… Каково же было мое удивление, когда я узнал, что подавляющее большинство из опрошенных выбрали для своих детей модули «Основы светской этики» (ОСЭ) и «Основы мировых религиозных культур (ОМРК)…» Причины выбора были названы различные: от «нас поставили перед фактом» до «вот, если бы предмет вел батюшка…» и даже «мой ребенок и так всё знает». Больше всего меня расстроил и встревожил тот факт, что все эти люди регулярно посещают храмы, соблюдают посты, исповедуются, причащаются, а многие из них имеют духовника… По моему мнению, православным стоит быть более активными в отстаивании своих прав на изучение своими детьми ОПК. Наша инертность в данном вопросе, безусловно, смущает людей, находящихся на пути ко Христу и Его Святой Православной Церкви, и мешает сделать им правильный выбор.

В этих строчках чувствуется скорбь души человека о ситуации, в которой, по крайней мере, в Петербурге, мы все оказались. И это не единственный отзыв о происходящем. Мы долго стремились к адекватному и честному освещению модулей учебного курса на родительских собраниях, много внимания уделяем повышению квалификации учителей, ведущих этот курс, создали несколько учебных пособий в помощь учителю, старались, чтобы они были интересны именно детям. Но вот незадача — оказывается, самим православным это не нужно.

Вот еще несколько выдержек из онлайн и офлайн-бесед:

— Родительское собрание провела сама директор. Она рассказала о трех основных модулях, о свободе выбора. Причем, рассказала так хорошо, что одна из родительниц сказала, что выбрала бы сразу несколько модулей. На вопрос одной из родительниц: «А если кто-то выберет иудаизм или буддизм?» директор сказала, что: «Если вы, действительно, выберете этот модуль, то это будет проблема школы — найти преподавателя». При этом я понимаю директора. Допустим, если она скажет: «Если вы православные — выбирайте ОПК», — то в классе вполне может найтись пара мусульман, которые скажут: «А чем мы хуже? Почему мы должны идти на ОМРК?» И придется готовить преподавателя ОИК и свободную аудиторию, которой в нашем маленьком лицее нет.

— Я вообще очень равнодушно ко всему этому отнеслась — вести будет их же учительница. Дите ходит в воскресную школу, что ж еще нужно. А урок в школе останется уроком в школе. И что тут можно сделать? Мы, наоборот, всё сделали, что могли. Муж встал на собрании и выступил перед родителями, что надо выбирать ОМРК, а не ОСЭ… А по поводу ОПК мне было объяснено, что нет учебников, поэтому учитель не может курс вести. Мне кажется, основы мировых религий это очень хороший и полезный предмет.

 

НЕБОЛЬШИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ:

ОРКСЭ — основы религиозных культур и светской этики (учебный курс)

ОПК — основы православной культуры (модуль учебного курса)

ОМРК — основы мировых религиозных культур (модуль)

ОСЭ — основы светской этики (модуль)

ОИК — основы исламской культуры или основы иудейской культуры (модули)

ОБК — основы буддийской культуры (модуль)

Конфессиональные модули — не религиозно-практические, а культурологические — не учат детей обрядовым действиям, но дают возможность соприкоснуться с духовным содержанием традиционной религиозной культуры, раскрывают этический код родной истории.

 

Православная культура или субкультура?

Получается, что православным родителям достаточно для своих детей воскресной школы, ведь там из уст священнослужителя они узнают вероучительные истины. В храме хорошо, все свои, всё понятно — там для души. А школа — вроде как вынужденный элемент вхождения во взрослую жизнь — необходимую телесность — там напряженно, и не следует открываться душой. Вот и сидим мы в своем мирке, не рассказываем другим о своем Спасителе Господе Иисусе Христе. Мы не даем возможность своим детям поговорить о Боге с соседом по парте, который не ходит в воскресную школу и теперь уже никогда в нее не попадет, наверное, потому что православный сосед не пригласил туда в удобный момент разговора о Христе на школьном уроке православной культуры.

Мы не хотим говорить о Христе среди своих же соотечественников, потому что боимся, а вдруг рядом окажется кто-то с мусульманскими или иудейскими корнями. Это может их обидеть. Или, вернее, их рассказ о своей религии обидит нас. Зачем нам создавать в классе разделения по конфессиональному признаку? Лучше всех разделим по принципу: атеистические релятивисты или знатоки мультирелигиозной символики! Воцерковленность православных людей пусть проявляет себя только в стенах храма, а вне его — благосклонное изучение специфических слов и картинок из жизни иной конфессии, традиционной для многонациональной Российской Федерации. Большинство православных сегодня согласны с этим и, самое главное, чтобы наши соотечественники из исламской, иудейской или буддийской культуры были не против такого подхода с нашей стороны.

