Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Март 1916 года. О чем писал "Церковный вестник" ровно 100 лет назад?

В марте 1916 года русские войска успешно наступали на северо-западе Белоруссии и в Иране, немецкая подлодка затопила наше госпитальное судно «Портюгаль» (погибло 115 человек), умер художник Василий Суриков.  «Церковный вестник» в мартовских выпусках рассуждал о причинах  ненависти латышей к немцам, мечтал о христианском социализме,  смеялся над демократизацией приходской жизни.
Раздел: Via Historica
Март 1916 года. О чем писал "Церковный вестник" ровно 100 лет назад?
Церковь святителя Петра Московского, построена в 1911-1912 годах.
Журнал: № 3 (март) 2016Страницы: 56 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 2 марта 2016

Под гнетом лютеранства

Профессор-протоиерей Т. И. Буткевич

 По газетным сообщениям, как официальным, так и частным, в рижском районе военных действий добровольно устраиваемые батальоны латышей производят чудеса храбрости и причиняют страшный вред немцам. Голова латышского предводителя К. уже оценена в 50 000 рублей, о чем немцы объявили в своих прокламациях, сбрасываемых на позициях с аэростатов… Что же побуждает мирных и незлобливых по природе латышей к добровольному принятию участия в кровопролитнейшей войне, какой еще не знает история, к пренебрежению явными опасностями для жизни и обычными нечеловеческими жестокостями немцев, причиняемыми пленным? — Латыши мстят своему вековому врагу: они пользуются случаем, чтобы свести с ним счеты и погасить свой долг…

За то только, что латыши исповедовали русскую веру, их сгоняли с усадеб под самыми пустыми предлогами, а иногда и без всяких предлогов; по той же причине им систематически отказывали в работе; повинности на них налагали тяжелее, чем на лютеран, налоги взыскивали беспощаднее; доводя их преднамеренно до нищеты, помещики-лютеране при всяком удобном случае давали им чувствовать, что всё это делается с ними потому только, что они православные и что жизнь их немедленно изменилась бы к лучшему, если бы они вернулись к лютеранству; пасторы с кафедр глумились над их верой и натравливали на них их односельчан лютеранского исповедания; на испытываемые ими обиды и притеснения они подавали жалобы, но ни у кого не находили ни защиты, ни сочувствия. Генерал-губернатор и губернаторы энергично поддерживали немцев в их угнетении латышей…

От своего обычного поведения в отношении к латышам немцы лютеране не отказались даже и в наши дни. Удивительно ли после этого, если в настоящую войну и латыши добровольно взялись за оружие, чтобы сосчитаться со своим исконным врагом.


«Социализм без политики»

Профессор А. Бронзов

В газете «Новое время» появилась интересная заметка: «Город-сад». Сообщается, что в Сибири нынешней «весной будет приступлено к постройке железнодорожной колонии на станции Кольчугино. Колония будет построена по образцу города-сада»… Если это действительно так, останется только радоваться.

В 1898 году г. Говард издал книгу «Города-сады завтрашнего дня». Основная мысль Говарда такова. Все «богатства», к каким стремятся люди, «эфемерны», скоропреходящи. «Корабли, копи, фабрики» — всё это изнашивается, постепенно теряет стоимость и т. п. Нечто «постоянное» — «только земля», вечно сохраняющая свою цену. Ее, т. е. землю, посему, и нужно культивировать — «использовать». Например, устроить на ней «города-сады» с массой воздуха и простора, гигиенично, во всех отношениях «удобно»… — с поместительными, хорошими и дешевыми жилищами для тех, кто желал бы их приобрести, не имея возможности достигнуть этого в обычных нынешних городах, где и теснота, и отсутствие воздуха, непомерная дороговизна… Так как рабочий класс, который в данном случае преимущественно имеется в виду, связан с фабриками, заводами,.. то и те и другие могут быть устроены на территории «городов-садов»,.. но так, однако ж, чтоб от этого преимущества последних нимало не пострадали. В результате получится нечто полезное в высшей степени и «постоянное», не скоропреходящее.

Социалисты кричат всюду, даже свои книги снабжают неумными эпиграфами: «В борьбе обретешь ты право свое»… Вот и вырвать у них возможность кричать так, — лишить их всякой почвы для таких кликушеств. Вот почему мы приветствуем и проект устройства такого «города-сада» и в отдаленной Сибири. «На устройство» последнего «предположено ассигновать до миллиона рублей». Значит, дело наполовину обеспечено.
«Социализм без политики», но с христианской религией, с христианской нравственностью, с Христовой Церковью… — социализм, так сказать, особый, имеющий общее с обычным социализмом только одно, в сущности, имя, — можно лишь поощрять как одно из средств в борьбе с социализмом противо-христианским, безбожным, безнравственным… т. е. с марксизмом и прочими его разветвлениями.


Восстановление прихода

Архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий)

Я получил из разных епархий, начиная с Волынской, десятки священнических писем, писанных слезами и кровью, в коих батюшки просят совета, что им делать. Сами они учредили в своем приходе собрания, сами составили «приходской совет», и что же? Первым и единственным делом новоучрежденного приходского парламента было требование смены причта и замена его выборными из своей же крестьянской среды, причем иногда намечались уже и кандидаты — ловкие проходимцы из мелких торговцев, никогда не занимавшиеся религией и не умевшие даже «Господи, помилуй» пропеть.

Такой афронт наивных батюшек — учредителей приходских собраний — до того ошеломил, что один из них, безупречный и бескорыстный настоятель малороссийского прихода в Кременецком уезде, умолял избавить его от всякого прихода и поступил в уездные наблюдатели школ в соседний округ на самое скромное содержание, с обязательством разъезжать весь год по гатям и болотам нашего Полесья, лишь бы не возиться с приходскими горлопанами… О том же самом заявили мне члены Киевского миссионерского съезда, и когда на одном заседании начались горькие сетования бедных оскорбленных священников на новое положение дела, то ни одного голоса не поднялось в защиту приходских советов и собраний. Содержание же сетований заключалось в том, что с учреждением приходского парламента священник перестает быть духовным отцом и пастырем прихожан, а обращается в общественного приказчика, которому прихожанин «поручает» исполнить требу, а приходское собрание и приходской совет его муштрует, учитывает, отчитывает и по-хозяйски грозит расчетом, т. е. изгнанием…

 Есть иной путь оживления прихода, есть иное участие в приходской жизни — участие подвигом, трудом, послушанием, молитвой, делами сострадания и взаимного нравственного научения, где нет борьбы честолюбий и корыстолюбий.

Другие статьи из рубрики "Via Historica"

система комментирования CACKLE
2 декабря, пятница
rss

№ 3 (март) 2016

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 2)
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 1)
/ Острый угол / Я уже подрос и всех люблю
/ Острый угол / Синдром Дауна: ложные страхи и удивительные открытия
/ Интервью / Религиозный туризм: от предложения до разработки
/ Via Historica / Март 1916 года. О чем писал "Церковный вестник" ровно 100 лет назад?
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / «Под улыбкою холодной императора Петра…»
/ Имена / Памяти друга
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Обитатели зеленого острова
Звезда по имени «Евангелиум»
/ По душам / Не бояться смерти - это как?
/ По душам / Две стороны одного таланта
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Воскресной школы недостаточно
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Психологи о страстях и искушениях: уныние — ночь души
Музыка в марте
«Древний ужас» и «русские сезоны»