Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Княжеский вклад. Часть II

Чего бы не было на Руси, если бы князь Владимир не принял христианство?
Раздел: Via Historica
Княжеский вклад. Часть II
Журнал: Специальный выпуск №5, июль 2015Страницы: 23-27 Автор: Екатерина Карловская Опубликовано: 3 августа 2015

ЛИЦЕВОЕ ШИТЬЕ

Древнерусское лицевое (от слова — «лик») шитье, «живопись иглой», сформировалось под непосредственным влиянием Византии. В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства. В Древней Руси центрами лицевого шитья были Киев и Новгород. В XI веке в киевском Андреевском (Янчином) женском монастыре существовала мастерская шитья и тканья, где первые монахини из русских княжон занимались рукоделием.
На рубеже XV века центром лицевого шитья становится Москва и подмосковные монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Мастерские существовали не только в кремлевских соборах и крупных монастырях. Они были устроены практически во всех храмах Руси. В домах имелись особые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы», где под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц.
Фелон «Крещение Руси»
Фелон «Крещение Руси»

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Чеканное и ювелирное дело, производство золотых и серебряных изделий, украшенных эмалью, сканью и драгоценными камнями — всё это пришло на Русь с принятием христианства. Золотых и серебряных дел мастера (кузнецы) и ювелиры изготовляли ризы на иконы, раки, оклады Евангелия, кресты, образки, сосуды, архиерейские и княжеские шапки, венцы, диадемы, бармы, гривны или ожерелья, перстни и печати и т. д. Учителями русских людей в технике перегородчатой эмали и скани, золотых и серебряных кружев, плетений, были византийцы. В «Повести временных лет» говорится о том, что князь Владимир после крещения в Корсуни «взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе».
Ювелиры в Древней Руси назывались «златарями» или «серебряниками». Ювелирное производство было распространено, в основном, в крупных городах. Часть изделий шла на широкий сбыт, другая часть делалась по заказу. Князья покровительствовали ювелирам. Среди городов, где было развито ювелирное дело, выделялись Рязань, Киев, Полоцк и Новгород.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В «Уставе князя Владимира» определены те категории жителей Древней Руси, которые находятся в ведении Церкви, среди них, кроме священно- и церковнослужителей, «вдовица, калика, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец». Под церковным покровительством находились также монастыри, больницы, гостиницы, странноприимные дома. Сиротские сады и поля — еще одна из удивительных традиций. Их сажали для поддержки семей погибших воинов — они кормили вдов, детей-сирот, сестер и матерей. В «Повести временных лет» говорится о щедрой благотворительности князя Владимира: «Устроил он и такое: сказав, что „немощные и больные не могут дойти до двора моего“, приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной, нищий или кто не может ходить?“ И раздавали тем всё необходимое». В трактате «Правила о церковных людях» (XIII в.) на Церковь возлагались следующие благотворительные дела: «Нищих кормление и чад их; сиротам и убогим промышление; вдовам пособие; девицам потребы; обидным заступление; в напастях поможение; пленным искупление; в гладе прикормление; в худобе умирая — покровы и гробы».
Традиции, заложенные князем Владимиром, получили широкое развитие на Руси. В 1903 году существовало 18 232 церковноприходских попечения, 231 монастырская или приходская больница.

ШКОЛЫ

Первое учебное заведение на Руси было создано князем Владимиром. Там преподавались науки, давалось серьезное по тому времени образование. В Книжном учении было около 300 учеников, все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. Русские книжники, работавшие в школах, пользовались своим вариантом «образовательной программы», которая учитывала опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.
Созданная в 1030 году Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси. В «Повести временных лет» говорится: «Любил Ярослав церковные уставы, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык… Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное. Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина…»
Термин «школа» появился на Руси только в 1382 году. Обучение грамоте было одним из видов благотворения православных монастырей. С начала XVI века при монастырях, являвшихся средоточием книжной культуры, начали появляться первые училища и школы. Они были доступны для детей и взрослых; для тех, кто жил при монастыре, и для приходящих учеников.

