Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я бы на журфак пошел... пусть меня научат

Вы еще учитесь в школе, но уже видите себя в качестве репортера? Хотите научиться снимать на камеру, брать интервью, монтировать видео? Приходите в «школу юного журналиста»!
Раздел: Проект
Я бы на журфак пошел... пусть меня научат
Журнал: № 11 (ноябрь) 2015Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 30 ноября 2015

Школа в Ульяновке

— Ребята, вот вы представляете, как снимали мультфильм «Ежик в тумане»? Как его делали?

— Ну, как-как… Сделали, и всё!!!

— Просто так ничего не делается, вы что… Например, как рисуют туман?

— А что там рисовать? Белой краской!

Идет один из уроков в кружке юного журналиста при церковноприходской школе имени цесаревича Алексея в Ульяновке (при храме святителя Николая Чудотворца) — небольшом поселке в Тосненском районе Ленинградской области. Занятие проходит в большой школьной трапезной. Ведет его идейный вдохновитель, создатель и постоянный учитель «Школы юных журналистов» Игорь Вязовский. Стаж его работы на телевидении и в прессе — почти 30 лет. Основы звукорежиссуры, монтажа, создания радиорепортажей ребятам преподавали и будут преподавать приглашенные специалисты из Санкт-Петербурга.

Занятия в школе начались недавно, весной этого года, когда проект выиграл грантовый конкурс «Православной инициативы». К концу года у ребят с помощью учителя должен получиться фильм о Великой Отечественной войне, вернее, о том, как пережил ее поселок Ульяновка.

Однако для этого нужно научить ребят азам видеожурналистики: умению держать камеру, задавать собеседнику вопросы, читать текст в кадре… Да много чему еще.

 

Занятия в «Школе юного журналиста» проходят по воскресеньям в13:00. Узнать заранее о том, состоится ли очередной урок, можно в официальной группе школы «ВКонтакте»: vk.com/school_young_journalist_cablino

Словами сверстников

«Несу миску. Смотрю, гитлеровец подзывает пальцем. Неужели — меня? Несмело подхожу и жду, что же он скажет. А он ударяет меня по щеке, по другой, бьет кулаками… Пытаюсь закрыться мисочкой, но он вырывает ее из моих рук, снова бьет, колотит…» — с большого экрана самая старшая ученица Игоря Анатольевича, Светлана, зачитывает дневник Маши Рольникайте, 14-летней узницы концлагеря Штуттгоф в Польше. Света старается читать с чувством, будто бы писала сама: таково задание. За ней продолжают чтение другие ученики: Николай — воспоминания Васи Баранова, угнанного вместе со своей невестой на работы в Германию, а 10-летний Миша — Юры Рябинкина, погибшего в блокадном Ленинграде…

Для многих из нас, никогда не бывавших под обстрелами, не испытавших дикого голода, дикого холода, не ожидавших в грязном бараке надзирателя, который в любую минуту может увести тебя на расстрел, война — это лишь кино, картинка на экране: дай Бог, она никогда не станет реальностью.

Задача ребят — снять еще один фильм о том, чего они никогда не видели. Пусть это и будут воспоминания ветеранов и свидетелей тех дней, — в любом случае важно, чтобы фильм получился искренним, а для этого надо хотя бы немного прочувствовать ужас войны. Воспоминания сверстников, побывавших там, — наверное, лучший способ. А заодно и возможность научиться читать на камеру…

У «школы юного журналиста» уже есть готовые фильмы. Первый — клип на песню «журавли». В основном, это монтаж кадров из военной кинохроники и художественных фильмов. Клип был впервые показан в выставочном зале тосненского дома культуры во время презентации книги «земля тосненская. Замечательные люди. Герои великой отечественной войны». Еще одной готовой работой можно считать небольшой документальный фильм о праздновании дня победы в Саблино в 2015 году.

— Так, — начинает Игорь Анатольевич. — Какие, на ваш взгляд, в выступлении товарищей плюсы и минусы?

— Миша много вниз смотрел… Света запиналась и щурилась… Коля картавил…

— Картавость мы так сразу не уберем. А что у вас есть по подаче самого материала?

— Блики на стеклах.

— Да, место для съемки выбрано не очень удачно.

    

Уходящие свидетели

Людей, помнящих войну, в Ульяновке осталось очень и очень мало. Так мало, что даже найти их непросто: доживая свой век, они не любят напоминать остающимся о себе… О том, что один из них, Владимир Александрович Родионов, лежит в местной больнице, ребята узнали совершенно случайно. Он станет одним из героев фильма.

— Когда началась война, мне было четыре годика с небольшим. Когда пришли немцы, то они выгнали людей из домов. Поселились в них, а мы выживали кто как мог. Мы остались у бабы Кати Лукиной, у нее был старый деревянный дом. И как-то раз я бежал из одной половины дома в другую, а немец был в большой комнате. Увидев меня, он говорит: «У-у, сталинский бандит!» А я — маленький пацан, что я мог понимать, я ему и огрызнулся: «А ты гитлеровский бандит!» Он, долго не думая, схватил автомат со стенки — и очередью в меня. Я успел заскочить за угол дома. И пуля царапнула только по пальцу: содрала кожу. Трое суток он меня держал под амбаром вместе с крысами.

Там же, в больнице для престарелых, съемочная группа «Школы юного журналиста» познакомилась и с Михаилом Ивановичем Никаноровым. Это было в начале мая. Так вышло, что в этот день пришли только девочки: подарили цветы, поздравили с Днем Победы.

