Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

ИГРЫ АНГЕЛОВ

Главное — не победа, а участие? С этим афоризмом Кубертена согласятся те, кому пришло в голову организовать православный брейн-ринг. Но не потому, что не хотят расстраивать проигравших. А потому, что и проигравшие станут больше знать о христианской вере и традициях.
Раздел: Служение
ИГРЫ АНГЕЛОВ
Журнал: № 2 (февраль) 2016Страницы: 36-39 Автор: Яна СенькинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 17 февраля 2016

ПРАВИЛА И ИСКЛЮЧЕНИЯ

За двумя сдвинутыми школьными партами сидят три «ангела». У одного — две толстые косы, два других — с растрепанными светлыми волосами. «Ангелы» шушукаются, болтают ногами и смущаются нацеленного на них фотоаппарата. На парте стоит голубая табличка с надписью стилизованным церковно-славянским шрифтом: «Ангелы» — чтобы ни у кого не возникло сомнений. Другие команды рождественского брейн-ринга между школами Всеволожского и Токсовского районов носят более строгие названия: «Правила жизни», «Ладан», «Вифлеемская звезда»…

Брейн-ринг — довольно молодая игра: первый выпуск телепередачи с таким названием вышел в 1990 году, ее автором и режиссером был Борис Крюк. А сама идея принадлежит легендарному Владимиру Ворошилову — отцу-основателю и долгое время бессменному ведущему телепередачи «Что? Где? Когда?». Он-то и провел первый цикл «мозговых битв» (так можно «близко к тексту» перевести название игры). В каждой битве принимали участие две команды, игра делилась на «бои» с несколькими вопросами в каждом. Правила таковы: на вопрос отвечает команда, игроки которой сумели быстрее нажать на специальную кнопку — подать сигнал о готовности ответить. (Вскоре, правда, команды стали «сигналить» сразу после оглашения вопроса, а то и до, — так что пришлось ввести дисквалификацию за фальстарт).

Школьные брейн-ринги — привычная форма внеклассной работы. Но «православные» школьные брейн-ринги — недавнее изобретение. Первый в Санкт-Петербургской митрополии брейн-ринг на православную тематику был проведен во Всеволожском районе Ленинградской области (Выборгская епархия) в преддверии Пасхи Христовой 24–25 марта 2015 г. Рождест­венский брейн-ринг прошел 16–18 декабря. Кавычки в слове «православный» неслучайны: большинство игроков и педагогов-кураторов, не будучи православными верующими, узнавали так много об этих православных праздниках впервые.

В новом «православном» брейн-ринге действуют не менее, а то и более суровые правила. На каждом этапе от трех до шести команд, вместо кнопок — флажки, а «бои» делятся, словно факультеты духовной академии, на библейско-исторический, богословский и литургический. Ответ на вопрос не только должен быть верным, но и содержать осмысление предмета, рассуждение о нем. Например, во время этого турнира нужно было ответить, «как иначе называется Рождественский пост, и почему?» (спасибо Ивану Шмелеву, про название «Филипповки» я знаю, а вот почему?), а также знать «количество и имена волхвов по Евангелию» (вы знали, что имена им дал Беда Достопочтенный в VII–VIII веках?).

  

Ребята получали ориентировочный круг вопросов заранее, готовясь к игре вместе с учителями истории или предметов «Основы православной культуры» и «Мировая художественная культура».

— Ой, готовиться было просто, мы проштудировали вопросы с учителями! Правда, этот литур… третий аспект был сложным, — радостно рапортуют Люба и Наташа из школы поселка имени Морозова.

— Вопросы были очень трудные, — прижимает руки к груди Татьяна Парамонова, учитель всеволожской школы № 3, преподаватель основ православной культуры. — По всей истории! Какие-то ответы на предложенные заранее темы ребята находили сами, что-то я подсказывала. Мы собирались несколько раз. Специально решили взять ребят, которые тянутся к культуре, к православию… Три человека из седьмого класса, по одному из пятого и из третьего.

