Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Дорога к дому

Мы познакомились с этим театром, приехав с маленькими пациентами онкологической больницы и настоятелем домового храма этой больницы на благотворительный спектакль. Дети смеялись, а взрослые хлопали. Взрослые проживали чудо понарошку, а дети — как реальность. В этом театре одинаково рады и большим, и маленьким. Открыться для радости, не стесняться любить и верить — детские привилегии для взрослых в «Кукольном формате» на Пушкинской, 19.
Журнал: № 6 (июнь) 2015Страницы: 46-49 Автор: Надежда КалашниковаФотографы: Андрей Петров, Мария Акимова Опубликовано: 15 июня 2015
Театр «Кукольный формат» — остроумный театр проектов. Один из которых — спектакль «Всадник Cuprum», принесший театру первую «Золотую маску».


Prehistoric

В одной петербургской семье жила девочка Аня. Однажды она с мамой пошла на спектакль Резо Габриадзе «Осень моей весны». Вернувшись домой, Аня спряталась за занавеску и начала что-то мастерить. Через два часа она вынесла оттуда свою первую марионетку. Эта марионетка была совершенно неправильной: ручки и ножки у нее были, но ни сидеть, ни лежать она не могла. Именно в тот день всё и началось.

После школы Аня поступила в ГАТИ (Государственную Академию театрального искусства), правда, не с первого раза. Она попала к известному мастеру — Тамаре Васильевне Мироновой. На старших курсах Аня уже работала у Резо Габриадзе в его спектакле «Песня о Волге», ездила на фестивали, видела, что происходит в разных странах в мире театра кукол.

Аня окончила институт, но попробовать себя возможности не было. Впрочем, это обычная ситуация в столичных городах. А ехать в провинцию — может быть, Аня и поехала бы, но ее пока не знали, поэтому и не звали. Несколько раз она помогала выпускным курсам своей альма-матер, делала кукол, но… надо было начинать собственный путь.

После спектакля актеры выходит из закулисья, чтобы пообщаться со зрителями
После спектакля актеры выходит из закулисья, чтобы пообщаться со зрителями


Первый дом — музей Достоевского

Кукольный мир прекрасен тем, что он рождается в маленькой «каморке папы Карло», в семейном, компанейском кругу — как правило, художников.

Анна Викторова
Анна Викторова
Анна Викторова решила поставить вместе с молодым режиссером Светланой Озерской собственный пробный спектакль. Свою творческую группу они назвали «С. О. В. А.» по первым буквам своих инициалов. Выбрали пьесу испанского драматурга, абсурдиста Фернандо Аррабаля «Пикник». Для спектакля по этой пьесе требовалось всего пять кукол. Премьерные представления «Пикника» прошли на экспериментальной сцене театра «Лицедеи» и в петербургском Доме актера. В 2002 году название «С. О. В. А.» заменили — на афишах появилось имя «Кукольный формат».

Однажды посмотреть «Пикник» пришла заместитель директора музея Ф. М. Достоевского Вера Бирон с группой французов. Постановка ей понравилась, и Вера Сергеевна предложила открыть этим спектаклем новый театральный зал в музее. Но по удачному стечению обстоятельств сезон в музее Достоевского был открыт «Всадником Cuprum».

Спектакль «Золотой маски»

Об этом удивительном спектакле нужно сказать отдельно. Близился трехсотлетний юбилей Петербурга. «Хотелось сделать и от себя подарок родному городу, объясниться с ним в любви», иногда поясняют в «КукФо» перед началом действа.


«Всадник Cuprum» — это прожитый «Медный всадник» и еще плюс 200 лет. Это легенда о любви царя Петра к девушке Неве, обратившейся от отчаяния в реку. Эту грустную историю рассказывает Александру Сергеевичу Пушкину несчастный Евгений, потерявший свою невесту Парашу в петербургском наводнении, случившемся из-за того, что неукротимая река-Нева захотела обнять своего любимого Петра, Медного всадника.

