Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Непотерянная часть общества (Часть 2)

В центре с удовольствием рисуют все. Кто-то может только заштриховать разными цветами фон или изобразить капельки дождя. Кому-то удаются сложные вещи.
Раздел: Острый угол
Непотерянная часть общества (Часть 2)
Журнал: № 12 (декабрь) 2015Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 15 декабря 2015
(начало здесь)


Как получаются чудеса

Танина любимица, руководитель художественной студии Эгле Шежините — профессиональный художник. В коррекционную сферу девушка попала, когда ее брат Андрей, который страдает аутизмом, стал посещать этот центр.

— У Андрея с детства был заметен художественный талант, но в художественную школу его не отдали, потому что у него есть проблемы в общении, и я еще школьницей сопровождала его по разным студиям. Было сложно, брата обижали, его это очень ранило, — Эгле показывает рисунки брата — узнаваемые виды Петербурга, выполненные в самостоятельной графической манере.

В центре с удовольствием рисуют все. Кто-то может только заштриховать разными цветами фон или изобразить капельки дождя. Кому-то удаются сложные вещи. Никита, например, удивительно работает с цветом, смело соединяя, казалось бы, несочетаемое. Получаются оригинальные, похожие на витражи, рисунки. Иван, плодовитый мастер, создает большие полотна, воплощая своеобразные творческие мысли. При мне уверенными мазками кисти он рисует огромные ели. «Это будет охота на зверей и птиц в лесу», — поясняет Иван. Эгле достает увесистую пачку других Ваниных работ.

— Это восточный рынок, это крестьяне на полях, — растолковывает Иван. — Рисование — это мое дело: я чувствую, что у меня получаются чудеса.

В отличие от остальных ребят, сидящих в художественной мастерской на манер круглого стола, Ваня работает за отдельным столом. Его работы напоминают манерой  известного венского художника Фриденсрайха Хундертвассера, создавшего оригинальный графический стиль.

Эгле старается, чтобы творчество ребят было коллективным. Техника коллажа позволяет соединять разные по уровню рисунки в одной работе. Так в центре был сделан большой перекидной календарь, посвященный праздникам. Его подготовили специально для конкурса, объявленного ГМИРом. Еще одна работа ребят — «Азбука в картинках». Благодаря специфическому подбору предметов, ярким детским рисункам она пользуется большим спросом у логопедов. Обе работы — календарь и азбука — получили признание на различных конкурсах, в том числе и международных. Особенные художники успешно участвуют и в Царскосельском вернисаже, посещают художественные выставки.

    

Декоративно-прикладной прогресс

В мастерской рукоделия ребята готовят декорации для своих спектаклей, мастерят различные поделки, получая навыки обработки различных материалов. Излюбленное — изготовление декоративных браслетов из кожи, которые потом расходятся на ярмарках, и сборка войлочных бус.

— Работа с иглой дается ребятам с большим трудом, но она связана с мелкой моторикой и положительно влияет на развитие, — делится опытом педагог, мастер по художественной обработке кожи Мария Пагольская. — Результата иногда приходится ждать очень долго, порой кажется, человек необучаем, а он вдруг прорыв совершает! Например, собрать войлочные бусы — очень сложная работа для моих ребят. Нужно подобрать маленькие квадратики войлока в определенном чередовании цветов, попасть иглой ровно в центр квадратика — это фантастически сложно. В прошлом году я долго за ними переделывала. А через несколько месяцев вижу — переделывать нечего. Прогресс налицо!

Вместе с Марией ребята сняли фотофильм, в котором были использованы рисунки, пластилиновые работы и фотоизображения самих воспитанников. История, где много улыбок и ярких красок, наверняка понравится детям.

 


Выйти за порог

Чтобы помочь ребятам гармонично жить в социуме, педагоги центра стараются вместе с ними как можно чаще покидать стены «Дома Малецкого». Во время таких выходов воспитанники учатся пользоваться общественным транспортом, вести себя правильно в многолюдных местах и взаимодействовать друг с другом. Вместе с воспитателем Валентиной Сальниковой и волонтерами они путешествуют по музеям. Так,  в октябре начался цикл занятий в Русском музее, где ребята участвуют в мастер-классах по арт-терапии. Если погода позволяет, воспитанники центра совершают прогулки по паркам и красивым местам нашего города, а непогодится — путешествия бывают виртуальными. В рамках проекта «Веселая география» в центр приходят гости из других стран, чтобы рассказать о своей родине.

