Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Из Ленинграда в Санкт-Петербург

Владыка Иоанн в мае 1991 года, за две недели до того, как была озвучена официальная точка зрения Русской Православной Церкви, высказался в пользу переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. И ранее, сразу же после прибытия на кафедру, он стремился везде, где это возможно, заменять титулатуру «Ленинградский» на «Санкт-Петербургский». Но дело даже не в этом: с именем первого в «новейшей» истории Церкви митрополита Санкт-Петербургского связано возвращение, возрождение, восстановление многого из того, что было утрачено в XX веке.
Раздел: Имена
Из Ленинграда в Санкт-Петербург
Закладка освященного камня в основание храма Пресвятой Троицы в поселке Усть-Луга (Кингисеппский район). 1993
Журнал: № 11 (ноябрь) 2015Страницы: 23-24 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 3 ноября 2015

Рост Церкви

За время управления епархией (1990–1995) владыки Иоанна общее число ее приходов достигло 226, то есть выросло в три раза. Клир вырос в два раза: в 1995 году в митрополии служили 284 священника и 123 диакона. По словам протоиерея Георгия Митрофанова, владыка «умел, как это должен делать каждый архипастырь, с легкостью преодолевать эту грань, психологическую и моральную, которая возникает в общении священника и архиерея. Он был очень прост, хотя он разместился в… резиденции на Каменном острове... Посещая владыку там, я ощущал его чуждым тому богатому интерьеру, который был в этой резиденции, главном месте приемов для правящего архиерея. Он был внутренне свободен от каких-то атрибутов жизни высокопоставленного лица» (из интервью сайту СПбПДА). Вообще владыка был открыт для общения: он часто давал интервью, выступал по радио и на телевидении. А его регулярные встречи с петербуржцами в Концертном зале у Финляндского вокзала, во время которых любой пришедший мог задать любой вопрос, были уникальным феноменом тогдашней общественной жизни.

 

Монастыри

Монашеская жизнь в Санкт-Петербургской митрополии возродилась в феврале 1991 года, когда на острове Коневец был вновь открыт Рождество-Богородичный мужской монастырь. 1 июня того же года в поселке Тервеничи обосновалась первая женская монашеская обитель. Хотя монашеская жизнь в Александро-Невской лавре де-факто возобновилась только летом 1995 года, де-юре монастырь был открыт еще в ноябре 1994 года, подготовка к открытию, переговоры о передаче помещений и связанная с этим бюрократическая волокита велись с 1991-го. Всего за время архиерейства владыки Иоанна было открыто семь монастырей (из 15 ныне действующих). «Владыка благословлял меня на монашество, — рассказывала настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина). — Узнав, что мои родные не одобряют моего выбора, он поддержал меня духовно, дал мне полезное наставление. Он сказал, что монашество, принятое в ранней молодости, — это золото. Монашество в зрелом возрасте — серебро. А монашеские труды, на которые решился в старости, — от них уже не столь велика душевная польза…» (из интервью газете «Православный Санкт-Петербург»).

 

Духовное образование

Накануне прихода митрополита Иоанна на Петербургскую кафедру в нашем городе были только Духовная академия и семинария. По смерти владыки нам осталась довольно разветвленная образовательная система, включающая воскресные школы, Епархиальное духовное училище для мирян при Александро-Невской лавре, Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы, несколько маленьких православных вузов, например, Институт богословия и философии, православные школы, скажем, школа народных искусств имени Александры Федоровны.

 

Святые

Митрополит Иоанн сыграл немалую роль в прославлении петербургских священномучеников Иоанна (Кочурова) (†1917), Владимира (†1918), митрополита Киевского (в 1912–1915 гг. — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), Вениамина (†1922), митрополита Петроградского, и вместе с ним убиенных преподобномучеников архимандрита Сергия и мучеников Юрия и Иоанна. С 1992 года владыка был председателем синодальной богослужебной комиссии, которая готовила тропари и кондаки новопрославленным святым. Но роль митрополита заключалась не только в том, что он «продвигал» канонизацию того или иного святого, но и в том, что он канонизацию «тормозил». Например, владыка Иоанн способствовал тому, что не был причислен к лику святых его духовный отец митрополит Мануил (Лемешевский) (с конца 1920-х гг. он сотрудничал с органами госбезопасности). Был он и противником канонизации Николая II, поскольку полагал, что отречение государя стало одной из причин революционной катастрофы. И именно его аргументация помогла правильно сформулировать церковное отношение к жизни и подвигу последнего императора.