— Идея сделать спектакль не по «Медному Всаднику», а по малоизвестной легенде принадлежит Тимуру Бекмамбетову, — рассказывает Анна Викторова. — Было желание создать коллаж из обрывков петербургских «формул». Показать феномен города, который не мог быть на этом месте по здравому смыслу. Самый умышленный город, чреватый революциями, заложенный на сумасшедшей любви. Подбирая литературное произведение для постановки, выбираешь ту историю, в которой интересно оказаться внутри, прожить вместе с героями.

«Всадник» так полюбился создателям, что было решено представить его на Всероссийском театральном фестивале «Золотая Маска». Спектакль получил высшую театральную премию в 2005 году как лучший спектакль и лучшая работа режиссера.

— Это был очень важный момент в нашей жизни, мы уже не могли считать себя неудачниками, — делится Анна Викторова. — «маска» стала подтверждением правильности начатого пути.

Спектакль «Морозко» — один из любимых у детей
Спектакль «Морозко» — один из любимых у детей


Театр бродячих артистов

Музей Достоевского был временным приютом театра: там играли и другие труппы, приходилось ждать своей очереди. Пришлось стать бродячими артистами, что для театра кукол, вообще-то, не самая плохая традиция.

— В чем прелесть этой истории? — рассуждает актриса «КукФо» Ольга Донец, — во-первых, романтическая бродяжность, во-вторых, мы очень много путешествовали по фестивалям в Европе. Мы можем то, чего не может позволить себе государственный театр. Мы умеем собираться за полчаса и ставиться за столько же, у нас всё помещается в двух-трех чемоданах. Благодаря скитаниям у нас появилось очень ценное качество: мобильность.

За эти годы театр получил огромный опыт.

— Мы посмотрели, как устроены различные театры, государственные и частные, большие и маленькие, столичные и провинциальные, как работают технические службы. Теперь мы можем строить свой дом, — говорит Анна Викторова.


«КукФо» — маленький уютный дом с теплыми стенами и длинным дубовым столом, за которым есть место всем
«КукФо» — маленький уютный дом с теплыми стенами и длинным дубовым столом, за которым есть место всемКогда-то здесь располагался каретный сарай, но умелые руки переделали помещение площадью 160 квадратных метров в уютную петербургскую квартиру со старинным буфетом и низкими абажурами. Вы пришли в гости, где вас ждали, вам рады и для вас кое-что приготовили. Хозяйка здесь — художественный руководитель Анна Викторова. Но дом у театра «Кукольный формат», или «КукФо», появился всего год назад. До этого, как положено настоящему театру кукол, труппа бродяжничала, скиталась по площадкам, путешествовала по миру и завоевывала призы.





Десять лет скитаний — серьезное испытание для любого коллектива. «Кукольный формат» был настоящим экспериментом, без собственной сценической площадки, постоянной труппы, хорошей рекламы, но он выжил. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Господь и намерение целует».

Ольга Донец
Ольга Донец
— Всё держалось трудолюбием и энтузиазмом Ани, — рассказывает Ольга Донец. — Она днями и ночами сидела в мастерской на Галерной. Она стала художником, режиссером и постановщиком театра. Но в «КукФо» есть место сотворчеству! У нас живой коллектив, где можно сказать режиссеру: «Подождите, а может, мы сделаем так?» Мы вместе придумываем процесс: от чего-то отказываемся, что-то прибавляем. Как мне кажется, идея нашего театра — говорить со зрителем по-честному, не пытаться никого обмануть, не пытаться играть, как ни парадоксально это звучит.

В 2007 году — вновь две «Золотые маски», за спектакль «Робин-Бобин». Их Анне Викторовой как лучшему режиссеру театра кукол и автору лучшего спектакля в кукольном жанре вручал Резо Габриадзе. Так замкнулся круг.

Играть нужно всем

И вот, спустя десять лет после своего рождения, «Кукольный формат» обрел свой дом. Рядом Лиговский проспект, Разъезжая, Кузнечный. Недалеко отсюда жил Николай Лесков, напротив знаменитая гостиница «Пале-Рояль», где останавливались Иван Бунин, Петр Чайковский, Александр Куприн… Интерьер театра совсем не «театральный», скорее разночинный — как в простой квартире этой части Петербурга. Он стал, быть может, основным проектом Анны Викторовой, которая придумала здесь всё пространство — от занавеса, на котором неброско мерцают бусинки, до рукодельных абажуров.

