Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Фестиваль "Площадь искусств"

Декабрь подводит музыкальные итоги уходящего года и из огромного числа его событий отмечает самые важные юбилеи: 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского, 100-летие со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова и 150-летие со дня рождения великого финского композитора Яна Сибелиуса. Именно творчеству этих мастеров посвящен XVI международный зимний фестиваль «Площадь искусств», который пройдет с 13 по 25 декабря.
Журнал: № 12 (декабрь) 2015Страницы: 52 Автор: Светлана Никитина Опубликовано: 2 декабря 2015

Торжественное открытие фестиваля состоится в Большом зале Филармонии. Китайская пианистка Юджа Ванг, сочетающая, по словам критиков, «блестящую технику с редким поэтическим даром», не раз признавалась в любви к русской музыке. 13 декабря в сопровождении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Юрия Темирканова она исполнит Второй концерт для фортепиано с оркестром Петра Чайковского.

Произведения Яна Сибелиуса, Вторая симфония которого также прозвучит в день открытия фестиваля, привлекают самобытностью музыкального языка, оригинальностью и особым колоритом сумрачной «финской» оркестровки. «Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое», — так описал композитор свою работу над этим сочинением.

Особое место в программе фестиваля занимает концерт, который пройдет 14 декабря в соборе Воскресения Христова («Спасе-на-Крови»). Камерный хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова исполнит фрагменты Литургии Петра Чайковского и цикл «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова. Оба эти произведения стали знаковыми для своего времени.

В России был период, когда цензура Придворной капеллы допускала в печать и к исполнению лишь избранные сочинения. Литургия Чайковского (1878), а точнее, хитрый ход издателя П. И. Юргенсона, который отнес на цензуру не музыку композитора, а текст святителя Иоанна Златоуста, положил конец монополии Капеллы. Таким образом, в истории русской духовной музыки открылась новая страница — композиторы стали много и свободно сочинять для Церкви.

«Песнопения и молитвы» Свиридова — последнее сочинение композитора, над которым он работал не один десяток лет — занимает особое место в его творчестве. Георгий Васильевич не ставил перед собой цель написать последование церковной службы. Его задачей было создать светскую по форме, но православную по духу литургическую музыку. Наверное, поэтому для цикла он отбирал почти исключительно тексты покаянных молитв. «Когда я писал эту музыку, то чувствовал, что как будто перешагнул пространство и время и оказался там, около Христа», — вспоминал композитор.

19 декабря в Большом зале Филармонии состоится концерт, в программу которого входят не просто популярные произведения, а такие, которые можно было бы назвать шлягерами, не будь значение этого слова так искажено временем.

«Маленький триптих» Георгия Свиридова, наряду с музыкой к кинофильму «Метель», по праву считается одним из самых популярных произведений, написанных им для оркестра.

Если бы музыкальным сочинениям ставили памятники, то Скрипичный концерт Яна Сибелиуса обязательно бы удостоился этой чести. Начатый сразу после завершения Второй симфонии, Концерт прошел долгий путь к славе и сейчас занимает почетное место среди лучших произведений этого жанра. И неудивительно, ведь в него Сибелиус, мечтавший о карьере скрипача-виртуоза, вложил всю любовь, которую питал к скрипке, и всё свое мастерство композитора. Концерт исполнит немецкая скрипачка российского происхождения Алина Погосткина, в 2005 году победившая на Международном конкурсе скрипачей имени Яна Сибелиуса.

Наконец, грандиозная «Патетическая» Чайковского — симфония-исповедь, впервые исполненная за несколько дней до смерти композитора, считавшего ее «наилучшим и наиискреннейшим» своим произведением. Тогда сочинение было не понято. Сейчас оно звучит постоянно, в исполнении лучших оркестров, в числе которых, без сомнения, находится и оркестр Темирканова

 

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE
7 декабря, среда
rss

№ 12 (декабрь) 2015

Обложка