Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Встреча с Афоном

Каноничные образы Спасителя и святых, созданные в лучших традициях русской иконописи. А рядом с ними — выполненные в импрессионистской манере афонскиепейзажи. Такое удивительное сочетание можно наблюдать на выставке художника и иконописца монаха Ефрема, в миру Владимира Макарова (1938–2014). Экспозиция открыта в Строгановском дворце до 25 января.
Журнал: № 1 (январь) 2016Автор: Мария Сухова Опубликовано: 2 января 2016

Реставрация и «второе открытие» в начале XX века почерневших от времени древнерусских икон, новое обретение «умозрения в красках» и обратной перспективы оказали ключевое влияние на русский символизм и абстракционизм — от Врубеля до Кандинского. Именно воспринятый в иконе язык позволил художникам первой половины XX века наиболее ярко и ясно передать свои духовные поиски. Владение двумя художественными «языками» — живописи и иконы — делает творчество монаха Ефрема особенно интересным.

  

Владимир Макаров получил образование художника-реставратора. С 1983 года работал в составе бригады Ленинградской областной реставрационной мастерской над сохранением настенной живописи Спасо-Преображенского собора на Валааме, вернул к жизни много пострадавших в советское время икон, которые сегодня находятся в музее Валаамского монастыря. А в свободное время постоянно писал пейзажи.

Поворотным событием в жизни и творчестве художника-реставратора стала командировка на Святую гору Афон, куда в 1992 году он прибыл реставрировать фрески и иконы русского Свято-Пантелеимонова монастыря. По его собственному свидетельству, «на русском Афоне он нашел то, что искал всю жизнь», поэтому и остался здесь навсегда. В 1998 году Владимир Макаров был зачислен в число братии, в 2005 году принял монашеский постриг с именем Ефрем.

  

Его талант иконописца сразу был замечен в Греции. Последовали приглашения работать в разные монастыри Святой горы: он занимался реставрацией и писал новые иконы и фрески. Образ святого Силуана Афонского, который был написан им на стене Покровского корпуса вскоре по прибытии в русский монастырь, попал на открытки и обложки книг о старце.

Он не оставлял живопись на протяжении всей жизни. Подобно дневниковым записям, живописные работы отражают духовный путь художника и монаха. Афонские пейзажи передают восхищение художника Божиим миром и радость бытия:динамично наложенные мазки, играющие всеми красками, яркие чистые цвета. Это состояние художник пронес через всю жизнь: лучащаяся радостью картина «Жизнь на Афоне» написана им, уже монахом, всего за два года до смерти. Размышления инока об «узком пути и тесных вратах, ведущих в жизнь вечную», передает картина «Философия. Молитвенная тропа». Подобно тому, как это происходит в обратной перспективе, тропа не сужается, а расширяется, приближаясь к небу. Практически монохромная, выполненная в оттенках синего, картина подчеркивает отрешенность раздумий. Пейзажи монаха Ефрема (Владимира Макарова) быстро получили признание и отклик у зрителей. Сегодня многие его работы находятся в музеях и частных коллекциях.

  

Друг художника историк Михаил Талалай вспоминает, как однажды, в первые годы пребывания Владимира на Афоне, один богатый грек пригласил его расписать фресками свой дом. Это сулило большой заработок, и кто-то из братии пошутил, что Владимир в монастырь не вернется. «Именно у моего богатого грека, — рассказывал отец Ефрем, — я осознал, что нет мне более места в миру. Всё с ним было хорошо. И церковь расписываю. И паломничаю в дальние места, даже на Кипр, к Киккской Божией Матери, съездил. Грек упрашивал меня остаться навсегда, другие заказы обещал найти. А я ему — отпусти меня на Афон, монахом хочу стать. Держать меня не стали…» Михаил Талалай расспрашивал монаха и живописца о пройденном пути незадолго до его кончины. «Отец Ефрем взял с полки старинную книгу и погрузился в видавшее виды продавленное кресло. „Что еще надобно? — сказал он мне свою последнюю фразу, — Вот эта книга святых отцов и Афон. Больше ничего“».

На выставке представлены икона и живописные произведения, выполненные монахом Ефремом в 2007–2014 годы, а также фотографии, относящиеся ко времени его пребывания на Святой горе Афон.

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE