Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

«Очерки бурсы»: XXI век

Бессмысленная зубрежка, доносительство и полная апатия к учебе —так в XIX веке описывал в своих «Очерках бурсы» жизнь духовной семинарии русский писатель Николай Помяловский. С тех пор прошло почти два столетия, и, конечно же, такие принципы, как общежительное проживание, строгость дисциплины, полузакрытый режим и униформа остались непреложны — однако сегодня учебу в Санкт-Петербургской православной духовной академии можно сравнивать скорее с образованием в закрытых английских школах, чем с казарменными условиями той, старой, бурсы.
Раздел: Острый угол
«Очерки бурсы»: XXI век
Журнал: № 1 (январь) 2015Страницы: 6-12 Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 20 января 2015

Британские традиции на невских берегах

Tutor — значит «наставник»

— Всё пропало. Сегодня надо сдать реферат, а у меня ничего не готово. Получу двойку.
— Спокойно, ты всё успеешь, надо просто взять себя в руки.
— Но времени совсем не осталось.
— Времени достаточно. Прямо сейчас займись рефератом, и всё получится. Ты парень способный, всё успеешь.

Это не разговор сына-растяпы с мудрой мамой и не сеанс у психоаналитика. Это смс-переписка в 5 утра между двумя учащимися Петербургской духовной школы: семинаристом-первокурсником и аспирантом, подопечным и его индивидуальным наставником, которых в духовной академии неофициально называют тьюторами (от англ. tutor — наставник).

Институт тьюторства зародился еще в средневековых университетах Кембриджа и Оксфорда. Сейчас это общепринятая практика почти во всех странах с англосаксонской системой образования. В современной России эта британская традиция была впервые перенята именно духовными школами. В 2011 году индивидуальные наставники появились в Московской духовной академии, в сентябре 2013 года — в СПбПДА, а через два месяца, в ноябре 2013 года, институт наставничества по решению Священного Синода был введен во всех духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Формально главная обязанность тью­тора — помогать молодым студентам писать рефераты, готовиться к контрольным, подсказать тему курсовой. Часто подопечные спрашивают и о технической стороне выполнения работ: как правильно ставить ссылки, оформлять текст. Каждый наставник обязан как минимум раз в месяц собирать своих подопечных вместе, чтобы ответить на все накопившиеся за это время вопросы.

Алексей Артюхов
Алексей Артюхов
— На этих групповых занятиях мы должны помочь, например, определиться с темой следующего реферата, — рассказывает аспирант Алексей Артюхов, — а рефераты у нас пишутся четыре раза в год. Обсуждаем ошибки, допущенные при написании прошлого реферата. Многим тяжело адаптироваться к такой нагрузке сразу после школы, и чтобы они не тратили время на «набивание шишок», мы им заранее пытаемся объяснить методологию подготовки таких работ.

Наставники учат своих подопечных не только оформлению, но и стилистике. Например, тьютор может задать тему для тренировочного эссе — это полезно не только вчерашним школьникам, но и вполне взрослым студентам. «Мне занятия с тьюторами здорово помогли, — делится впечатлениями семинарист-первокурсник Владислав Капитонов. — У меня первое высшее — техническое, и написание реферата на гуманитарную тему в новинку».

И все-таки групповые занятия — отнюдь не основная форма общения семинаристов со своими наставниками. Большинство вопросов решается при личной встрече.

Тьюторы должны быть всегда готовы помочь своим подопечным с учебой
Тьюторы должны быть всегда готовы помочь своим подопечным с учебой


Товарищи и заступники

Примечательно, что система наставничества Петербургской духовной академии гораздо ближе к средневековым английским традициям, чем сложившаяся на данный момент в самой Великобритании. Там тьюторство превратилось в полноценную профессию: тьюторы могут работать сразу в нескольких учебных заведениях, заключают со своими подопечными (или с их родителями, если сами учащиеся не достигли совершеннолетия) трудовые договоры. В СПбПДА и те, и другие учатся в одних стенах и образуют своеобразное братство, в котором младший советуется со старшим.

