Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

НАЙДИ ОТЦА!

Отношения ребенка с папой — часто неразрешимая проблема. Ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус считает, что сама попытка наладить эти отношения благословляется Богом и является ресурсом не только для детей, но и для внуков.
Раздел: Острый угол
НАЙДИ ОТЦА!
Журнал: № 1 (январь) 2016Страницы: 14-17 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 28 января 2016

ПУТЬ В МИР

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12). Почитание родителей — одна из самых трудных и малопонятных на сегодняшний день заповедей. Что это такое? Любовь к родителям? Ничего подобного. Библия говорит не о любви, а о признании, принятии, уважении и благодарности. Ведь любить своих родителей мы по объективным причинам часто не можем. Без уважения к родителям, к прародителям, к своему роду личность человека постоянно испытывает состояние неравновесия, безопорности. Тем самым, если я не уважаю родителей, я не уважаю самого себя. Психологически это выражается в тревоге, неуверенности, страхе допустить ошибку и вообще страхе перед социумом.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ЛОРГУС РОДИЛСЯ В 1956 Г. В 1982 Г. ОКОНЧИЛ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ МГУ, В 1992 Г. — МОСКОВСКУЮ ДУХОВНУЮ СЕМИНАРИЮ. С 1988 Г. — ДИАКОН, С 1993 Г. — СВЯЩЕННИК. В 1994–2007 ГГ. НАСТОЯТЕЛЬ В ДОМОВОМ ХРАМЕ МУЧЕНИКА ТРИФОНА В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ № 30 В ЧЕРТАНОВО (МОСКВА). В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ — КЛИРИК МОСКОВСКОГО ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ НА ТРЕХ ГОРАХ. В 1999–2001 ГГ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В МГУ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЛОСОФИИ. В 2002–2008 ГГ. — ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИНСТИТУТА СВ. АП. ИОАННА БОГОСЛОВА В МОСКВЕ. ОСНОВАТЕЛЬ И БЕССМЕННЫЙ РЕКТОР ИНСТИТУТА ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ЧЛЕН СОВЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ. АВТОР НЕСКОЛЬКИХ КНИГ И МНОЖЕСТВА СТАТЕЙ. ЖЕНАТ, ИМЕЕТ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ.

Действительно, отец — это путь в мир, мост в социум. Поэтому человеку, у которого не было жизни с отцом, очень сложно наладить отношения с обществом. Он не то чтобы асоциален, но контакты социальные ему даются трудно. И даже если такой человек активно встроен в социальную жизнь, он всегда более напряжен, он тратит больше энергии на преодоление социальных границ, у него есть ощущение, что мир ему враждебен. Например, недоверие к начальству — распространенный симптом безотцовщины: выросший без отца и начальников ниспровергает, постоянно находится с ними в конфликте. Ему вообще сложно подчиняться, и он не способен признавать авторитеты. Немудрено: он не познал отцовского авторитета или против отца настраивала мать.

Человеку, выросшему без отца, менее свойственно стремление к достижению чего-либо. Потому что отец — это развитие, он нацеливает ребенка на успешность. Это может делать мать, но не настолько последовательно. Скажем, она старается не просто помочь ребенку сделать домашние уроки, а сделать их вместо него. Отец же объясняет, что не получилось, говорит: «Так, чего-то ты не понимаешь, садись, будем разбираться». Он не выполняет задание за ребенка — у него просто не хватает на это терпения — и нацеливает на самостоятельное решение задачи.

Еще важно, что отношение отца к матери дает ребенку модель отношений мужчины и женщины, мужа и жены, модель, которую больше нигде подсмотреть нельзя — ни в книгах, ни в кино. Почему? Потому что с отцом и матерью — и больше ни с кем — ребенок засыпает и просыпается каждый день в течение по крайней мере 18 лет. Где эти 18 лет еще взять? Если мы будем читать романы или ходить в кино, мы такого опыта, конечно, не получим. Родительская модель незаменима, и каких-то очевидных изъянов в личности при ее отсутствии избежать не удастся.

«Безотцовщина» — это часто отсутствие ценностного стержня. Мать предпочтет пожертвовать смыслом только для того, чтобы у ребенка было здоровье, жизнь и комфорт. А отец скорее пожертвует комфортом и здоровьем ради ценностей и смыслов. Например, раннее утро воскресенья, отец будит детей: «Вставайте-вставайте, пойдем на Литургию». Мать: «Ну дай им поспать, отдохнуть, они за неделю устали в школе». Она хочет, чтоб дети выспались. Он — чтобы получили ценностную ориентацию в жизни. Поэтому мужчина, который воспитан только матерью, часто умеет заботиться о своем психическом и физическом здоровье, но в меньшей степени озабочен смыслом своей жизни. Это проявляется в том, что рано или поздно его настигает кризис: он ищет смысл и не знает, где его взять.

