Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Богатство земное и небесное

Проповедь митрополита Варсонофия в Неделю 27-ю по Пятидесятнице
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Богатство земное и небесное
Притча о неразумном богаче (Лк.12, 16-21); Сербия. Монастырь Сопочаны, XIII век
Журнал: № 12 (декабрь) 2015Автор: митрополит Варсонофий Опубликовано: 7 декабря 2015
Евангельская притча о безумном богаче предостерегает нас от страсти стяжательства. Почему Христос в этой притче назвал человека, сколотившего себе огромное богатство, «безумным»? Потому что у того не хватило рассудительности подумать о тихом часе смерти — а может быть, и о разбойничьем нападении, в котором также можно лишиться жизни, или внезапной смерти от болезни, стихийного бедствия, ибо жизнь человеку не принадлежит. Что же будет потом со всем этим богатством, кому оно достанется? Скорее всего, родственникам или другим людям, которые быстро его растратят, ибо они над ним не трудились.

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 16–21).

Все мы знаем, что рано или поздно умрем. Что мы возьмем с собой в вечность? Пока мы «в  уме», мы понимаем, что материальные накопления в гроб не положишь, да и зачем это делать? Не возьмем с собой и душевные дарования: ни острый ум, ни эрудицию, ни плотскую привязанность, даже если мы ошибочно именуем ее любовью. И даже великие дары Божии — дар исцелений, дар слова, священства и пророчества — останутся вне Царства Божия. Обнищать от всего, чтобы стяжать Христа, — вот истинная рачительность, вот богатение в Бога. А того, кто собирает телесные, душевные и духовные богатства помимо Христа, Бог назвал безумным.

Каждый день мы видим, что разными способами смерть забирает то одного, то другого нашего собрата, напоминая нам, что скоро, скоро она придет и за нами. Вот, совсем недавно, в конце октября, летели туристы из Египта в Санкт-Петербург, большинство из них — жители нашего города, и не думали, что найдут вечный покой в этой далекой стране, но случилась внезапная, никем не ожидаемая трагедия. Сотни жертв.

Что, может быть, в последний раз видим этот белый свет, не задумываемся мы, проснувшись утром, — потому что не имеем памяти смертной. «Наша жизнь была бы несколько иной, если бы мы осознавали, что смерть близка и что каждое сказанное слово может быть последним словом, — учит митрополит Антоний Сурожский. — Неужели оно будет словом пустым, ничтожным, или, еще хуже, — раздраженным, горьким, злым, разрушающим словом? Каждый поступок может быть последним — неужели каждый поступок не может стать как бы выражением, осуществлением самого глубокого, самого дивного, что есть в отношениях между людьми? Мы это забываем, потому что нам кажется, что впереди еще столько времени, чтобы исправить ошибки, чтобы излечить душевные раны, чтобы утешить человека. А может оказаться поздно, один или другой могут умереть… Тогда уже поздно утешить, поздно приласкать, поздно обрадовать, поздно дать на земле последнее счастье человеку… В этом смысле смерть — нам напоминание о том, что жизнь, которую мы делаем такой мелкой, может быть такой глубокой».

Даже животному присуще любить того, кто его кормит. И только человек может поступать наоборот. Внезапно обогатившись, он может забыть Того, от Которого получил богатство. Забывая Бога, он забывает и о том, что придет смерть — и всё его богатство перестанет иметь какую-либо цену.

«В вечность может войти только то, что принесло плод любви, — продолжает митрополит Антоний. — Если человек богат умом, сердцем, материальным достоянием, если все, что у него есть: весь ум, все сердце, всю крепость тела и души, все свое достояние он употребит на то, чтобы одних просветить, других утешить, третьих накормить — каждому всеять в душу хоть зернышко радости, надежды, благодарности, любви, тепла, то когда он умрет, за ним пойдет в вечность богатая жатва, не та хлебная жатва, которую он собрал в житницы и запер от всех, а та жатва, которая приносит плод в вечности, и богатый плод».

Если сегодняшнее Евангелие предостерегает нас, чтобы земные блага не стали причиной к забвению Бога и загробной жизни, то сегодняшнее апостольское чтение указывает на богатства духовные, состоящие во всякой благости, праведности и истине, и наставляет на путь духовной жизни: «Познавайте, что есть воля Божия… исполняйтесь Духом… поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5, 17–19).

Что такое подлинная жизнь? Это жизнь Духа. Архиепископ Димитрий (Муретов) говорил: «Все мы жалуемся на тяготу жизни: один подавлен игом забот о нуждах своего дома; на другом лежит тяжкое бремя общественных трудов и забот; третьего тяготит пустота его жизни. Развлечения и увеселения лишь порождают еще большее чувство недовольства, уныния и скуки… Где же источник истинного воодушевления? Святой апостол указывает его в Духе Божием… Но как и чем черпать из этого неистощимого источника? Во-первых, живой верой… Кто истинно верует, тот во всех событиях, происходящих вокруг него, видит волю Божию, благую и совершенную… За счастье благодарит Господа… В скорбях и печалях тем более смиряется под крепкую руку Божию… Но подлинную жизнь веры составляет любовь, которая и есть истинное средство ко всему доброму… Чтобы это воодушевление от Духа Божия не угасало и укреплялось, необходима непрестанная молитва… Только живя в Боге и ради Бога, можно трудиться и не утруждаться; нести тяготу жизни и не утомляться; страдать и не чувствовать временной скорби; скорбеть по внешнему человеку и вечно радоваться о духовном».

Из жития апостолов, святых мы видим, как невысоко они ценили земные блага, потому что изведали небесную красоту и стремились иметь часть именно в том богатстве, нетленном и вечном. Мы же по своему невежеству, по любви к миру считаем пределом своего счастья, если в нашем доме появилось материальное богатство и всякая роскошь, делающая нас не владельцами, а рабами своими. Все духовные люди считают, что роскошь тела есть свидетельство наготы и голода души. А посмотрите на наших современных богачей: чуть ли не у каждого телохранитель, они и теней боятся, и жизнь превращают в безумную гонку за сребром и златом, за долларом и депутатским мандатом. И смешно, и грустно. Святитель Тихон по этому поводу задает вопрос: «Какая польза тебе, если ты все богатство, всю славу и все утехи мира сего будешь иметь, но вечное спасение потеряешь? Нет никакой пользы там, где душа погибает. Не только вечная, но и временная жизнь человеку дороже всего мира. Кто бы не назвал безумным того, кто захотел бы временную и краткую жизнь потерять, чтобы приобрести мир? Зачем ему тогда мир, когда сам погибает? За славным слава, за богатым богатство и за роскошествующим роскошь не войдет вслед, но все от всякого отпадает и отлучается при кончине. Если временной жизни никто не хочет погубить ради приобретения всего мира, то тем более не должны мы, христиане, терять вечную жизнь, которая несравненно лучше, блаженней и вожделенней временной, и „единое есть на потребу“ (Лк. 10, 42)».

Возложим, дорогие братья и сестры, надежду на Господа. Он спасительно будет промышлять о нас, если мы с рассуждением будем тратить время своей земной жизни на добрые дела, на духовные потребности, на молитву и богомыслие, на чтение Слова Божия и заботы о храме Божием, одним словом, если будем богатеть в Бога. Честный труд во благо наших ближних есть залог и уверенность в завтрашнем дне, и пусть Господь благословит всех нас миром и благополучием. Аминь. 

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"

система комментирования CACKLE
11 декабря, воскресенье
rss

№ 12 (декабрь) 2015

Обложка