Княжеский вклад. Часть I

Ложка, гречневая каша, свекла… Ювелирные изделия, лицевое шитье, иконопись… Мы не часто задумываемся, откуда пришли все эти столь привычные для нас слова и понятия. А многие из них появились на Руси именно благодаря принятию князем Владимиром христианства.
Раздел: Via Historica
Княжеский вклад. Часть I
Журнал: Специальный выпуск №5, июль 2015Страницы: 20-23 Автор: Екатерина Карловская Опубликовано: 31 июля 2015

Города

«И стал ставить города на Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними и побеждал их…» — так описывает «Повесть временных лет» события конца X века. При великом князе Владимире основаны Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.) и многие другие города.

Храмы

Первый храм на Руси был построен в честь святого Василия, небесного покровителя князя Владимира, тотчас после крещения киевлян. В «Повести временных лет» упоминается о постройке церкви Пресвятой Богородицы, получившей название Десятинной. Храмы начали строить повсюду: в городе Василеве по случаю победы над печенегами был воздвигнут храм Преображения Господня, построены храмы святого Василия в Вышгороде, великомученика Георгия в Киеве, Преображения Господня в Берестове, Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале...

Десятинная Церковь, 996 год
Десятинная Церковь, 996 год
Церковь Покрова-на-Нерли, 1165 год
Церковь Покрова-на-Нерли, 1165 год

 

Православный храм — это окно в небо. Со времен князя Владимира храмы всегда были главной святыней нашего Отечества, центрами, вокруг которых строилась жизнь народа. В годы войн, лихолетья храмы закрывались и разрушались, а восстановление и возрождение новой жизни всегда начиналось с воссоздания храмов.

Собор в Новгороде

Храм святой Софии в Новгороде

возводился в 1046–1050 гг. по инициативе святого князя Ярослава Мудрого и его супруги — святой княгини Ирины (Ингегерды). В храме сохранились остатки первоначальных росписей 1109 г., иконы XIV–XIX вв., среди которых самая знаменитая — образ Божией Матери «Знамение».







Собор в Киеве

Собор Святой Софии в Киеве

строился под началом равноапостольного князя Владимира, а затем его сына — святого князя Ярослава Мудрого в 1011–1037 гг. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века.

Как сообщил в своем докладе на Архиерейском соборе 2 февраля 2013 года Святейший Патриарх Кирилл, «у нас сегодня 33 489 храмов, где хотя бы раз в месяц совершается Литургия».

Монастыри

Князь Владимир положил начало и строительству монастырей на Руси. В «Слове о Законе и Благодати» митрополит Киевский Иларион пишет: «Монастыри на горах воздвигли; черноризцы явились; мужи и жены, и малые и великие — все люди заполнили святые церкви, восславили Бога». Сам святой Иларион избрал для пещерного затворничества место на берегу Днепра, где впоследствии в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием была основана Киево-Печерская лавра.

Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, крестивший в Днепре киевлян, стал основателем Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Произошло это при сыне князя Владимира Ярославе Мудром. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта традиция. Для православного человека золото куполов является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Храм — это свеча, возжигаемая пред Престолом Божиим. Золотые купола и кресты своим сиянием напоминают пламя свечи.

При Ярославе Мудром были основаны также Свято-Юрьев монастырь на берегу реки Волхов вблизи Новгорода (1030 г.) и Новоторжский Борисоглебский монастырь (1038 г.), действующие и по сей день.

Иконы

«Блаженный же князь Владимир, внук Ольгин, крестился сам и детей своих, и всю землю Русскую крестил от конца и до конца, и города, и церкви пречестными иконами украсил», — пишет Иаков Мних. Действительно, первые иконы на Руси были привезены князем из Корсуни для Десятинной церкви. К XI веку относится деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия († около 1114 г.) и его соработника преподобного Григория (XI–XII вв.). Одна из самых древних чтимых на Руси икон — чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по преданию была написана святым евангелистом Лукой и вывезена из Константинополя около 1131 года. К древнейшим из сохранившихся на сегодняшний день икон относятся икона великомученика Георгия Победоносца (XI в., Успенский собор Московского Кремля), иконы святых апостолов Петра и Павла и «Спас золотая риза» из Софийского собора в Новгороде (XI в.). Всему миру известны имена выдающихся иконописцев преподобного Феофана Грека (ок. 1340 – ок. 1410), святого Андрея Рублева (около 1370 – 17 октября 1428) и Дионисия (ок. 1440–1502).

