Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Где кончается Тело Христово? (Часть 2)

Продолжение беседы с  кандидатом богословия, преподавателем СПбПДА иереем Михаилом Легеевым о границах Церкви
Раздел: Интервью
Где кончается Тело Христово? (Часть 2)
Журнал: № 10 (октябрь) 2015Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 13 октября 2015

Частичная благодать?

— Иногда можно услышать шутку, что и апостол Петр не сдал бы вступительный экзамен в семинарию. Как преодолеть раскол, возникший из-за разногласий по вопросу, например, о том, «как именно во Христе сочетается божественная и человеческая природа»? Может, больше внимания обратить на дела, на христианскую добродетель?

— Тут нет никакого противоречия. Из соснового семени прорастает сосна, а из сосны строят дом. Никто не будет ни строить дом из семян, ни закапывать бревна в землю, чтобы они проросли. Апостолы — первые ростки семени Христова, из которого прорастает всё. Дух взращивает — и смысл догматов, который исповедовал апостол Петр, и их словесное осмысление, своего рода внешнюю оболочку, которая вызревает в истории Церкви. Всему свое время. И конечно, именно дела христианские, то есть исполнение заповедей, призваны идти рука об руку с верой — тогда у нас не случится никакого ни внутреннего, ни внешнего раскола, а слова — маленькие или большие — станут плодом этих дел.

Отец Михаил, не свидетельствуют ли расколы о недостатке любви между христианами?

— В каком-то смысле это так. Но не в том смысле, что у Церкви Христовой не хватает любви к раскольникам. Важно понимать, что совершенство христианской любви возникает не сразу и не на пустом месте, если мы говорим о жизни конкретного христианина. Вот, например, существует такая неправильная теория — интеркоммьюниона — совместного причащения представителей разных конфессий. Те, кто придерживаются таких воззрений, считают, что христиане утратили любовь между собой, стали «погрязать в догматах», чуть ли не забыли Самого Христа, а поэтому надо все исправить. Как? Решение предлагают «простое»: давайте забудем про «крючкотворство», не будем копаться в формулировках, начнем вместе причащаться. И любовь, заключенная в Причастии, приведет нас к единому исповеданию веры. Согласитесь, в такой схеме все перевернуто с ног на голову. Мы говорили, что путь Церкви — это путь от покаяния к Евхаристии, здесь же наоборот. Причащение — это то, что венчает веру, а не является исходной точкой.

— Считается, что разные расколы не одинаково далеки от истины: кто-то ближе, кто-то дальше. Но как это возможно? Ведь Церковь неделима, а значит, неделима и благодать.

— В каком-то смысле можно говорить о частичной благодати. Даже святые отцы это выражение употребляют. Когда прп. Нектария Оптинского донимали по поводу того, есть ли благодать у католических святых, Франциска Ассизского например, он ответил: «Ну, у них частичная благодать». Просто термин «благодать» имеет несколько значений. В первом это синоним божественной энергии. Эту мысль отстаивал великий богослов XIV в. свт. Григорий Палама. Благодать пропитывает всё, всё содержится благодатью, и наше с вами бытие, и даже бытие падших ангелов. Во втором, более узком смысле благодать — действие Божие, помогающее в духовной жизни человека, участвующее в синергийном процессе, в личных отношениях Бога и человека. Например, в этом смысле мы говорим, что после грехопадения Бог постепенно восстанавливает человека с помощью благодати. И в этом же смысле мы можем говорить о сколь угодно частичной благодати. И, наконец, в самом узком понимании благодать — полнота действия Божия. Та полнота, которая освящает дух человека и проникает во всю его природу. Такая благодать есть только в Церкви Христовой, и только такая благодать сообщает человеку обожение.

— Но ведь и православные несовершенны. Как же мы можем противопоставлять себя еретикам?

— Казалось бы, каждый человек, член Церкви, хотя и старается жить по заповедям и уподобиться Христу, всё равно видит и имеет в себе в той или иной мере искаженный образ Христа. Мы греховны и не равны Христу даже по нашему человечеству, так как только Он один всесовершенно свят. Но то, что в каждом из нас, членов Церкви, есть, не скажу норма — очевидная реальность, — то же самое, положенное в основание Церквей, в основание церковности, оборачивается катастрофой. Путь Церкви, наше единение со Христом есть путь от образа к реальности. В Крещении и покаянии мы запечатлеваем на себе образ Христов, а в реальности соединяемся с Ним в Евхаристии. Так же и в Евхаристии образ Христа, Его Тела и Крови — хлеб и вино — возводится до реальности, причем сам образ также сохраняется (в виде хлеба и вина). В конечном итоге, соприкасаясь с человеком, Христос являет нерушимое единство образа и реальности. Но если церковь (отколовшаяся от Церкви Христовой) имеет в своем основании искаженный образ Христа, то к какой, спрашивается, реальности он может быть возведен?