— Мы созваниваемся по телефону, связываемся по электронной почте, нас в любой момент можно поймать в коридоре, — рассказывает тьютор Александр Копцев, аспирант II курса. — Мы всегда должны быть готовы помочь нашим подопечным. Самые трудные вопросы и проблемы всегда возникают внезапно, и мне кажется, что заставлять человека дожидаться очередного собрания, — неправильно. И не обязательно мы помогаем исключительно по учебе, иногда нужна просто моральная поддержка.

Выписки из резюме британских тьюторов, публикуемых на сайте thetutorpages.com:
«Я как наставник особое внимание уделяю личным встречам со студентом, беседам тет-а-тет. Я уверен, что эффективная педагогическая методика обязана учитывать индивидуальные особенности и интересы учащегося».
«Я не только помогаю по предмету или разъясняю, как написать эссе. Я выстраиваю сотрудничество со студентом на более глубоком уровне, пытаюсь не только помогать ему в образовании, но и вести по жизни к тем целям, которые он перед собой ставит».


Весьма кстати наставники приходятся, если у семинариста возникают проблемы с дисциплиной, на которую в академии обращают немалое внимание. Тьюторы могут своим авторитетом повлиять на решение дисциплинарной комиссии, объяснить ситуацию педагогам. «У ребят появляется личный заступник. Это, на мой взгляд, очень важно. Все-таки я имею хоть какой-то вес в этом заведении, могу походатайствовать», — считает Константин Джусоев.

В результате между аспирантами и их подопечными складываются теплые отношения, выходящие далеко за рамки формального наставничества.

— У Кости легкий характер, с ним всегда просто найти общий язык. Между нами совершенно нет никаких барьеров, — говорит Антон Копаев, подопечный Константина Джусоева.

Константин вполне согласен со своим подопечным:

— К ребятам привыкаешь. В начале этого учебного года я думал, что те пять человек, которые были у меня в прошлом году, перейдут к другому аспиранту. Как-то грустно стало. А оказалось, что нет, все студенты остаются со своим наставником до самого конца. Когда я об этом узнал, прямо камень с души свалился.

Наверное, не будет ошибкой сказать, что в духовной академии возрождается та форма товарищества, которая изначально и подразумевалась в английских университетах. Наставники не превратились для студентов в надзирателей, а студенты, в свою очередь, не стали тяжким бременем для наставников.

Тьютор Константин Джусоев
Тьютор Константин Джусоев

Тьютор Константин Джусоев:

«В чем польза студенту от тьюторов? На первый взгляд, кажется, ну чему толковому один студент может обучить другого? Я поначалу и сам не понимал. Возмущался. А потом осознал, что нашей сис­теме образования, не только духовного, не хватает вот этого вот научения навыкам. Это очень важный момент».
 
Тьютор Александр Копцев
Тьютор Александр Копцев
Тьютор Александр Копцев:

«Мне кажется, под нашим контролем студент теряет чувство напряжения, что ли. Получается, что ученикам преподносят всё готовое. Когда ты не сам выстрадал понимание того или иного вопроса, а тебе просто рассказали и показали — ты и ценишь это меньше. В Ставропольской семинарии, где учился я, был специальный предмет, назывался „Стилистика русского языка“, его вполне хватало, чтобы научиться грамотно писать текст, а все остальные нюансы приходилось постигать самим».

 

Онлайн-заочники

От «ВКонтакте» к Moodle

Количество заочников в Санкт-Петербургских духовных школах за четыре года существования заочного отделения выросло в три раза, сегодня их более полутысячи человек — больше, чем на очном отделении. Не в последнюю очередь это объясняется условиями, которые созданы для заочников: удобное дистанционное обучение и доступность преподавателей.
Заочное отделение стало заменой недостаточному, по признанию самих педагогов, экстернату: служащие священники не могли посещать вместе с очниками до 80% лекций. Сегодня в СПбПДА можно заочно обучаться на бакалавриате и в магистратуре. Магистратура делится на три направления: библейско-богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Последнее пользуется наибольшей популярностью в силу большого количества предметов, необходимых священнику в повседневной практике: аддиктология, психология, право, тюремное служение и так далее.

