Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

«Древний ужас» и «русские сезоны»

Выставка Льва Бакста, посвященная 150-летнему юбилею художника, будет открыта в Русском музее с 24 февраля по 1 мая. 
Журнал: № 3 (март) 2016Автор: Мария Сухова Опубликовано: 1 марта 2016
Эскизы к легендарным театральным декорациям и костюмам начала XX века, графические и живописные портреты Андрея Белого, Василия Розанова, Зинаиды Гиппиус, фундаментальные античные сюжеты, рассказанные языком неоклассицизма на монументальных полотнах, линии модерна и восточные мотивы в графике — это далеко не всё, что можно увидеть на выставке одного-единственного художника. Яркий представитель известного творческого объединения «Мир искусства» Лев Бакст всегда был в центре событий культурной жизни Санкт-Петербурга. Сквозь его графику можно взглянуть на то, что происходило в литературном кафе «Бродячая собака», в башне Иванова и на Религиозно-философских собраниях, побывать на премьерах Дягилевских сезонов в Париже и даже услышать ритм танца сквозь линии рисунка…

Художественное объединение «Мир искусства» стало важным культурным явлением России рубежа XIX–XX веков. Кризис академической живописи, равно как и недолгая жизнь передвижничества, споры о соотношении традиций и новаторства в искусстве, исчезновение культуры XIX века, предчувствие культурной катастрофы века XX — тот контекст, среди которого мастера разных видов искусства под идейным руководством Александра Бенуа и Сергея Дягилева объединились в поисках новых художественных форм и решений.

Лев Бакст принимал активное участие во всех выставках «Мира искусства», которые проходили в России и Европе. В своем творчестве художник часто обращался к культуре античности. Большой резонанс и пристальное внимание зрителей и художественных критиков вызвало  полотно «Древний ужас». Картина воплощает представление древнегреческой культуры о неотвратимом и разрушительном действии судьбы, которая вызывала ужас бессилия как у человека, так и у богов. Зритель будто с высоты птичьего полета наблюдает гибель античного мира (предположительно, легендарной Атлантиды) в природном катаклизме. Среди бушующей стихии спокойна только величавая скульптура богини, архаическая улыбка которой вот-вот исчезнет вместе с породившей ее культурой. От ужаса перед судьбой человека освободил Христос, открыв ему личные отношения человека и Бога, к Которому всегда можно обратиться. Место судьбы занимает Промысл Бога о человеке, всегда предполагающий сотворчество. Картина Бакста словно предостерегает: дехристианизация культуры может привести к возврату господства неотвратимой судьбы.

Стилистически для самого художника картина стала пробой в неоклассицизме. Больше к нему Бакст не возвращался, найдя для античных мотивов новые художественные формы, а масляным краскам предпочтя графику.

Бакст был одним из ведущих художников «Русских сезонов» — фантастически популярных фестивалей русского искусства в Париже (1907–1914), а в дальнейшем — одним из ведущих художников «Русского балета Дягилева». Эскизы Бакста к блестящим декорациям и костюмам к балетам «Шехерезада», «Клеопатра», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя», «Жар-Птица» вошли в историю как самостоятельные выдающиеся произведения графического искусства. Через линии модерна и цвет художник раскрывает рисунок танца и характер музыки. В костюмах Бакста танцевали известные артисты балета, в том числе Анна Павлова. Успех фестивалей и русского балета в Париже невозможно отделить от заслуги Бакста. Художник часто поражал зрителей смелым сочетанием цветов. Впрочем, зрителя поражали и новаторство хореографии, раздвинувшей рамки классического балета, и новые музыкальные формы современных композиторов. Балет на музыку Игоря Стравинского «Жар-Птица» и выполненные к нему Львом Бакстом декорации и костюмы как нельзя лучше иллюстрируют идею о синтезе искусств.

Творчество членов «Мира искусства» было обращено к культуре минувших эпох, но сопровождалось поиском новой художественной формы. Новаторство художественной формы у Бакста наполнено переосмыслением и раскрытием актуальных тем и приемов искусства античности, Древнего Востока и Древней Руси, в которых он черпал вдохновение для создания театральных декораций. Это не столько открыло новую жизнь искусству былых эпох, сколько сделало искусство Бакста невероятно современным эпохе.

На выставке будет представлено около 100 работ художника из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций. 

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE
9 декабря, пятница
rss

№ 3 (март) 2016

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 2)
/ Острый угол / У девочки Веры теперь есть... семья (Часть 1)
/ Острый угол / Я уже подрос и всех люблю
/ Острый угол / Синдром Дауна: ложные страхи и удивительные открытия
/ Интервью / Религиозный туризм: от предложения до разработки
/ Via Historica / Март 1916 года. О чем писал "Церковный вестник" ровно 100 лет назад?
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / «Под улыбкою холодной императора Петра…»
/ Имена / Памяти друга
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Обитатели зеленого острова
Звезда по имени «Евангелиум»
/ По душам / Не бояться смерти - это как?
/ По душам / Две стороны одного таланта
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Воскресной школы недостаточно
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Психологи о страстях и искушениях: уныние — ночь души
Музыка в марте
«Древний ужас» и «русские сезоны»