Даже за ширмой актер остается актером
Даже за ширмой актер остается актером

Что теперь впереди у театра? Конец романтической эпохе, можно «откатывать» проверенные спектакли и расходиться вечером по домам? В чем смысл и судьба жителей этого дома — кукловодов, которых мало кто видит: они прячутся за ширмой, надевают неприметные черные костюмы?..

— Цель театра «КукФо» — это дарение радости, — считает священник Андрей Битюков, настоятель храма мученицы Раисы Александрийской при институте детской гематологии и трансплантологии ПСПбГМУ имени академика И. П. Павлова. По приглашению театра он часто привозит сюда тяжелобольных детей: игра изживает страх. — Актеры ради этой радости приносят в жертву материальное благополучие. Им очень важно, чтобы дети близко воспринимали всё происходящее на сцене. Детям вообще полезно ходить в театр, впрочем, как и взрослым. Где сегодня еще можно научиться состраданию? Выйти заплаканным — от всего: от спектакля, от эмоций детей, сидящих по-соседству, — и больше никогда не пропустить такие глаза, как только что увидел рядом.

Священник Андрей Битюков со своими подопечными
Священник Андрей Битюков со своими подопечными

И вправду, в «КукФо» к детям особое отношение. Нередко руководство театра специально просит мам посмотреть спектакль вместе с ребенком, а не ждать его в соседней кофейне: чтобы вместе погрузиться в одну историю, чтобы было о чем поговорить.

— Дети сейчас, как правило, очень одиноки, — говорит актриса Ольга Донец, — родители много работают, включают детям мультики, мало с ними разговаривают. К тому же, сейчас не побегать одному во дворе, как в советском детстве. В результате ребенок начинает замыкаться в себе. Но когда дети видят куклу, которая готова с ними общаться, они «покупаются» на 100 процентов. Ты стоишь во время спектакля с куклой, не прячась, а они на тебя вообще не смотрят! Они видят только куклу, они ей всю жизнь расскажут, посоветуют, обнимут, поцелуют. Им настолько не важны формальности!

А самый главный секрет театра кукол — в том, что здесь можно всё: ведь здесь неживое становится живым.

Ольга Федорова
Ольга Федорова
— Это театр знака, образа, театр больших возможностей, чем драматический, — рассуждает Ольга Фёдорова, актриса Театра марионеток имени Е. С. Деммени и актриса театра «КукФо», а «по совместительству» прихожанка Феодоровского собора. — Ты можешь быть плешивым коротышкой, а играть Ромео. Можешь быть яркой красоткой, а играть нищенку… — твоя собственная внешность значения не имеет, важно, есть ли внутренние предпосылки для создания того или иного образа. А значит, свободы творчества тут с избытком. Это искусство еще и в философско-мировоззренческом смысле: ведь здесь человек, как Творец, что-то оживляет и сотворяет одновременно. Материя наполняется душой и характером. Происходит чудо — узнаваемые черты поведения людей передаются кукле, причем в самой разнообразной форме…

Построен дом, повешены абажуры, витрины наполнены заморскими сувенирами. Хозяева ждут встречи с гостями — не понарошку, а по-настоящему. Они готовы дарить и отдавать — что принесем им? Что унесем с собой? Придем ли снова?

 

Театр «Кукольный формат»

Пушкинская ул., д. 19
Тел. 906-04 57;
Cайт: http://kukfo.ru

Постоянные гости театра — дети из детских домов, приютов, социальных центров, из малообеспеченных семей. Они бывают на каждом спектакле «Кукольного формата», они — первые зрители на премьерах.

Другие статьи из рубрики "День седьмой"

система комментирования CACKLE
8 декабря, четверг
rss

№ 6 (июнь) 2015

Обложка