Икона «Иже херувимы» из Благовещенского собора Сольвычегодска

На иконе изображена Небесная Литургия. Иисус Христос в образе Великого архиерея совершает богослужение, в котором принимают участие небесные силы, святые и все христиане, включая заказчиков иконы — солепромышленников и купцов Строгановых (в правом нижнем углу). Изображение Христа в архиерейском облачении характерно для поздневизантийского и древнерусского искусства, и восходит к словам пророка Давида: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4; ср. Евр. 4, 14; 5, 5–10). Образ ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Фрески

Это тоже иконы, только выполненные по сырой штукатурке. Техника выполнения фресок пришла на Русь из Византии, а впервые они были использованы при устроении Десятинной церкви. Своей особой красотой известны фрески Софийского собора в Киеве (1037 г.). Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073–89 годах.

Сошествие во ад. Фреска Софийского собора в Киеве
Сошествие во ад. Фреска Софийского собора в Киеве

До сегодняшнего дня сохранились старинные фрески Георгиевской церкви в Старой Ладоге (XII в.), церкви Спаса на Нередице под Великим Новгородом (1198 г.). Особое место в русской православной традиции занимают фрески Дионисия, вершиной творчества которого являются росписи Ферапонтова Белозерского Рождественского монастыря (основан в 1397 г.). Большое значение в истории развития православной иконописи и фрески занимает также творчество преподобного Феофана Грека, расписавшего Архангельский и Благовещенский соборы Московского Кремля.

Мозаики

Мозаику изобрели еще в древнем Шумере, а на Русь она попала из Византии. Впервые техника мозаики была использована тоже при украшении Десятинной церкви. Крупнейший в мире — 260 м²  — ансамбль древнерусских мозаик находится в Софийском соборе в Киеве. Мозаики использовались и при украшении Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1113 г.). Возрождением искусства мозаики в России занимался М. В. Ломоносов (1711–1765), под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. Новый расцвет пришелся на середину XIX века. В 1851 году открылась Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств.

Фрагмент мозаики из Десятинной церкви в Киеве, X век
Фрагмент мозаики из Десятинной церкви в Киеве, X век

В этой мастерской были созданы мозаики Исаакиевского собора, собора «Спас-на-Крови», иконостаса собора «Спас-на-Водах» (сейчас разрушен), храма Христа Спасителя в Москве. В Петербургском Князь-Владимирском соборе имеется мозаичная икона святого равноапостольного князя Владимира.

Церковное пение

Русское церковное пение пришло на Русь вместе с христианством. Князь Владимир привез в Киев демественников (т. е. певцов) «от славян», присланных ему византийскими императором и патриархом. В XI веке греческие певцы-учителя вводят в обиход «изрядное осмогласие» (т. е. систему восьми греческих гласов или напевов, положенных в основу нашего богослужебного пения). Возникают школы пения в Смоленске, Новгороде, во Владимире, а также «крылосы», т. е. певческие хоры в разных городах. Собор 1274 года постановил, чтобы церковное чтение и пение производилось людьми особо для того посвященными.

Ноты древних певческих книг представляли собой особые знаки, позже называвшиеся «знаменами», «столпами», «крюками» или «крюковыми знаменами» и ставившиеся прямо над текстом, без всяких линеек. Знаменный распев является самым древним из всех прочих наших церковных распевов. В XVII веке в России получает распространение гармоническое, или партесное, пение. В XVIII веке церковное пение подпало под итальянское влияние, но в XIX веке с новой силой возродилось в выдающихся произведениях русских композиторов Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, С. А. Дегтерева, П. И. Турчанинова и др.

Рукописные книги

В Изборнике 1076 года говорилось: «Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника — без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так у праведника — чтение книг». Первые книги на Руси были переводными. Они являлись неотъемлемой частью богослужения и в отличие от Западной Европы составлялись на литературном варианте родного языка, позже получившего наименование церковнославянского. Самыми древними книжными центрами Руси были Киев и Новгород. При Киево-Печерском монастыре был создан древнейший русский летописный свод. К самым известным образцам древнерусской письменности относятся «Слово о Законе и Благодати» (между 1037 и 1050 гг.), Остромирово Евангелие (1056–1057 гг.), Изборник Святослава (1073 г.), «Повесть временных лет» (1110–1112 гг.), Мстиславово Евангелие (1117 г.), Галицкое Евангелие (1144 г.), Киевская Псалтырь (1397 г.), Онежская Псалтырь (1395), Судебник (1497 г.), «Поучение Владимира Мономаха» (XII в.), «Русская Правда» (XI в.), «Слово о полку Игореве» (ок. 1185 г.), «Хождение за три моря» (1467–1472 гг.). Листы книг богато орнаментированы, украшены буквицами.

Продолжение статьи появится на нашем сайте в ближайшее время

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Via Historica"