Что почитать?

Классическим трудом, в котором излагается православная екклезиология, является монография святителя Илариона (Троицкого) «ОЧЕРКИ ИЗ ИСТОРИИ ДОГМАТА О ЦЕРКВИ», вышедшая до революции, но неоднократно переиздававшаяся. Во введении приводится критический обзор современных святителю католических и протестантских екклезиологических концепций, но основной массив текста посвящен историческому анализу раннехристианской екклезиологии — от Нового Завета до блаженного Августина. В этом и недостаток работы: более поздние отцы внесли в православное учение о Церкви свои акценты, свои коррективы, которые святитель Иларион не учел, — и потому его труд вышел односторонним, чересчур ригористичным, излагающим то, что сейчас называют «теорией выключателя» («за пределами видимой Церкви нет никакой благодати»). Опираясь на труды святителя Илариона и критически отталкиваясь от нее, писали и пишут такие богословы, как протоиереи Николай Афанасьев («Церковь Духа Святого») и Георгий Флоровский («Евхаристия и соборность»), В. Н. Лосский («Очерки мистического богословия Восточной Церкви»), митрополит Каллист (Уэр) («Православная Церковь»), протодиакон Андрей Кураев («Вызов экуменизма»). 

У врат адовых

— Давайте поговорим о рядовых христианах. Является ли гарантом церковности верность конкретному епископу? И как отслеживать слова архиерея, чтобы, если он впадет в ересь, не оказаться вместе с ним еретиком?

— Хорошо бы всем нам смотреть за собой и не сильно забивать голову такими вопросами. Не надо никого «отслеживать», а тем более архиерея. Если мы будем смотреть за собой, если научимся отслеживать движения собственного сердца, то тогда — постепенно — мы научимся и духовно судить о духовных вещах. Очень часто нам кажется, что мы что-то видим и понимаем, но на самом деле мы видим лишь внешние, поверхностные знаки и явления и вторгаемся со своими суждениями в те области, которые для нас запредельны. Вот если мы станем святыми, хотя бы немного, тогда сможем противостоять искушениям мира, и вокруг нас спасутся тысячи. Преподобный Максим Исповедник (богослов VII в. — Прим. ред.) был святой человек — и именно поэтому он не сломался под напором светских и церковных властей, и через это помог и самой Церкви. Важно понимать: он не потому стал святым, что спорил с ересиархами, а совершенно наоборот — он имел внутреннюю благодатную силу духовного рассуждения, и только поэтому, по особому праву, данному ему Богом, мог судить о духовном. Всё это — огромный и важный вопрос духовной ответственности. Если не иметь такой ответственности, то можно и про святого человека, например, «отследить», что он находится в прелести. Но какая тогда будет цена нашим словам, и — главное — что тогда можно будет сказать о нас самих?!

— Возможна ли гипотетически ситуация, что все впадут в ересь, не будет совершаться Евхаристия?

— Нет, это невозможно. Врата адовы не одолеют Церковь.

 

Другие статьи из рубрики "Интервью"

система комментирования CACKLE
7 декабря, среда
rss

№ 10 (октябрь) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Вера не только в победу
/ Интервью / Где кончается Тело Христово? (Часть 2)
/ Интервью / Где кончается Тело Христово? (Часть 1)
ПРОПОВЕДЬ
Тихое и доброе пристанище
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / «Живите честно. За меня не мстите»
/ Имена / Романтик в поисках Церкви
/ Умный разговор / Бог, родители, ребенок (Часть 2)
/ Умный разговор / Бог, родители, ребенок (Часть 1)
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Отцовские заботы (Рассказ второй)
/ По душам / Отцовские заботы (Рассказ первый)
/ По душам / Шел к Богу человек
/ Приход / Храм рыцарей для православных прихожан
/ Служение / Увидеть руками
/ Служение / Роды не вовремя? Расследование в двух сериях (Часть 2)
/ Служение / Роды не вовремя? Расследование в двух сериях (Часть 1)
/ Служение / Здесь Русью пахнет
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Святая наших дней
Музыка в октябре
Выставки в октябре