Нет подготовленных учителей, нет свободных помещений в школе, не доверяют светскому учителю, нет учебников… Разве нас действительно именно эти вопросы останавливают, когда мы сталкиваемся с насущной необходимостью воспитать своих детей для православной культурной миссии среди тех, кто «крещен, но не просвещен»? Администрация города убеждает нас, что все возможности для любого выбора есть, пожелания могут быть учтены, никаких финансовых или полиграфических трудностей нет. Мы же упорно готовы выбирать только между тремя-двумя «соснами», словно блуждая в них. Но почему наш выбор должен быть ОМРК-ОСЭ-(ОПК), а почему не ОПК-ОИК-ОБК или ОИсК-ОБК-ОИуК, почему мы позиционируем российское общество как атеистическое-релятивистское-православное/инославное, почему православно-ориентированные люди считают более плодотворным свой диалог с атеистами или агностиками, чем с представителями иной традиционно-исторической религиозной культуры?

 

Единый стержень

Россия, прирастая новыми землями или обогащаясь новыми этносами, вбирала в сферу своего знания и созидания и самобытные религиозные культуры. Однако, главный вектор в истории, культуре, политике, образовании и мировоззрении оставался всегда одним. Словно понимая, что без единого государственного стержня всё развалится, все народы России консолидировались вокруг общей религиозной идеи, которая не ущемляла никогда ни одну национальность и ни одну религию. Эта идея — следование заповедям Господа Иисуса Христа, утверждение Его истины в традиционном воспитательном ориентире, и визуальное провозглашение доминантной религиозной культуры в золотых куполах православных храмов.

Вот мнение специалиста в области педагогики и культурологии по данному вопросу:

«Православная культура является ценностным стержнем всех религиозных культур на территории России, поэтому изучение модуля ОПК будет целесообразным для всех учащихся Российской Федерации. Только ОПК формирует целостное и ценностное мировоззрение, а не навязывает правила как ОСЭ. ОМРК разрушает целостное мировосприятие, т. к. в силу возраста учащиеся не способны воспринимать пеструю мозаику информации».

 

У нас всё получится

Часто из уст даже профессиональных религиоведов можно услышать «непреложную истину» постсоветского настроения о том, что в школе ребенок не должен ничего слышать о Боге. Иногда они соглашаются на компромисс — рассказ о различных верованиях людей в виде мифов и легенд. Подобные убеждения формируются из желания противопоставить непротивопоставимое: с одной стороны — науку (образование, культуру), с другой стороны — религию.

Не хотелось бы сводить данный разговор к схожим вопросам взаимоотношений религии и науки, когда обе стороны для доказательной базы используют множество имен великих ученых, которые или были верующими людьми, или же являлись атеистами. Лично мне понравился ответ на этот «вечный» спор в фильме Х. Кронка «Бог не умер» (а также в одноименной книге и одноименной песне) — ученые атеисты просто закрылись от Бога в обиде на Него. Конечно, в реальной жизни всё не так однозначно. Но разве мы, православные христиане, подобно упомянутым ученым-атеистам, сегодня не закрываемся от Божиего призыва свидетельствовать о Нем любой предоставляемой нам возможностью и не уходим, как в детской игре, в наши «домики», где нет посторонних, и где нас никто не схватит? Может, мы тоже обижаемся на Бога за то, что у нас сегодня не так всё хорошо, как хотелось бы, и приходится много трудиться над тем, чтобы в нашем обществе торжествовали Его заповеди, а наши дети «ради поддержания толерантного мира с соседями» стесняются о Нем говорить и о Нем слышать? Или же это европейские тенденции убеждают нас в бесполезности всех усилий, потому что апокалипсис неизбежен, и лучше заняться личным спасением (и желательно в самом святом месте)?

Надеюсь, что всё это не так. И ответы на вопросы есть. Немного здравой решительности — и у нас всё получится. В чем помощь Христа Спасителя да сопутствует нам! Начать необходимо с детских садов, со школ, ВУЗов — где люди изучают, интересуются, совершенствуются и просто мечтают о хорошей полноценной и правильной жизни.

Другие статьи из рубрики "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

система комментирования CACKLE
5 декабря, понедельник
rss

№ 3 (март) 2016

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 2)
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 1)
/ Острый угол / Я уже подрос и всех люблю
/ Острый угол / Синдром Дауна: ложные страхи и удивительные открытия
/ Интервью / Религиозный туризм: от предложения до разработки
/ Via Historica / Март 1916 года. О чем писал "Церковный вестник" ровно 100 лет назад?
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / «Под улыбкою холодной императора Петра…»
/ Имена / Памяти друга
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Обитатели зеленого острова
Звезда по имени «Евангелиум»
/ По душам / Не бояться смерти - это как?
/ По душам / Две стороны одного таланта
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Воскресной школы недостаточно
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Психологи о страстях и искушениях: уныние — ночь души
Музыка в марте
«Древний ужас» и «русские сезоны»