Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Счастливы по-своему

Протоиерей Александр Дягилев рассказывает о программах Епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Раздел: Служение
Счастливы по-своему
Журнал: № 1 (январь) 2015Страницы: X-XI стр. вставки Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 22 января 2015
Отец Александр, в чем заключается программа «Супружеских встреч»?
— Основная программа — «Семейный диалог». Супружеские пары выезжают за город, останавливаются в гостинице. Детей оставляют дома. Общие собрания проводят ведущие пары — участники предыдущих выездов, прошедшие специальную подготовку. Пары-участники сначала слушают ведущую пару, потом обсуждают услышанное вдвоем, отвечают на подготовленные вопросы. Программа очень  интенсивна: кроме общих молитв и богослужений с вечера пятницы по вечер воскресенья мы успеваем провести 11 таких встреч. Венец программы — Литургия, которую служат участники встреч в священном сане. Накануне все участники исповедуются, а за Литургией все причащаются.

После программы мы предлагаем супругам продолжить встречи раз в две недели в помещениях епархиального отдела религиозного образования и катехизации — для продолжения работы над своими отношениями. На этих встречах формируются и ве-
дущие пары для следующих встреч. Наши встречи обязательно ведут и священнические супружеские пары, и супруги-миряне.

Программа по подготовке к Венчанию «Счастье навсегда» тоже проводится специально подготовленными парами.

— Что должны знать и уметь ведущие?
— Ведущим нужны базовые познания в психологии, знания в вопросах богословия брака, искренность, жизненный опыт, умение составить рассказ о своих отношениях.



— Помогли ли «Супружеские встречи» кому-то сохранить брак?
— Методика рассчитана на людей, которые хотят углубить отношения, а не на кризисные пары. Но берем мы даже разведенных — при условии, что они еще не вступили в новые браки. С 2010 года в наших программах приняли участие 162 супружеские пары, из них
у двадцати одной пары отношения находились в глубочайшем кризисе. Это только то, что мы знаем: возможно, и другие пары
были в кризисе, но не сообщали об этом. Нам известно о шести случаях развода среди пар, прошедших нашу программу, и развод только одной пары был неожиданностью. Так что, можно сказать, на нашем счету — пятнадцать спасенных браков.

Организатор и ведущий всех программ «Супружеских встреч» — сотрудник епархиального отдела религиозного образования и катехизации, председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защите материнства и детства, настоятель храма святого Александра Невского в Красном Селе протоиерей Александр Дягилев с матушкой Любовью Дягилевой.

Еще одно направление «Супружеских встреч» — «Семейный диалог»,предназначено для пар, уже много лет состоящих в браке.С 21 по 23 ноября 2014 года прошел одиннадцатый выезд для супружеских пар по этой программе.В нем участвовали 24 пары из разных приходов и городов, среди них — пять священнических семей.


— Каким же образом вы помогаете супругам углубить отношения и сохранить брак?

— Основная идея — строить диалог, следуя четырем принципам «Супружеских встреч»:
слушать, прежде чем говорить;
делиться, а не спорить;
понимать, а не оценивать;
прежде всего — прощать.

Если конфликт начинается, значит, хотя бы один из четырех принципов был нарушен. Примириться можно только начав соблюдать все эти принципы. Как нет людей без греха, так нет семей без проблем. Мы сравниваем отношения мужа и жены с костром. Огонь — это любовь, дар Божий. Но спустя какое-то время костер начинает гаснуть. Причина порой — в гормональных изменениях, которые происходят с возрастом, а люди думают, что разлюбили друг друга. Мы учим, что любовь — это не чувство, а совокупность разных чувств плюс жизненная позиция, плюс сознательный выбор. То есть любовь — при определенных усилиях — можно вернуть, и костер разгорится даже ярче. Но невозможно, чтобы дрова подбрасывал кто-то один. Если есть желание у обоих, то всё получается.



— Каковы основные отличия программы «Счастье навсегда» от «Семейного диалога»?
— Если «Семейный диалог» — это отрыв от быта, смена привычной обстановки, то программа «Счастье навсегда» выезд не предусматривает. Нет также Исповеди и Причастия в завершение встреч. Эта программа, рассчитанная на женихов и невест, состоит из девяти встреч, которые проходят по воскресеньям. В этом году мы начинаем 25 января, закончим к Пасхе. Помимо девяти занятий я добавил четыре лекции по понедельникам. Это нечто вроде катехизации с упором на темы, связанные с супружеством: брак в Ветхом
Завете, Новом Завете, современность.

25 января по благословению митрополита Варсонофия православное объединение «Супружеские встречи» при комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства начинает цикл встреч «Счастье навсегда» для людей, которые собираются вступать в брак, а также  для молодых семей, проживших в браке не более трех лет.


— О чем вы рассказываете участникам этих встреч?

— Мы знакомим их с теми же четырьмя принципами диалога. Важная тема — церковная, брак в Божием замысле: почему Господь захотел устроить именно так. Отсюда вытекает еще одна важная тема: супруга не нужно ломать, поскольку он — уникальное Божие творение, он может отличаться от тебя! Учим принимать спутника таким, какой он есть. Обязательно затрагиваем и темы, связанные с интимными отношениями. Много говорим о чинопоследовании Венчания. Есть одна вещь, о которой даже не все священники знают. В Православной Церкви перед Венчанием жениху и невесте задают два вопроса: имеешь ли желание благое и непринужденное (это очень важно — человека никто не может принудить) вступить в брак и не обещался ли иному жениху (иной невесте). Я, как и многие, понимал этот вопрос в смысле «нет ли брака на стороне или не обещал ли другому, что вступишь с ним в брак». Оказалось, что это совершенно не так. Общеизвестно, что церковнославянский язык развился на основе одного из диалектов болгарского. Знаете, как по-болгарски «я тебя
люблю»? «Обичам те». То есть этот вопрос означает попросту: «Не любишь ли другую (другого)?» Таким образом, утверждение, что Церковь не интересует область личных чувств человека при вступлении в брак, оказывается в корне неверным. Это очень важная тема.

Мы настаиваем, чувства — не грех: человек в своих чувствах не властен. Мы согрешаем делом, словом, помышлением, но не чувствами. Мы стараемся научить разбираться в своих чувствах, называть их, понимать, что каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует, что за чувства нельзя осуждать.

— На какие трудности обращает внимание программа «Счастье навсегда»?
— Одна из главных трудностей — выстроить отношения с родителями, и ей мы посвящаем немало времени. Мы говорим: посмотри
на себя и на того, кто рядом с тобой, подчеркиваем, что супруг (супруга) совершенно не обязаны быть похожими на папу или
маму. Не нужно создавать «кальку» с семьи родителей, молодые супруги должны придумать что-то свое, создать собственные се-
мейные правила и традиции. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна
плоть». Всех обычно привлекает вторая часть этой фразы, про «плоть едину», а на начало не обращают внимания. Совместное
проживание с родителями не дает людям нормально развивать свои отношения. Поэтому я всегда говорю молодым людям: определи-
тесь, где вы будете жить, сделайте так, чтобы после брака въехать в свое жилье. Между прочим, венчальные иконы даются молодым
не просто так, это — благословение нового дома, их надо повесить в красном углу своего жилища, а не родительского.

Под эгидой Епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства мы организуем еще один проект —
«Школа для родителей и воспитателей». Это следующий этап: родители — дети. Теперь будем учить и родителей, как правильно строить диалог со своим ребенком.

Беседовала Татьяна Кириллина

Другие статьи из рубрики "Служение"

система комментирования CACKLE