Всемирную паутину заочное отделение начало использовать практически с самого своего создания. Основной площадкой стала социальная сеть «ВКонтакте». В нескольких группах, зарегистрированных на этом ресурсе, студенты могут узнать расписание предстоящей сессии, почитать учебные материалы, посмотреть видеолекции, задать вопросы.

Протоиерей Владимир Хулап
Протоиерей Владимир Хулап
«Будет ли факультатив по латинскому языку у IV курса заочного отделения бакалавриата?» — «Для этого преподаватель и студенты должны написать прошение на имя ректора, который и принимает решение. Чем больше подписей будет, тем лучше. Но все изъявившие желание будут должны ходить на этот факультатив».

Это обычная переписка простого студента-заочника с… самим проректором СПбПДА по учебной работе протоиереем Владимиром Хулапом. «Наверное, я единственный в России проректор духовных школ, к которому можно вот так напрямую обратиться в социальных сетях», — улыбается отец Владимир.

Однако «ВКонтакте» не может охватить все стороны учебного процесса. Перед каждым семестром в СПбПДА учащимся приходится выдавать диски с установочными лекциями, контрольными и проверочными работами, решение которых нужно высылать на электронную почту преподавателю. Три года назад руководство начало переводить заочников на специальную программу дистанционного обучения Moodle. В ней есть все плюсы соцсетей, но есть и профессиональные возможности образовательных программ: публиковать установочные лекции, решать здесь же контрольные работы и здесь же узнавать оценку. К слову, западные вузы активно используют подобные программы и на очных отделениях.

Для тех, кто в сане…


Большинство студентов заочного отделения — уже в священном сане
Большинство студентов заочного отделения — уже в священном сане

Интернет интернетом, но разве же можно научиться быть православным священником «по удаленке»?

— Замысел был именно в том, что на заочном отделении будут учиться уже рукоположенные клирики, не получившие духовного образования, — рассказывает протоиерей Владимир Хулап. — А получилось, что у нас учится немало мирян, которые в перспективе собираются стать священниками. В основном это уже состоявшиеся люди, имеющие семьи, работающие на светских работах.

Конечно, таким студентам передать практические навыки богослужебного дела через интернет невозможно. Практика для заочников организуется несколько раз в семестр в храме святителя Димитрия, митрополита Ростовского (подворье Тихвинского монастыря). Там протоиерей Константин Щербак, преподающий у заочников литургику, «в реале» показывает, куда встать в определенный момент службы, какую книгу взять, когда зажечь свечи, открыть Царские врата и т. д.

— Мне приходилось сталкиваться с тем, что заочник второго курса ни разу не был в алтаре или не держал в руках ту или иную богослужебную книгу, — говорит отец Константин. — Преподавателям заочного отделения нужно прилагать немало усилий, чтобы погрузить наших студентов — совершенно светских людей — в повседневную богослужебную жизнь. Я бы сказал, что это глобальная проблема. Заочная форма в принципе неполноценна: должный объем знаний таким образом получить невозможно. На свете мало людей, способных самостоятельно добросовестно учиться «на все сто». И наш вуз не исключение: многие заочники подходят к обучению формально.

«Когда соберетесь рукополагаться, не побойтесь потрениро­ваться. А то не раз бывало: пришел новичок, взмахнул кадилом, а оно у него улетело через алтарь.
Сове­тую делать так: три­ каждения, на второе — поклон».

Из учебного видео­ролика прот. Константина Щербака.