— Пошли, девчонки, — пройдя по длинному больничному коридору, Игорь Вязовский открывает дверь в палату. — Михал Иваныч, мы тут делегацией… Поздравлять будем…

— О, спасибо, родные, спасибо…

Сразу как началась война, Михаил Иванович вместе с другими ребятами стал помогать взрослым в уборке урожая и посадках. Летчиков «Люфтваффе» местные жители называли стервятниками — немцы летали прямо над головами: «Они охотились за детьми и взрослыми, гонялись за ними по полю, гоняли, пока не упадут, а потом добивали».

А вот Мише удалось сделать эпизод совершенно самостоятельно, несмотря на то что он самый младший в группе. Дело в том, что героем снятого Мишей ролика стал его прадедушка.

— Миша, а ты на что снимал, на профессиональную камеру? Или, может, на фотоаппарат? — спрашивает ученика Игорь Вязовский.

— На камеру, — отвечает тот.

— Мне все-таки кажется, что на фотоаппарат. Смотри, видишь, дедушка отклоняется немного назад, и изображение становится расплывчатым? И вот лампа накаливания сбоку — лучше ее не использовать, она «засвечивает» съемку.

 

Как снимать?

— Большая трудность для современных детей — научиться воспринимать мир целостно, — говорит Игорь Вязовский. — На всё смотрят потребительски. А как делается кино? Как снимаются мультфильмы? Они об этом не задумываются.

На этом занятии Игорь Анатольевич показал ребятам два не самых простых для восприятия мультфильма: «Ежик в тумане» Юрия Норштейна и «Сон смешного человека» Александра Петрова. И если сначала дети даже улыбались, то во время просмотра второй ленты — переглядывались и говорили друг другу: «Ничего не понимаю…».

— Ребята, я понимаю, что это сложно. Этот мультфильм скорее для взрослых. Но подумайте, сколько здесь ассоциаций: и Вавилонская башня, и грехопадение, и история Каина и Авеля… Может, кто-нибудь хочет узнать, почитать о том, как создавались эти мультфильмы?

Тянет руку только Миша.

— Нет, Миша. Сначала про дедушку своего досними сюжет. Давай, Света, ты? Литература есть, можно почитать…

И все-таки для детей мультфильм — это пока что отдых, небольшой перерыв. Впереди — важная работа. Нужно прочитать на камеру отрывок из дневника еще одной девочки, Анны Арацкой, которая вместе с родителями, сестрами и братьями жила в Сталинграде, прямо под вражеским огнем.

Ребята с учителем идут в актовый зал церковно-приходской школы. Очень кстати здесь стоит рояль — на него удобно поставить камеру, чтобы та не дрожала в руках. В качестве операторов сегодня пробуют себя Коля и Света, а читать — Дашина очередь. Миша держит лампу. Сначала надо проверить, работает ли камера, исправны ли микрофон и наушники.

— Шипит, есть шипение?

— Да, шипит.

— Значит, всё исправно.

Начинается съемка.

— Папа, как и всегда по утрам, приготовлялся идти развести костер, чтобы сварить манной каши…

— Так-так, — прерывает Игорь Анатольевич, — куда смотреть нужно? Правильно, в камеру, а не под ноги. А то ты, как на линейке школьной! Дубль два!

— Папа, как и всегда по утрам, приготовлялся идти развести костер, чтобы сварить манной каши… открыл крышку окопа и крикнул соседу: «Шура, выходи, вы жив…» — и на этом недосказанном слове и оборвалась его жизнь. Раздался выстрел, а скорее какой-то щелчок, — и папа стал медленно оседать на ступеньках окопа… Переночевать нас никто не пускал, да и что мы могли дать за ночлег? Так мы дрожали и мокли под ледяным дождем…

— Так, Дашуля, давай на исходную. Не надо читать по нисходящей… Давай еще раз.

Получилось, наверное, с четвертого дубля. Даша порядком устала. Устали и операторы. А впереди еще один важный этап: нужно смонтировать видео. По замыслу Игоря Вязовского, в роли режиссера монтажа (а именно так эта профессия называется во взрослом мире) должны попробовать себя все ученики, как и в роли чтецов и операторов.

— Ну что, Николай, наверное, твоя очередь? Приезжай в среду, будем работать…

«Школа юного журналиста» договорилась о сотрудничестве с православным телеканалом «Союз» о том, что будет снимать репортажи о событиях Гатчинской епархии. Один сюжет уже был показан на канале: о детском православном лагере в Саблино, который проходит здесь ежегодно в течение уже 15 лет. Ребята сами работали с камерой, снимали отдыхающих. А Игорь Вязовский читал закадровый текст.

Другие статьи из рубрики "Проект"

система комментирования CACKLE
3 декабря, суббота
rss

№ 11 (ноябрь) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Ощущение правды
/ Крупный план / Большие вопросы маленького театра
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 3)
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 1)
/ Via Historica / Дома для Мельпомены
ПРОПОВЕДЬ
Деятельная любовь
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / Духовная сцена в ожидании зрителя
/ Имена / Иконописец-авангардист
/ Имена / Из Ленинграда в Санкт-Петербург
/ Имена / Слово петербургского пастыря
/ Умный разговор / Грозный, но не святой царь
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 2)
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 1)
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
/ Проект / Я бы на журфак пошел... пусть меня научат
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Жизнь человека – это самое дорогое, самое ценное и самое святое»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Младшая сестра блаженной Ксении
Музыка в ноябре
Выставки в ноябре