Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Храм в Шушарах: Возрождение из небытия

В сентябре ожидается освящение воссозданного в Пулково храма Смоленской иконы Божией Матери, который 10 августа отмечает престольный праздник. Храм восстановлен по старым чертежам, архитектура и интерьер его необычны для русского церковного зодчества. Сейчас рабочие вносят уже последние штрихи. 
Журнал: № 7 (июль) 2015Автор: Ирина Бембель Опубликовано: 12 августа 2015

История

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Пулково (Шушарах) была сооружена архитектором Джакомо Кваренги в 1785 году. Это была одна из первых построек зодчего в России, наряду с Вознесенской церковью в Фёдоровском Посаде, Благовещенской церковью в Кузмине и Преображенской церковью в Московской Славянке (все названные поселения находились в Царском Селе и его окрестностях). Храмы были сооружены по указу императрицы Екатерины II, которая (как следует из писем Кваренги) принимала непосредственное участие в проектировании.

Царскосельские церкви были построены в новом для России палладианском стиле: Кваренги вдохновлялся чертежами и постройками великого итальянского зодчего Андреа Палладио (1508-1580). На смену барочной прихотливой пышности приходил строгий классицизм, а традиционный для России крестово-купольный план нередко уступал место латинским приёмам композиции. Одним из наиболее ярких примеров таких модных новшеств стала Смоленская церковь в Пулково.

Храм компактной, прямоугольной в плане формы с алтарным выступом на восточной стене имел две колокольни по обе стороны от главного входа. Этот характерный западный мотив был чуть раньше использован архитектором Иваном Старовым при постройке Троицкого собора Александро-Невской Лавры. В отличие от последнего, Смоленский храм в Пулково вовсе не имел купола и был покрыт четырехскатной кровлей.

Помимо симметричных звонниц, главными украшениями строгих фасадов стали большие полуциркульные (термальные) окна, сдержанные порталы и сухарики карниза.

Все церкви, построенные Кваренги в Царском Селе и его окрестностях, были разрушены во время Великой Отечественной войны.

 

Новый отсчёт

В 2011 году во время строительства конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» в Шушарах был обнаружен фундамент церкви Смоленской иконы Божией Матери, что послужило толчком к воссоздания памятника. Проект был выполнен силами архитектурной мастерской «Литейная часть-91» под руководством Рафаэля Даянова.

Впрочем, термин «воссоздание» можно употребить здесь лишь условно: фактически это было новое строительство на новом месте, поскольку исторический фундамент утратил несущую способность и к тому же попадал в будущем под расширяемую автостраду. В итоге новую постройку пришлось не только отодвинуть на 50 метров от изначального места, но и поднять на 8 метров, поскольку иначе она оказалась бы в неуместном визуальном подчинении у выросшего рядом гигантского выставочного комплекса. И всё же, благодаря высокопрофессиональному, в полном смысле реставрационному, подходу с опорой на исторические чертежи и соблюдением аутентичных материалов и технологий новое здание производит впечатление подлинника.


Роспись крестового свода с изображениями евангелистов
Роспись крестового свода с изображениями евангелистов

Однако на этом процесс не закончился: после завершения основного объёма работ последовал длительный период отделки интерьеров и благоустройства территории храма. Эта часть работы (за исключением мраморной отделки пола по эскизам «Литейной части-91») досталась архитектурному бюро «Тектоника» под руководством Кирилла Яковлева.

 

Ампирное убранство

Интерьер храма необычный, поскольку он, как сказано выше, не имеет купола. Молельный зал освещается, главным образом, из двух больших боковых окон (свет из западного окна падает, в основном, на площадку хора над входом). Отсутствие дополнительного верхнего света повлияло как на композицию росписей, так и на общее колористическое решение интерьера, направленное на максимальное высветление и визуальную лёгкость. Поскольку текстов и иллюстраций с информацией о цветовой гамме не сохранилось, художники разработали оригинальный цветовой строй, основа которого — бежевые стены, белая с золотом отделка и голубой фон плафонных росписей и алтарной конхи. Бежево-золотистый цвет символизирует нетварный Божественный свет: на его фоне выделены белые тяги, карнизы и филёнчатые рамы, выполненные в соответствии с проектом Кваренги.  

Проект интерьера молельного зала
Проект интерьера молельного зала


Голубой цвет символизирует небо. Из-за отсутствия купола фигуры евангелистов располагаются не на парусах, как обычно, а прямо над головой, на сходящихся частях крестового свода. Композиция плафонной росписи опирается на чёрно-белую архивную фотографию, где отчётливо читается ренессансная стилистика, созвучная палладианскому облику храма. Изображение сделано темперными силикатными красками по сухой штукатурке. Академически реалистичны и иконы на боковых стенах, выполненные в технике масляной живописи.

Мастерами «Тектоники» были изготовлены также престол с жертвенником, аналои, киоты, пюпитры, хоругви. При разработке эскизов художники ориентировались на искусство рубежа XVIII—XIX веков.

Ризница
Ризница

Четырехъярусный иконостас выполнен «Вятскими кустарными мастерскими». Он практически точно воссоздаёт авторский иконостас Кваренги, вырезанный мастером Францем Брюлло (родственником знаменитых живописца и архитектора Брюлловых) в 1784-1785 годах. Цвет его белый с золочёными деталями. Венчает алтарную стену золочёное распятие работы скульптора Андрея Гордеева. Им же изготовлены модели резных элементов иконостаса. Композицию алтаря организует расположенное по центру изображение Христа Великого Архиерея, восседающего на троне. В цокольном этаже выполнены интерьеры ризницы и трапезной, украшенные темперными росписями в стиле помпейской и раннехристианской живописи. 

Иконостас
Иконостас


Опираясь на весьма скудные исторические и архивные материалы, мастера создали в значительной степени оригинальный интерьер, торжественный и нарядный, отвечающий духу классицистической эпохи.

Смоленская икона Божией Матери в нише алтарной абсиды
Смоленская икона Божией Матери в нише алтарной абсиды

В создании внешнего облика «Тектоника» тоже принимала участие: её живописцы изобразили на восточном фасаде храма, в нише алтарной апсиды, Смоленскую икону Божией Матери в темперной технике. По эскизам мастерской были выполнены мощение, фонари и изящная кованая решетка.

Другие статьи из рубрики "Место жительства - Петербург"

система комментирования CACKLE
4 декабря, воскресенье
rss

№ 7 (июль) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / В ответе за живое
/ Крупный план / Люди вокруг иконы
ПРОПОВЕДЬ
Вслед за первоапостолами
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / На иконе с лошадьми
/ Lingua Sacra / Райская перспектива
/ Имена / Князь Владимир: умоперемена, определившая судьбу России
/ Имена / Ян Гус: православный, католик, протестант?
/ Умный разговор / Крещение Руси: Теории и гипотезы
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Служение / Пчелы, виноград и Достоевский
/ Служение / Размышления у больничного подъезда
/ Служение / БОРИС И ВЛАДИМИР
/ Из окна в Европу / Немного Афона в финском лесу
/ Из окна в Европу / Остаться русским в Германии
/ Из окна в Европу / Вера в сердце Европы
/ Из окна в Европу / Английское православие: мужество среди комфорта
/ Место жительства - Петербург / Храм в Шушарах: Возрождение из небытия
/ Подари журнал / «Подари журнал»: кому?
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Преображенная наука
Три дня на Валааме
Музыка в июле
Выставки в июле – августе