Впрочем, преподавательский состав прилагает максимум усилий к решению проблемы. В тех же сервисах Moodle и «Вконтакте» выкладываются видеосюжеты с практических занятий отца Константина. А для «заочников» в сане — коих на отделении большинство — учебная богослужебная практика и вовсе не нужна. Дистанционное же обучение высвобождает лишние часы: вместо того чтобы ехать к преподавателю для решения контрольной, можно заняться самообразованием.

Достаточно ли для полноценной учебы виртуальных установочных лекций?

Иеромонах Нестор (Щапов)
Иеромонах Нестор (Щапов)

Иеромонах Нестор (Щапов), Костромская епархия. Студент церковно-исторического направления магистратуры:

«Установочных лекций, на мой взгляд, недостаточно, чтобы охватить весь объем материала. Но преподавателями я доволен. Чувствуется уровень. Ну и интернет мне, конечно, помогает, я там периодически что-то спрашиваю. При моей занятости это довольно удобно».
 

Иерей Георгий Пименов
Иерей Георгий Пименов
Иерей Георгий Пименов, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, студент I курса магистратуры:

«Я хоть­ и предпочитаю личное общение, но уверен, что программы Moodle заочникам для учебы вполне хватает. Установочные лекции, которые нам нужно прослушивать, — вполне достаточный минимум, чтобы начать самостоятельное обучение. Именно самостоятельное. Не зря же там список литературы дается. Но скажу честно, я даже и его весь не осиливаю. Хотя, как петербуржец, очень ценю возможность поехать что-нибудь почитать в прекрасную библиотеку академии. Меня вдохновляет и то, что стены, в которые на экзамены и лекции собирают заочников (историческое здание академии, где до недавнего времени был спортивный техникум), — помнят таких святых людей, как Иоанн Кронштадтский, Николай Японский, Николай Сербский. Пусть их заступничество нам помогает».

Репортеры в подрясниках

В режиме нон-стоп


Всенощное бдение в академическом храме апостола Иоанна Богослова. Семинаристы заполняют храм. Среди них два молодых человека с аппаратурой — фотограф Евгений Комаров и оператор Константин Шнуров. «Востаните! Господи, благослови!» — возглашает диакон. Начинается вечерня. Сначала Евгений и Константин снимают богослужение со стороны правого клироса, потом — из центра храма, затем снова с клироса… Фотограф работает без вспышки, траекторию его передвижений уследить сложно, зато хорошо видно оператора — по мерцающему экрану видеокамеры. Вот он направляет объектив на молящихся, потом на диакона, затем снимает, как владыка Амвросий читает Евангелие… Вот служба кончилась. Константин и Евгений бегут в помещение редакции этажом выше, чтобы успеть до ужина скинуть на компьютер фото и видео, и уже потом, после трапезы, в режиме нон-стоп приняться за обработку материалов. Сразу же по окончании службы должна быть написана и выложена на сайт новость о прошедшем архиерейском богослужении. Этим займутся редакторы: Николай Арнушкин, Павел Маляров…

Санкт-Петербургские духовные школы стараются идти рука об руку с прогрессом не только в организации процесса обучения. Передовые методы использует и информационная служба СПбПДА, которая отвечает за наполнение сайта академии и транслирует в интернет все происходящие в стенах учебного заведения события и все события с участием ректора — архиепископа Петергофского Амвросия.

Молодая редакция сайта, а это в основном семинаристы, старается освещать мероприятия как можно динамичнее. Трудятся они в свободное от учебы время. Гонораров за свою деятельность не получают, всё держится на чистом энтузиазме.

Основной площадкой для размещения материалов служит официальный сайт академии. Фото и видео дублируются на таких популярных ресурсах как Instagram, Flickr и YouTube. У СПбПДА на этих сайтах есть собственные страницы и канал под меткой «Санкт-Петербургская духовная академия».

