Третье предсказание о Страстях и Воскресении

Евангельское чтение на Литургии в Неделю 5­-ю Великаго поста (Мк. 10:32­-45)

Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Третье предсказание о Страстях и Воскресении
Журнал: № 3 (март) 2007Страницы: 14-15 Автор: протоиерей Димитрий Сизоненко Опубликовано: 9 апреля 2015

Синодальный перевод:

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Перевод С. С. Аверинцева:

И снова были они в дороге, восходя к Иерусалиму, и впереди всех шел Иисус, и они пребывали в изумлении, а тем, кто Его сопровождал, было страшно. И Он, отозвав двенадцать в сторону, снова начал говорить о том, что Ему предстоит: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий будет отдан в руки первосвященников и книжников, и осудят Его на смерть, и отдадут в руки язычникам, и те будут над Ним глумиться, и плевать в Него, и предадут Его бичеванию, и убьют; но через три дня Он воскреснет». И подходят к Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, со словами: «Учитель, хотим, чтобы Ты сделал для нас то, что мы попросим». Он же спросил их: «Чего же вы хотите, чтобы Я сделал для вас?» А они говорят Ему: «Дозволь нам воссесть во славе Твоей, одному по правую руку от Тебя, другому по левую руку!» Но Иисус сказал им: «Сами не знаете, о чем просите. Можете ли вы пить ту чашу, которую пью Я, или креститься тем крещением, которым крещусь Я?» Они же сказали Ему: «Можем». А Иисус сказал им: «Чашу, которую Я пью, вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься; но воссесть по правую или по левую руку от Меня, – дать это не в Моей власти, но кому как предуготовано». А <прочие> десять, услышав это, начали негодовать на Иакова и Иоанна. И подозвав их, Иисус говорит им: «Вы знаете, что у всех народов те, кого считают за правителей, ведут себя как господа, и вельможи их показывают свою власть. Между вами пусть будет не так, но кто между вами хочет сделаться велик, пусть будет вам слугой, и кто между вами хочет быть первым, пусть будет вам рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать жизнь Свою как выкуп за многих».


В окружении народа Иисус восходит на праздник Пасхи в Иерусалим, где Ему предстоит принять страдания и смерть. Ученики объяты страхом и изумлением. Евангелист не уточняет, чем вызвано это чувство. Вероятно, они удручены предсказанием о грядущих Страстях; не исключено, что до них дошли слухи о намерениях фарисеев и старейшин, которые не предвещали ничего доброго. По дороге Иисус в третий раз объявляет двенадцати апостолам о том, какой драмой обернется их паломничество в Иерусалим. Два предыдущих раза эти предсказания были восприняты со страхом и непониманием (Мк. 8, 31‑32; 9, 30‑32). Итак, Господь отзывает в сторону самых близких учеников, чтобы подготовить их к грядущим вскоре событиям. Они пока не в состоянии понять смысл происходящего, но Он делает это для того, чтобы в самый ответственный момент их вера не поколебалась. Можно представить, как после таинственных слов Учителя каждый из них продолжал свой путь в молчании, вслед за Иисусом, который идет впереди, как бы прокладывая дорогу.

По истечении некоторого времени к Иисусу подходят Иаков и Иоанн с важной просьбой. Вероятно, из всего сказанного они услышали только царский титул Сына Человеческого, и это пробудило в них беспокойство о собственной «карьере», о том, кто станет первым (ср. Мк. 9, 34). Царство Мессии они воображали себе согласно человеческим представлениям и не хотели упустить представившийся случай предложить свои кандидатуры на высшие должности в новом правительстве. Они просят о привилегии выступать ближайшими сподвижниками царя: «воссесть во славе», одному по правую руку, а другому по левую руку. Известно, что эти места принад­лежали самым высокопоставленным придворным и, по сути, обозначают собой прямой доступ к высшей власти. В Евангелии это непосредственно связано с образом трапезы, ибо в эсхатологической перспективе Царство видится как мессианский пир, где самые почетные места за столом – рядом с Царем. В Евангелии не уточняется, что именно имели в виду сыновья Зеведеевы: первые «кресла» в новом правительстве, «престолы», с которых они будут судить колена Израиля или почетные места на мессианском застолье. Тем многозначительнее звучат слова Иисуса: «Сами не знаете, о чем просите»…

Бездна разверзлась между предвкушением близкой смерти, которое горечью наполняет сердце Иисуса, и тщеславными помыслами Его учеников. В этот момент обнаруживается страшное одиночество Христа, которое достигнет своего апогея в Гефсиманском саду, когда самые близкие ученики заснут от усталости и страха.

В ответ на просьбу Хpистос спрашивает: «можете ли вы пить чашу, котоpую Я буду пить? Готовы ли вы кpеститься тем кpещением, котоpым Я буду кpеститься?»