 

Печатные органы

Долгие годы наша митрополия жила без собственного журнала. Он появился в октябре 1990 года: на заседании епархиального совета владыка Иоанн предложил воссоздать журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». Главным редактором стал сам архиерей – это стало традицией, продолжающейся и поныне. «Рукописи и материалы, которые мы готовили для каждого номера журнала, митрополит сам лично просматривал и отбирал вместе с нами, — рассказывает выпускающий редактор Николай Симаков. — …Владыка часто давал свои материалы и статьи для номера. Он хотел, чтобы „Епархиальные ведомости“ были предназначены для широкого круга читателей, интересующихся духовной жизнью, так как в то время было еще мало издано православной литературы… Я приносил владыке в резиденцию очередной подготовленный нами номер „Епархиальных ведомостей“, около 120 листов. Через секретаря владыки Анну Степановну, как правило, вечером, я передавал большую папку статей, чтобы владыка их просмотрел и благословил. Обычно уже утром на следующий день мне звонила Анна Степановна, чтобы я заехал, так как митрополит уже всё просмотрел. Я был всегда поражен: когда он всё сумел прочитать, ночью?» (интервью сайту «Русская линия»). Из ныне существующих изданий во время архиерейства владыки Иоанна появилась газета «Православный Санкт-Петербург».

 

Трезвенническое движение

«Традиционно в России при храмах создавались общества и братства трезвости, которые ставили своей целью помочь человеку в лоне Церкви Христовой, в ее Таинствах обрести спасение от этого зла. Притом средства в борьбе с пьянством были различны: прежде всего — литургическая и домашняя молитва, совместное служение молебнов Божией Матери, мученику Вонифатию и другим угодникам Божиим, постоянное слушание и чтение Слова Божия дома и в храме. Но самым важным, как и в борьбе со всяким грехом, было очищение души через Таинство Покаяния и Причастие», — так писал владыка Иоанн в своем послании, посвященном обществам трезвости, в 1994 году. Это послание довольно ригористично, оно говорит о «медицинских и психотерапевтических средствах» как о «не имеющих благодатной церковной силы». Однако хорошо известно, что владыка поддерживал не только традиционные братства (в 1993 году при его поддержке В.А. Михайлов создал клуб «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия), почти исключающие научную составляющую, но и те, в которых наука и духовная жизнь действовали сообща. Таким было, например, Всероссийское Александро-Невское общество трезвости, основанное Г.И. Григорьевым (ныне священник, доктор богословия, настоятель храма святого Иоанна Предтечи в Юкках) и протоиереем Василием Лесняком. Митрополит Иоанн стал сопредседателем общества. Также его благословение получили и православные трезвенники Братца Иоанна Чурикова.

Другие статьи из рубрики "Имена"

система комментирования CACKLE
10 декабря, суббота
rss

№ 11 (ноябрь) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Ощущение правды
/ Крупный план / Большие вопросы маленького театра
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 3)
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 1)
/ Via Historica / Дома для Мельпомены
ПРОПОВЕДЬ
Деятельная любовь
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / Духовная сцена в ожидании зрителя
/ Имена / Иконописец-авангардист
/ Имена / Из Ленинграда в Санкт-Петербург
/ Имена / Слово петербургского пастыря
/ Умный разговор / Грозный, но не святой царь
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 2)
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 1)
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
/ Проект / Я бы на журфак пошел... пусть меня научат
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Жизнь человека – это самое дорогое, самое ценное и самое святое»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Младшая сестра блаженной Ксении
Музыка в ноябре
Выставки в ноябре