Информационная служба использует в работе популярные соцсети и хостинги
Информационная служба использует в работе популярные соцсети и хостинги

Если семинарист чувствует в себе творческие способности, он всегда может найти им применение в информационном отделе. Сегодняшним редакторам, фотографам, операторам нужно воспитывать себе смену: после выпуска из академии их работа в редакции автоматически завершается.

От Канады до Китая

Impressive to say the least («По крайней мере, впечатляюще»), «Хорошее видео. Надеюсь, что другие тоже увидят этот ролик именно так, как увидел его я. Спасибо», — такого рода реплики нередки под видеороликами академии в популярной общедоступной сети YouTube.

Константин Шнуров
Константин Шнуров
— Я стараюсь, чтобы каждый видеосюжет наводил людей на мысли о своем духовном и нравственном состоянии, — серьезно говорит Константин Шнуров, — пытаюсь разбить поверхностные, «лубочные» стереотипы о православии, которые сложились у многих.

Почти у каждого ролика академии не менее полутысячи просмотров, это безус­ловный рекорд для канала с православным содержанием. А некоторые записи, как сообщают комментарии, используются в качестве обучающего видео на катехизаторских курсах в православных приходах Канады.

 
Евгений Комаров
Евгений Комаров
Не меньшей популярностью пользуются и фотографии информотдела. Евгений Комаров при помощи своего коллеги Сергея Макарова ведет фотолетопись жизни СПбПДА. Почти все фото, что появляются на сайте, в Instagram и Flickr под меткой «Санкт-Петербургская духовная академия» — его работа. Фиксируется всё: от служб с владыкой ректором до просто интересных моментов из семинарских будней.

— Нас просматривают не только в России, но люди даже из Чили, Китая, — рассказывает Евгений Комаров. — Подписываются на фотографии самые разные люди. Смотришь иногда на аккаунт нашего подписчика, а там сплошные кошечки. И тут вдруг интерес к нам возник — значит, что-то шевельнулось в нем, не зря стараемся.

 
руководитель информационной службы Сергей Маляров
руководитель информационной службы Сергей Маляров
Тематика сайта не ограничена новостями, фотографиями и видеороликами. Есть и качественная публицистика — здесь много текстов богословского и прикладного характера. По словам молодых сотрудников информотдела, свою задачу они видят не в простом освещении событий, а в проповеди — в первую очередь в молодежной среде. Именно поэтому информационная служба так активно осваивает интернет, который для нынешнего поколения стал настоящей, далеко не виртуальной реальностью.

Планы на будущее у информационщиков грандиозные. В перспективе они мечтают заняться выпуском еженедельной молодежной газеты, а также создать отдельный миссионерский портал, наладить регулярные встречи с читателями. «Главное найти для этого время, а его у нас не так и много, — говорит Сергей Маляров, редактор сайта академии и руководитель информационной службы. — Ну, если Бог даст, всё получится».
 
молодежный православный журнал «Невский Богослов», или «НеБо»
молодежный православный журнал «Невский Богослов», или «НеБо»

Десятитысячное «небо»


Еще один проект, реализуемый информационным отделом, — молодежный православный журнал «Невский Богослов», или «НеБо». Тираж его сегодня дорос до 10 тысяч экземпляров. Распространяется он бесплатно в городских вузах, его можно купить в газетных киос­ках, заказать через интернет. На сай­те академии доступна онлайн-версия старых номеров. В журнале вы не прочтете о проблемах людей пенсионного возраста, зато узнаете, как реализовать себя после вуза, как создать семью... А основное содержание журнала — серьезные тексты, с такими, например, названиями: «Саморазрушение личности Фауста как следствие бунта против Создателя» или «„Монашество“ среди иудеев межзаветного периода». Богословские, философские и исторические статьи пишут преподаватели СПбПДА. «Протоиереи Владимир Мустафин, Георгий Митрофанов, что мы без них?» — говорит редактор журнала Сергей Маляров.
 


 









Другие статьи из рубрики "Острый угол"

система комментирования CACKLE