Кто хорошо знаком с Писанием, понимает, что выражение «испить чашу» – не предвещало ничего хорошего; «чаша бедствий» (Пс. 10, 6) или «чаша ярости» (Ис. 51, 17) предвещает собой самое худшее! Крещение как погружение с головой в губительные воды бед и напастей также не являет собой ничего привлекательного. Удивительно, что при этом Господь не говорит: сначала пройдите этот тесный путь до конца, а потом получите награду…

Уверенные в благополучном исходе событий, братья уверяют, что они готовы к испытаниям. Иисус опять не отвечает непосредственно на просьбу. Дальнейшие слова, быть может, воздают должное тому высочайшему свидетельству веры, которое в будущем эти два апостола принесут в мученичестве и в силе Духа. Иаков первым из учеников примет мученический венец при Ироде Агриппе в Иерусалиме (Деян. 12, 2). Согласно преданию Церкви, Иоанн прожил долгий век, подвергаясь многочисленным гонениям и ссылке.

«Дать это не в Моей власти» – глубокий урок смирения. Слава Сына Человеческого состоит в безоговорочной преданности Отцу, в полном отказе от права собст­венности на плоды своего служения. В следовании за Христом истинному ученику надлежит забыть о всяком расчете и корысти. Любая посторонняя мотивация приведет к попытке превратить Бога в средство для самопревозношения.

Иисус вновь объясняет апостолам, что Его и их путь к славе лежит через самоотверженное приятие страданий и даже смерти. И не в Его власти (по крайней мере, во время земной жизни) распределять почетные места. Они достанутся тем, кому они предназначены Богом. В этих словах слышится и горький упрек, и разочарованность, и призыв помышлять о Божием, а не о мелочном своекорыстии.

Почему же дерзновение двух братьев вызвало столь бурное негодование других апостолов? Поступок сынов Зеведеевых произвел нечто вроде короткого замыкания, потому что они опередили других, первыми осмелились открыто попросить о том, о чем, быть может, мечтал втайне каждый. Аналогичным образом однажды Господь предвозвестил приближающиеся Страдания на обратном пути в Капернаум. После этого, вернувшись домой, Иисус спрашивает двенадцать, о чем они спорили между собой по дороге. В ответ апостолы молчали от смущения, ибо в дороге они обсуждали, кто из них больше кого (Мк. 9, 33‑34). Каждый раз они словно не слышат слов о приближающихся Страстях.

Не без причины эта история может вызвать наше удивление, но разве мы сами никогда не оказываемся в ситуации, в которой Господь говорит нам: «Не ведаете, о чем просите». Когда мы просим у Него процветания, славы века сего, пренебрегая Его словами о подлинно царском пути, который пролегает через унижение и Крест.

Чтобы предупредить возможную распрю между учениками, Иисус опять отзывает их в сторону. Он говорит о мирской жажде величия, власти, господства. Их борьба за первенство объяснима, потому что мир сей ориентирован на успех, внушает стремление к господству над другими. Но среди учеников Христа да не будет так! Иисус не критикует политическую власть и всевозможные злоупотребления ею, а показывает ученикам, что мир не может служить им примером. Основополагающий закон Царствия: «Кто между вами хочет быть первым, пусть будет вам рабом». Эти слова обращены не только к Иакову с Иоанном, но ко всем.

В заключительных словах о том, что Мессии надлежит «отдать жизнь Свою как выкуп за многих», исполняются пророчества о Страдающем Слуге Господнем (Ис. 53). Бог назначил Сыну Человеческому стать выкупом за спасение всех. Его искупительная жертва выкупает из‑под власти греха и смерти всех, кто откликнется на призыв Иисуса и последует за Ним, кто стремится к свободе. Ученикам предлагается стать слугами не по принуждению, не из страха, не по расчету, но из чистой любви, по образу Самого Христа, отдавшего Свою жизнь за жизнь мира.

Дни Великого поста – наилучший момент обратиться к тому, что составляет самую суть христианской жизни, заново совершить выбор, от которого, быть может, незаметно для самих себя мы отступили под влиянием окружающих нас умонастроений. Каковы наши приоритеты? К чему мы стремимся? Сделать себе имя, занять высокое место в мире сем или стать слугой в подлинном смирении, в готовности день за днем отдавать свою жизнь в забвении самого себя?

В трактате «Град Божий» блаженный Августин го­ворит о двух градах и о двух владыках: о Христе, царе Иерусалимском, и антихристе, царе Вавилонском. Две любви зиждут два града: любовь к себе, доходящая до презрения к Богу, возводит град антихриста; и любовь к Богу, доходящая до забвения себя, строит град Божий. Человеку остается совершить свой окончательный выбор в полной свободе.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"