НЕРАВНОЦЕННАЯ ЗАМЕНА

Как можно компенсировать отсутствие отца? Во-первых, у матери в семье может быть мужчина — дедушка, дядя, отчим, друг — который способен явить ребенку другой, отличный от материнского, тип личности. Во-вторых, мать может найти для ребенка кого-то в социуме, кто был бы для него авторитетом — учителя, тренера, духовника. Если и этого в жизни не было, человек должен искать возможность «дородительствовать» себе сам. Личное усилие, такая личная психотерапия предполагает, что человек не ищет себе фигуру, заменяющую отца, в священнике, в начальнике, муже или в жене, а воспитывает в себе те качества, которые в норме должны быть приняты от отца. Это сложно и до конца невозможно, но такую задачу следует перед собой ставить.

Отчим может быть хорошим воспитателем. Он — муж матери, и если она с ним счастлива, то и ребенку хорошо: он освобождается от необходимости ублажать маму, мамино счастье уже от него не зависит. Но если мама со своим мужем не уважают родного отца, то и ребенку плохо. Если родного отца уважают, у ребенка появляется возможность уважать отца приемного. Это общемировая практика: подготовка приемных родителях предполагает обучение тому, чтобы почитать родного отца, каким бы он ни был, и даже вне зависимости от того, известен он или не известен.

НЕ «БИОЛОГИЧЕСКИЙ», А РОДНОЙ

Что значит «нет отца»? Найди отца! Если невозможна встреча с ним, можно ему написать и получить ответ. Даже если он ответит: «Я не хочу тебя знать», ты хотя бы удостоверишься в том, что он есть. Это само по себе очень важно. Если отец умер — можно найти могилу, поклониться, найти близких людей и расспросить о том, какой он был. Ведь из этих рассказов можно не только узнать о нем, но и увидеть в его образе собственные черты — ведь ты на него так похож! А если я буду знать, откуда та или иная черта характера, значит я пойму, что я на этом месте не пуст, что есть земля, в которой мои корни.

«Биологический отец» — нехороший термин. Нельзя свести родительство к биологии, так же как человека вообще нельзя считать только организмом — он существо духовно-телесное. Есть, конечно, поговорка «не тот отец, кто родил, а тот, кто воспитал», но есть и другая — «родная кровь — не водица». Родство, принадлежность к роду — это реальная вещь. Я служил в психоневрологическом интернате, где живут сироты. Вы не представляете, как они стремятся найти своих родителей, зная, что от них отказались, слыша от персонала не самые лестные слова об отце и матери. Целый роман можно написать о том, как девочка Юля искала свою мать. В первый раз она приехала — ее приняла только бабушка. Во второй раз ей удалось пообщаться и с мамой. Она просто попила чаю, посидела рядом с ними — и отправилась восвояси. Возможно, она их больше не увидит. Но Юля поняла, что она на этом свете — не листик, который носится ветром, а росточек, который имеет корни.

«КНИГА ОБ ОТЦОВСТВЕ» (НИКЕЯ, 2015) — ТАК НАЗЫВАЕТСЯ ПЕЧАТНЫЙ ТРУД ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ ЛОРГУСА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ОДНОМУ ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ МУЖСКИХ ПРИЗВАНИЙ.

БЕГСТВО ИЗ СЕМЬИ

Между отцом и сыном могут быть не только объективные, но и субъективные барьеры. Например, очень часто между отцом и ребенком встает мать. И ситуация может быть неразрешимой, потому что если отец будет настаивать на своем, то между супругами возникает не только спор, но и конфликт. Мужчина может потерять отношения с женщиной. А если не будет настаивать, то отношения сохранит, но потеряет какую-то важную функцию в общении со своим ребенком. И тот и другой выход имеют свои ущербы. И в том и другом случае речь идет об ограничении мужской роли. И всегда в таких ситуациях приходится выбирать. С этого может начаться распад семьи.

Еще одна ситуация: ребенок становится родителем своим родителям, опекает их, наставляет. Но по своему семейному статусу он не может отвечать за их судьбу. И если это все-таки происходит, он берет на себя тяжесть, которую понести не может, и, по сути, нарушает пятую заповедь. Жизнь течет только вперед, от предков к потомкам, и эту речку нельзя повернуть вспять, энергию детей нельзя направить в противоположную сторону. Превращая своих родителей в детей, человек своим детям чего-то недодает, а те в свою очередь оказываются неспособны передать какие-то жизненные навыки своим детям. А еще через поколение вообще может никого не остаться, род иссякнет.