Подопечных Татьяны Парамоновой видно сразу: «звездочки»-интеллектуалы из команды «Вифлеемская звезда» — самые серьезные и самые юные. Но они чуть было не победили — взяли «серебро»!


ВСЁ О РОДСТВЕННИКАХ ХРИСТА…

Уже второй раз брейн-ринг ведет замдиректора тосненского лицея № 1 Ольга Николаевна ­Радлевич. Хорошо поставленным приятным голосом она оглашает вопрос: «Когда был принесен в храм младенец Христос?», и произносит: «Время!» — с неподражаемой, свойственной только учителям интонацией, от которой по школьной привычке активизируется даже спинной мозг. Вспоминается бескомпромиссное «К доске!». В воздух сразу взмывают оранжевый и бирюзовый флаги: команды-фавориты, «Правила жизни» и «Вифлеемская звезда», определились сразу. У них, как у настоящих знатоков, один человек всегда отвечает за «кнопку» — зато поначалу их периодически дисквалифицируют за фальстарты. «40-й день, Сретение, — проносится в голове. — Чего уж там я не знаю о Рождестве?!» Журналистская гордость оказалась посрамленной уже ко второму бою: «Кем приходился Иоанн Креститель Иисусу Христу?» Предтечей? Жду ответа от знатоков, но, судя по лицам сопровождающих, вопрос будет непрост и для них. Разноцветные флажки развеваются над партами уже не так победно:

— Крестителем.

— Нет.

— Крестным отцом.

— Нет.

— Никем, он просто крестил.

— Нет.

— Дедушкой! — это уже крик отчаяния, кажется, «Ладана».

— Смотрим на экран… — неуверенно произносит Ольга Николаевна, и я понимаю, что из всех присутствующих истинными знатоками оказались только священники: у иерея Дионисия Бунцева, настоятеля храма святых равноапостольных Константина и Елены в Бернгардовке, и иерея Александра Полянского из собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Силбесплотных в Токсово, так и играют на лицах улыбки, в глазах нет вопроса, как у всех остальных. Святой Предтеча и Креститель Иоанн — троюродный брат Господа: праведная Елисавета, его мать, была двоюродной сестрой Девы Марии.


ПОЗИТИВ, ПРОПОВЕДЬ И ПОЛЬЗА

Идея брейн-ринга для школьников на темы великих православных праздников принадлежит иерею Дионисию Бунцеву:

— Мы хотели объяснить детям, что зимние праздники — это не только елка, Дед Мороз и подарки, но и Рождество Христово, которое человечество трепетно вспоминает уже более двух тысяч лет. И именно благодаря Младенцу Христу, а после — церковным традициям, в наших домах появляются и подарки, и гирлянды, и елка, — говорит священник и добавляет: — Заметьте, при разных возрастных составах соревнование проходило ровно, в товарищеском духе — серьезный интерес к игре, рож­дественская тема сглаживают подростковые амбиции и острые углы общения. Я искренне надеюсь, что такое отношение к интеллектуальным играм на православную тематику, такой интерес к православной культуре воспитывает ребят к пользе нашего государства и Церкви.

Отец Дионисий считает, что брейн-ринги — не только прекрасная мотивация для педагогов к изучению исторических, культурных и догматических основ Православия, но и просто форма интересной проповеди учителям.

— Посмотрите, во время обсуждения вопросов командами сопровождавшие ребят педагоги дискутировали между собой, после оглашения ответов внимательно слушали пояснения ведущей или священника, — рассказывает он. — А за чаепитием вместе с учениками задавали нам искренние вопросы. На пасхальном брейн-ринге большое впечатление на меня произвела директор лицея № 1 Всеволожска Тамара Ивановна Семёнова — педагог «старой закалки». Представившись нам как атеист, она, тем не менее, выступила в качестве члена жюри, вручала призы. Я переживал, как пройдет мероприятие, не ударим ли мы в грязь лицом перед убежденным противником Церкви — а Тамаре Ивановне всё очень понравилось, она с интересом следила за игрой. На рождественском брейн-ринге она побывать не смогла, но проводился он тоже здесь, в лицее, которым руководит Тамара Ивановна.

