Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

«Великопостные концерты» в марте

В очередной раз в Санкт-Петербурге пройдет цикл «Великопостных концертов», организованных «Академией православной музыки». Как и полагается во время Великого поста, в программе — только духовная музыка: и храмовая, и внебогослужебная.
Журнал: № 3 (март) 2015Страницы: 46-47 Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 3 марта 2015

02.03 в 20:00

Открывает мартовскую программу «Великопостных концертов» выступление Праздничного хора Минского Свято-Елисаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании (Денисовой) в Большом зале филармонии.

Сейчас есть немало монастырских хоров, которые звучат не хуже (а то и лучше), чем хоры консерваторий, театров и филармоний. Хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря здесь не исключение, и всё же он не совсем такой, как другие. Хор не блещет мощным басовитым звучанием: в нем нет басов-профундо, — его звучание очень легко и виртуозно. Благодаря смешанному составу с небольшим преобладанием женских голосов тембр хора светлый, воздушный, а мастерство участников позволяет достигать филигранной тонкости звучания.

монахиня Иулиана (Денисова)
монахиня Иулиана (Денисова)

Изначально это был даже и не монастырский хор. Когда монахиня Иулиания (Денисова) была просто регентом и дирижером Ириной Денисовой, тот же состав пел под ее руководством в минском Свято-­Петропавловском соборе. Пос­ле пострига руководителя хора музыканты перешли под крыло Свято-Елисаветинского монастыря. Уже будучи клиросным, коллектив получил известность, а став Праздничным хором монастыря, стал еще активнее гастролировать (хотя основным его делом было и остается сопровождение богослужений).

На концерте 2 марта прозвучат великопостные песнопения и духовные стихи.

Русское церковное пение разнообразно. Если впервые зашедшему в храм человеку в нем слышится нечто одинаково благостное и протяжное, то со временем ухо начинает улавливать множество оттенков, настроений и даже стилей. Богородичные песнопения всегда звучат чуть иначе, чем песнопения, посвященные святым, музыка некоторых служб более сурова, а под пасхальные песнопения, бывает, хочется пуститься в пляс. В этом разнообразии музыка Великого пос­та — особое пространство: мир строгости, кристальной чистоты и глубины.


17.03 в 20:00

Также в Большом зале филармонии пройдет концерт «Путь ко Христу» (посвящение преподобномуче­нице великой княгине Елисавете). В честь царственной преподобномученицы Московский Синодальный хор под руководством Алексея Пузакова исполнит распевы Супрасльского ирмология и партесные концерты.

Супрасльский ирмологий — не совсем обычная рукопись. Эта созданная в 1598–1601 годах книга — единственный музыкальный кодекс своего времени, в котором песнопения записаны не крюковой нотацией, а современным пятилинейным способом.

Крюковые рукописи рубежа XVI–XVII веков не читаются нашими современниками или читаются только предположительно, а пятилинейная система абсолютно понятна — вот почему эта рукопись привлекает к себе столько внимания. Песнопения ирмология неоднократно исполнялись разными хорами и записывались на диски, но каждая новая интерпретация по-своему любопытна.

Кроме песнопений Супрасльского ирмология, на концерте прозвучат партесные концерты. Ранние партесные концерты — один из самых интересных, и, если честно, один из самых красивых стилей русского духовного пения.

Этот стиль возник на стыке двух совершенно разных музыкальных традиций. До середины XVI века во всех епархиях Русской Православной Церкви звучал средневековый монодический распев — строгий, одноголосный, мелодически богатый, но, с современной точки зрения, непростой в восприятии. Когда же упал очередной музыкальный «железный занавес» (а произошло это сначала на территории Великого княжества Литовского), музыканты начали осваивать западноевропейскую полифонию — стиль, гораздо более «удобный для ушей», колористически богатый и узорчатый. Как оказалось, оба направления прекрасно совмещаются, а древнерусские распевы после обработки в европейском ключе начинают играть совершенно новыми красками. В итоге этого творческого эксперимента родилась музыка необычной изысканности и красоты. Она и называется партесным пением.

25.03 в 19:00

На последнем концерте великопостного цикла, в Санкт-Петербургской академической капелле, хор капеллы под руководством Владислава Чернушенко исполнит музыку разных эпох и стилей. Прозвучат духовные песнопения, а также «Молитвы последних Оптинских старцев» бурятского композитора Виктора Усовича, исполняемые впервые. Музыку Усовича редко можно услышать в Санкт-­Петербурге, хотя он активно сочиняет уже более 40 лет и является автором множества произведений разных жанров. Виктор Усович — тихий, скромный человек. Такова же и его музыка — без претензий на ультрасовременность, но приятная для слуха и мелодичная. Рассказывая о своем творчестве, в одном из интервью композитор заметил: «Когда я работал над сочинением, для меня открылись новые вершины православной молитвы. Во время молитвы человек напрямую обращается к Богу. И это настолько откровенно, что становится страшно». Наверное, именно в такие моменты и должна звучать музыка.
Все фотографии

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE
4 декабря, воскресенье
rss

№ 3 (март) 2015

Обложка

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Юрия Костыгова — с юбилеем!
«Зеленая пустыня» подвижника Мартирия
АКТУАЛЬНО
Межсоборное присутствие. «Об участии верных в Евхаристии»
ПОДРОБНО
/ Интервью / Вопросы атеиста, ответы ученого
/ Интервью / Борьба за независимость
/ Крупный план / Возвращение из рабства. История вторая.
/ Крупный план / Возвращение из рабства. История первая.
/ Информация / Очаги сопротивления
ПРОПОВЕДЬ
Истинный пост есть удаление от зла
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / В поисках смысла
/ Lingua Sacra / Псалом двадцать первый
/ Имена / Логика ради Бога
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Валерий Татаров: «Ищу брата по разуму»
/ Приход / Храм для нового поколения
/ Служение / Штрих резцом — как движение смычка...
/ Служение / Школа музыки в доме молитвы
/ Служение / Всероссийский подарок Всероссийскому батюшке
/ Служение / Вылезти из-под кровати
/ Подари журнал / Подари журнал
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
О вере, смерти и защите чувств верующих
Маленькая выпечная радость
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
«Великопостные концерты» в марте