Воспитатель и руководитель кулинарной студии Алла Кленьшина прививает взрослым детям полезные бытовые навыки, например самостоятельно делать покупки в магазинах. Облаченные в забавные колпачки и фартуки, ребята пекут вкуснейшие пироги, сервируют стол и угощают всех.

— Мы стараемся воспитывать любовь к труду, — рассказывает Ольга Максименко. — Не секрет, что у молодых людей с особыми потребностями в развитии часто встречается иждивенческая позиция. И у нас был такой молодой человек, который заявлял: я инвалид, вы не имеете права меня заставлять что-то делать. А сегодня он охотно вместе со всеми трудится и помогает, знает, для чего это нужно, и видит результат. И для семей наших ребят это большое подспорье.

Одно из главных желаний воспитанников центра — работать. Пример для подражания воспитанников — Никита — пока единственный из всех подопечных «Дома Малецкого», который уже второй год трудится уборщиком в одной из клиник. Работники центра взаимодействуют с администрацией медицинского центра, где он работает. Для Никиты очень важно, что он самостоятельно зарабатывает деньги, которые отдает маме, — и работа выделяет его на фоне других, являясь предметом его особой гордости. В «Доме Малецкого» стараются налаживать контакты с предприятиями и организациями через центры занятости населения, чтобы и другие ребята смогли себя реализовать в трудовой деятельности.

 


Научиться самому

Центр посещают порядка тридцати человек, каждый согласно своему расписанию, а работают с ними семь заботливых сотрудников.

— Мы все понимаем, что находимся на работе, которую надо в первую очередь делать сердцем. И тогда получается очень сильная отдача, потому что ребята отвечают искренней привязанностью и любовью, — делится воспитатель Алла Кленьшина.

— Они могут нас самих научить радоваться жизни, быть более открытыми, искренними, принимать и ценить других людей такими, какие они есть, — подключается к разговору волонтер Марьяна Ольденборгер. — У каждого есть свои способности. Например, один мальчик спросил меня, какого числа у меня день рождения. Я назвала. А он в ответ: «Во вторник?» Я сказала: «Не знаю». Приехала домой, заглянула в календарь — действительно, в этом году выпадает на вторник. Думаю, это не единственная его способность.


Проект для всех

Центр поддержки организован и финансируется католической организацией «Каритас». Но люди здесь объединены не по «конфессиональному признаку». Несколько ребят, в том числе Таня и ее баба Маша, кроме этого центра посещают общину для особенных людей «Вера и свет» и причащаются в православном храме святых апостолов Петра и Павла при РГПУ им. А. И. Герцена.

— Я даже не знаю, кто у нас к какой конфессии принадлежит, — признается руководитель центра Ольга Максименко. — Меня бабушка в детстве крестила в православии, но когда я сюда на работу устраивалась, меня не спросили, какой я веры. Здесь нет задачи привести ребят к какой-то конфессии, наш проект создан для всех, кому нужна помощь.

***

— Привет, как дела? — улучив минутку между занятиями, около меня останавливается Алина.

— Хорошо. А у тебя?

— Нормально. Мы были в Русском музее, там смотрели картины. Мне Брюллов больше всего понравился…

По словам воспитателя, Алина могла бы многое рассказать об истории архитектуры и живописи, но начинается очередное занятие, и девушка спешит к любимым педагогам.

Центру поддержки молодых инвалидов можно помочь финансово, а можно вещами. Ему требуются: материалы для поделок и рисунков, канцелярские товары, кухонные принадлежности, электроника и многое другое. Центру нужна и волонтерская помощь. Приглашаются студенты, которым гарантируется доброжелательное отношение, горячие обеды и документ о прохождении практики. Волонтеры помогают во время занятий в школе рисования, кружке ткачества, музыкальной студии и во время работы психологических групп. Подробности — по телефону 272–34–06.

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

система комментирования CACKLE
6 декабря, вторник
rss

№ 12 (декабрь) 2015

Обложка