Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Первое движение благочестивого сердца

Проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Первое движение благочестивого сердца
Журнал: № 9 (сентябрь) 2015 Опубликовано: 21 сентября 2015

Рождество Пресвятой Богородицы начинает собой новый богослужебный цикл великих православных праздников. Это всегда особый день, наполненный тихой радостью и благодатным умилением. Сегодня начало нашего спасения, сегодня рождается в мир Богоотроковица Мария, от века предназначенная стать Матерью воплощенного Сына Божия.

Сколько веков человечество ждало эту благословенную Деву, и вот Она приходит и приносит с Собой надежду на искупление, на наше примирение с Богом!

Мы, православные христиане, очень счастливы, ибо живем и пользуемся всеми благами спасения. Какую нам радость дает почитание Той, Которая несла на Своих руках Младенца Христа! Как счастлив тот, кто постоянно живет под Ее Покровом, как блажен тот, кто постоянно носит в сердце любовь и признательность Ей, кто хранит в душе Ее святой образ, кто не прогоняет Ее от себя!

Обращаясь к преданию Церкви, повествующему о чудных событиях Рождества Пресвятой Девы, мы читаем, как праведная Анна, будущая матерь Богоотроковицы Марии, усердно молилась Богу об избавлении от неплодия. Едва она закончила молитву, как предстал пред ней Ангел Божий и сказал: «Молитва твоя услышана, воздыхания твои проникли облака, и слезы твои предстали пред Господом. Ты зачнешь и родишь Дщерь благословенную, выше всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миру и наречется Она Мариею».

Святые отцы говорят, что слово «Мария» значит «госпожа». Об этом пишет, например, блаженный Феофилакт. А преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Благодать (так толкуется имя Анна) рождает госпожу (что означает имя Мария)».

Выслушав Ангела, Анна поклонилась ему и сказала: «Жив Господь Бог Мой! Если у меня будет дитя, то отдам Его Господу на служение, пусть Оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь». Куда только делась печаль Анны! Радость ее переливалась в благодарность Богу за столь чудное посещение Ангела.

И как ни любила своего мужа святая Анна, как ни желала скорее поделиться с ним своей радостью, но, повинуясь первому движению благочестивого сердца, поспешила в храм Иерусалимский, чтобы возблагодарить Бога и возобновить обет о посвящении Ему ожидаемого Плода.

Тем временем Ангел Господень, благовестив Анне, явился ее мужу, святому Иоакиму, в пустыне и сказал ему: «Бог милостиво принял молитвы твои. Жена твоя Анна родит Дочь, о Которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иерусалим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое».

Можем себе только представить, какая благословенная радость объяла сердце святого старца. Он немедленно пошел в Иерусалим и там, действительно, на указанном Ангелом месте встретил Анну, жену свою. Здесь они рассказали друг другу все подробности явления Ангела Божия, принесли в храм жертву Господу и еще некоторое время оставались в Иерусалиме.

Вскоре святые Богоотцы увидели совершение над собою этого чудного обетования. Девятого декабря по старому стилю Православная Церковь празднует зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы и восклицает: «Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный цвет Христа, всех Зиждителя». А также: «Неплодная, плодородящая сверх ожидания Деву, имеющую родить Бога плотию, светится радостно и ликует, громко взывая: „радуйтеся со мною все колена Израилевы: я ношу во чреве и избавляюсь укоризны в безчадии; так угодно Создателю, услышавшему мою молитву и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемого мною“». Или же так: «Увидят люди и подивятся, что я стала матерью: вот и я рождаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего».

Невозможно не благоговеть перед этим чудным зачатием и не видеть в нем необычайных и великих целей Божественного Промысла. Чудом Бог приготовлял к вере в будущее, еще более чудное, зачатие и рождение — Единородного Сына Своего.

«Таинству предтеча — Таинство», — поем мы сегодня. «Дева Матерь родилась от неплодной, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — потому что чудесами дóлжно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему».

Святитель Андрей Критский замечает: «Если великое дело то, что рождает неплодная, то не более ли удивительно, что рождает Дева? Нужно было, чтобы Тот, Которым все и в Котором все, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделав ее из бесплодной матерью, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Матерью и сохранив печать девства».

Если и в прежние года Иоаким и Анна вели чистую, святую жизнь, то теперь явное чудо милости Божией обратило их взор к Богу, к Небу. Сколько было благодарности к Небесному Отцу. По прошествии девяти месяцев родилась долгожданная Дочь, не только Иоакима и Анны, но и всего рода человеческого. Можно сказать об этом дне словами псалма: его сотворил Господь. В этот день должны радоваться все люди, к чему нас сегодня, собрав сюда в храм, и призывает наша Матерь Церковь. Великие были предки у Пресвятой Девы, но вся их слава скоро померкнет в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорожденной Деве.

В пятнадцатый день по рождении младенца, по обычаю иудейскому, новорожденную Дочь назвали именем «Мария», данным Ей от Ангела еще прежде зачатия. Святой Младенец был храним и воспитываем со всей нежностью и заботливостью благочестивых родителей и со дня на день видимо укреплялся.

Священное Предание говорит, что когда Пресвятой Деве исполнилось шесть месяцев, мать поставила Ее на землю, чтобы испытать: может ли Она стоять, и Преблагословенная, сделав семь шагов, возвратилась в материнские объятия. Тогда святая Анна взяла Ее на руки и сказала: «Жив Господь Бог Мой! Ты не будешь ходить по земле, доколе я не введу Тебя в храм Господень». Когда Младенцу исполнился год, Анна собрала к себе в дом священников и знатных людей, и они благословили Ребенка. Сама же Анна с радостью взывала к Богу и благодарила Его за Нее.

По достижении Марией двухлетнего возраста, святой Иоаким хотел исполнить над благодатной Дочерью обет посвящения Ее храму, но святая Анна, как по чувствам нежной матери, так и из боязни, чтобы Дитя не соскучилось по дому и не стало бы искать родителей, уговорила супруга отложить посвящение еще на год.

В это время в благословенном Младенце начали уже развиваться те силы ума и сердца, которые предупредили возраст, и родители стали чаще и чаще внушать Ей, что Она родилась вследствие молитв их и ответной милости Бога, что Она посвящена Ему еще до рождения и, как Божие Дитя, должна разъединиться с ними и быть у Бога в храме. О том, как праведные Иоаким и Анна исполнили задуманное, мы будем вспоминать в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

А сегодня удовольствуемся уроком, который преподает нам праздник Рождества Божией Матери — урок всем нам, как мы должны желать детей и воспитывать их для Бога. Пусть пример Иоакима и Анны вдохновит нынешних родителей на чадородие, а Матерь Божия, Чье рождение мы ныне светло празднуем, покрывает наши семьи Своим Покровом. Аминь.

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"

система комментирования CACKLE