Бывает и такое, что отец совершает побег из семьи. Например, мужчина начинает проводить много времени на работе, куда больше, чем со своими детьми. Возможно, он считает своим долгом зарабатывание денег, боится, что в семье его обвинят в том, что денег он приносит мало. Это заставляет его работать-работать-работать — и время, проведенное на работе, в его сознании оказывается неким алиби: если я на работе, значит я хороший мужчина. Мне посчастливилось вырасти в среде, где были геологи, летчики, моряки, военные, которые по полгода, по году не бывали дома. Если бы вы знали, как страдают дети и жены, не видящие так долго своих отцов и мужей. Конечно, у мужчины есть служение, есть карьера. Но не слишком ли большую жертву они приносят за свои успехи? Конечно, семья всегда гордится достижениями своего главы. Но любовь всегда стремится к тому, чтобы быть рядом. Я бы не хотел возводить семью летчика, космонавта или известного артиста, который неделями пропадает на съемочной площадке, в норматив. Это неразрешимая проблема.

МУЖСКИЕ И ЖЕНСКИЕ РОЛИ

У меня есть несколько знакомых семей, где мужчина берет на себя бóльшую часть домашнего труда, а добытчиком, тем, кто обеспечивает семью, является жена. При этом мужчина остается хозяином, а женщина его помощницей. Всё потому, что мужские и женские роли не имеют никакого отношения к хозяйству. Это не плита и продукты, это другой слой бытия. Мужская роль — это защита, граница семьи, ценности, смысл и развитие. Женская роль — забота, жизнь, здоровье, чувства, теплая атмосфера внутри семьи. Кто сидит с детьми, а кто кормит — неважно. Мужчина — не помощник матери, мужчина — помощник Бога. Несущественно, сколько он зарабатывает, существенно — является ли он духовным лидером. Отец — носитель ценностей и традиций. Он определяет, как правильно с моральной точки зрения поступить в том или ином случае. Использовать ли отпуск, чтобы съездить на море, или навестить родителей жены, уважить их.

Впрочем, это в городе, в квартире всё рассыпается и семейные роли смешиваются. Когда семья поселяется на собственной земле, сразу восстанавливается традиционное хозяйственное разделение труда. Вопрос, кто за что отвечает, отпадает. Сегодня многие семьи — и в России, и за рубежом — из городов перебираются в сельскую местность, предпочитают жить в собственном доме. И это признак социального оздоровления.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Отчизна — это не то место, где формально я родился, а та земля, откуда моя семья, мой род. Когда человек впервые приезжает на свою родину, туда, где стоит или стоял дом бабушки и дедушки, когда он видит могилы, на которых написаны их имена, когда просто разглядывает старые фотографии, копается в архивах (если они есть), такие сильные чувства просыпаются, такой открывается мощный ресурс! Человек как будто начинает дышать полной грудью, он говорит себе: я могу гордиться, я могу творить, я могу трудиться в полную силу. Это и есть патриотизм, без которого невозможна полноценная духовная жизнь.

Взгляд на религию, предполагающий отрыв от корней ради каких-то высших целей, ради духовного возрастания, не имеет никакого отношения к христианству. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» — генеалогия, отсылающая к Ветхому Завету, но целиком воспринятая Новым Заветом. Почему двум евангелистам было важно привести родословие Иисуса Христа? Почему мы чествуем Божию Матерь? Почему мы почитаем праотцев? Почему для нас важно поминать родителей святителя Николая, преподобного Сергия и преподобного Серафима? Потому что физическое, кровное родство имеет огромное значение с религиозной точки зрения. Многие святые находились в послушании у родителей вплоть до их смерти. Тот же преподобный Сергий, только похоронив отца и мать, отправляется на гору Маковец, где потом выросла Троице-Сергиева лавра. Хотя он мог оставить родителей на старшего брата Стефана. Мать Феодосия Печерского буквально за ноги вытаскивала его из пещеры, и главный свой подвиг он фактически начал после смерти матери. Преподобный Серафим ушел раньше, но — получив родительское благословение. Тот путь, который в идеале заканчивается святостью, встречей с Богом, начинается у родительского порога.


Записал Тимур Щукин
Выражаем благодарность издательству "Никея" за помощь в подготовке материала.

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

система комментирования CACKLE