Заметно, что это не официальные слова благодарности «от благочиния — школам». И хотя после пасхального брейн-ринга процент выбора модуля основ православной культуры в школах вырос, а в рождественской игре приняли участие уже больше половины районных школ, — ясно, что просто «для отчета» такое мероприятие не провести.


«БОГ В МЕЛОЧАХ»

Празднику, как всегда, предшествует большая подготовка. Пока ребята изучали библиотечные фолианты… нет, наверное, все-таки электронные библиотеки, помощники благочинных Всеволожского и Токсовского округов иереи Дионисий Бунцев и Александр Полянский обсуждали с директорами школ и комитетом по образованию многочисленные детали, готовили баннеры, презентации, призы и подарки. Нет ни следа «казенного» школьного праздника, продумано всё: и забавные снеговики, вместе с ангелами радующиеся Рождеству на плакатах, и кубки победителям с маленьким вертепами внутри, и главные подарки: Библии в современном издании, но со знаменитыми гравюрами Густава Доре, изложенные для семейного чтения. Вопросы — с запасом, их около сотни, тоже авторства отца Дионисия и отца Александра.

— И ученики, и учителя должны были не заучивать ответы на какие-­то однозначные вопросы, а провести целое тематическое научное исследование. Поверьте, здесь «просто выучить» было невозможно. А размышления, осмысление темы, обучение работать с информацией, как известно любому педагогу и родителю, оставляют и в памяти, и в личном развитии человека гораздо больший след, нежели простая зубрежка. Я верю, что теперь эти знания о Рож­дестве Христовом будут согревать детские души, направляя их к Богу, к добру, к христианским ценностям, — заключает отец Дионисий.

  

Логично предположить, что православным ребятам — ученикам воскресных школ, гораздо легче участвовать в игре. Мою догадку сразу подтверждает знакомая фамилия в команде победителей, учеников лицея № 1: Герман Гуцу, рассказывая о подготовке к игре, благодарит за помощь своего отца, протоиерея Романа Гуцу, настоятеля храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге Жизни», благочинного Всеволожского округа.

— Но другие команды тоже были хорошо подготовлены, — добавляет Герман.

Это правда, иной раз и команда Германа ошибалась. Его спрашивают, трудно ли сохранять православное мировоззрение в современной школе.

— Православным быть нетрудно, — говорит он, — главное — уметь отстаивать свою позицию. Жить со Христом радостно, пусть окружающие это видят.

С педагогической — или психологической — точки зрения, как угодно, победа в православном брейн-ринге поддержит среди сверстников авторитет тех, кому требуется умение отстаивать позиции православного мировоззрения. Очевидно, что непонимание или неприятие подростками «инакомыслящих» переходит в уважение, если человек — специалист в неизвестной им области. А у самих православных ребят вырабатываются лидерские качества, чувство значимости, которое так важно в подростковом возрасте, если твоя позиция не совпадает с позицией большинства.

Маленькая ступенька к большому празднику — брейн-ринг во Всеволожске завершается торжественным тушем в честь победителей. Впереди — еще несколько районных этапов. Большой брейн-ринг, в котором приняли участие команды-победители со всей епархии, не заставил себя ждать — он состоялся в Выборге на Святках.

Ребят поздравляют грамотами и сладкими подарками с рождественскими рисунками. Победителям — Библии. Отец Дионисий отечески подбадривает малышей, взявших второе место: «Веселей, что раскисли, боролись хорошо!» Радостные и смущенно-расстроенные улыбки. И вот уже собирают гелевые шары, бумажных снеговиков и ангелов сворачивают — берегут для следующего этапа игры. «Ангелы» несут радостную весть домой: «Христос рождается, славите! Мама, ты знаешь, что это из канона?»

Другие статьи из рубрики "Служение"

система комментирования CACKLE
7 декабря, среда
rss

№ 2 (февраль) 2016

Обложка