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Князь Владимир положил начало организованной системе здравоохранения. По византийской традиции, на Руси установилась связь церквей и монастырей с лечением. «Устав князя Владимира» относит лечца в «люди церковные, богадельные». Устав определил и правовое положение лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. Сводом юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (XI–XII вв.) утверждалось право медицинской практики.
Древняя Русь знала несколько форм медицинской помощи: ремесленно-медицинская практика частного характера, медицинское попечительство и больничная помощь. Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских, и в иноках несть отметно». Городские лекари содержали лавки для продажи лекарств. Лекарства, в основном, были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений.
С XI века по примеру Византии при монастырях в Киевской Руси стали строиться больницы. По свидетельству Никоновской летописи, в 1091 году митрополит Ефрем устроил в Переяславле «строение банное, врачеве и больницы всем безвозмездно врачевание». Среди русских святых известны имена преподобных Киево-Печерских отцов, почитаемых как безмездных целителей. Это преподобные Агапит Печерский, Прохор Чудотворец, Дамиан Целебник, Ипатий Целебник.
Монастырская больница
Монастырская больница

СИСТЕМА МЕР

В древности на Руси мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и так далее. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные единицы: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Верста — старорусская путевая мера (ее раннее название — «поприще»). Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Основной мерой длины на Руси была косая сажень — от пальцев ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх противоположной руки (248 см). Сажени подразделялись на доли — аршины, локти, пяди, вершки, шаги, стопы и другие. В торговле на Руси использовались следующие меры веса: берковец — 10 пудов, пуд — 16,38 кг, фунт — 0,41 кг, лот — 12,797 гр, золотник — 4,27 гр, доля — 0,044 гр.
Заботу о соблюдении верных мер и весов князь Владимир поручил Православной Церкви. В «Уставе князя Владимира» говорится: «От века уставлено Богом и поручено святым епископам быть хранителями мер и весов в городах и торжищах. От Бога исконно уставлено епископу надзирать за ними без обмана, ни умалить, ни умножить». В храмах Древней Руси записывали договоры, скрепляли торговые сделки, хранили документы, иногда разрешали торговые конфликты.

ЛОЖКА

Первые серебряные ложки на Руси были отлиты в 998 году по приказу князя Владимира для его дружины: «Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: „Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра“. Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны и о войне, и о законах страны». Ложки тогда были с короткой ручкой и поэтому держали их в кулаке. Вскоре серебряные ложки стали использовать как предмет награды.
Ложка, обнаруженная при раскопках 1909 года в усадьбе Десятинной церкви, г.Киев
Ложка, обнаруженная при раскопках 1909 года в усадьбе Десятинной церкви, г.Киев 

ГРЕЧНЕВАЯ КАША

Гречневая крупа была завезена на Русь из Византии, поэтому ее и называли «гречневой» — греческой крупой. По другой версии ее изначально возделывали греческие монахи при монастырях.
На Руси гречневая каша является вторым по значимости национальным блюдом, в пословице о ней говорится: «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».
Считается, что когда в поговорках (например, «Щи да каша пища наша»), а также в притчах, сказаниях, песнях, былинах, встречается слово «каша», то оно обозначает именно гречневую, а не какую-либо другую. На Руси из гречихи вcегда варили каши: с молоком — «пуховую», а с грибами и яйцами — «богатую».

СВЕКЛА

На Руси свекла появилась в Х–XI веках. Завезена она была также из Византии. Упоминания о свекле встречаются в Изборнике Святослава (1073 г.), поэтому на Руси ее еще называли «овощ Святослава». В частности, в Изборнике говорится: «февраля 28 свеклы не ешь». Дело в том, что в погребах свекла сохранялась свежей лишь до этого срока.
Изборник СвятославаСлайд
Изборник Святослава

Предполагается, что распространение на Руси свеклы началось из Киевского княжества. Отсюда она проникла на новгородскую, московскую земли, в Польшу и Литву. Повсеместное распространение в России свекла, репа и капуста получили в XIV веке. Об этом свидетельствуют многочисленные записи в приходно-расходных книгах монастырей, лавочные книги и другие источники.
По легендам, русским богатырям придавала силу свекла. На Руси ее не только варили, но и запекали в печи и подавали на десерт. Русские красавицы свеклой румянили щеки, считая, что свекольный цвет — «страшная сила».

Другие статьи из рубрики "Via Historica"

система комментирования CACKLE