Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Четыре координаты игумении Таисии

15 января исполняется 100 лет со дня кончины игумении Таисии (Солоповой), настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Ее когда-то знаменитое на всю Россию имя находилось в забвении в течение семидесяти советских лет. В водах Рыбинского водохранилища, как Китеж-град, скрылись и Леушинская обитель, и могила настоятельницы. Словно показавшаяся из вод вершина этого айсберга — Санкт-Петербургское подворье затопленного монастыря. Кто в нашем городе почитает матушку Таисию и где дорога память о ней?
Раздел: Служение
Четыре координаты игумении Таисии
Игумения Таисия (Мария Васильевна Солопова)
Журнал: № 1 (январь) 2015Страницы: 34-38 Автор: Надежда Калашникова Опубликовано: 13 января 2015
Игумения Таисия (Мария Васильевна Солопова) родилась в 1842 году в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Получила блестящее образование в Павловском институте благородных девиц. 13 мая 1870 года была пострижена в рясофор с именем Аркадия, а 10 мая 1873 года — в мантию с именем Таисия. В феврале 1881 года назначена настоятельницей Леушинской общины. Через четыре года община обращена в монастырь, матушка Таисия получила сан игумении. По благословению духовного отца — праведного Иоанна Кронштадтского, ею были устроены Сурский Иоанно-Богословский, Благовещенский Воронцовский, Ферапонтов монастыри и другие обители. Игумения Таисия — автор множества духовных книг, среди которых «Письма к новоначальной инокине», «Келейные записки», «Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским». Матушка обладала поэтическим даром. Преставилась 15 января 1915 года в Леушинском монастыре.



Павловский институт благородных девиц — гимназия № 209 на улице Восстания
Павловский институт благородных девиц — гимназия № 209 на улице Восстания

Первая координата: Павловский институт благородных девиц — 209-я гимназия на ул. Восстания

Улица Восстания, когда-то Знаменская, — шумное место. В самом ее начале, чуть в глубине за оградой и рядами деревьев, высится длинное коричневое здание с высокими арочными окнами — гимназия № 209, «Павловская», в прошлом — институт благородных девиц.

Сокровенная тишина: идут уроки, широкие рекреации отдыхают от переменок и готовятся к следующим. Раздается звонок, из классов выбегают дети. Мы с директором Дмитрием Георгиевичем Ефимовым поднимаемся по парадной лестнице на второй этаж. Каждый второй сорванец подбегает и здоровается. На форме замечаю эмблему — золотой круг с вышивкой «Павловская гимназия», это значит, что начало образования здесь положил император Павел. Дмитрий Георгиевич — кандидат исторических наук. Его интерес к истории повлиял на рост престижа школы.

— Мы стараемся действовать «через стены». Через них многое можно раскрыть, — на ходу говорит Дмитрий Георгиевич. — В неофициальной иерархии среди женских институтов Павловский занимал второе место после Смольного.

В учительской на столе лежат одинаковые школьные дневники с портретами исторических деятелей, среди них фотография игумении Таисии.

— Здесь учились дети военных, — продолжает директор. — Образование было на хорошем уровне. Об этом свидетельствует один факт: императрица Мария Александровна, супруга Александ­ра II, когда что-нибудь придумывала в сфере женского образования, апробировала сначала в Павловском институте, а затем вводила в остальных. Из наших стен вышли писательницы Лидия Чарская и Надежда Лухманова, но номер один среди выпускниц — игумения Таисия. Она ходила по этим коридорам, по этим лестницам, молилась в церкви святых Петра и Павла на третьем этаже, где у нас сейчас конференц-зал, в этих стенах ей было видение.

«После причащения, в ночь на 16 августа, я видела чудное видение, положившее решительный и окончательный переворот на всю мою жизнь, или, иначе сказать, составившее и указавшее мне мое призвание».

Из «Келейных записок» игумении Таисии. В год видения ей исполнилось 12 лет.


Павловская гимназия - когда-то в этих стенах воспитывалась будущая Леушинская игумения
Павловская гимназия - когда-то в этих стенах воспитывалась будущая Леушинская игумения

Вместе с игуменией Таисией, в миру Марией Солоповой, училась будущая писательница Надежда Лухманова. В повести «Двадцать лет назад. Рассказы институтки» Лухманова выводит образ Марии — усердной богомолки «не от мира сего»: «Салопова захворала. Болезненная, слабая девочка, она почти никогда не ложилась в лазарет; частые флюсы, лихорадку и мигрень переносила терпеливо и на всякий вопрос отвечала только: „Господь сколько терпел, а мы ничего снести не хотим, сейчас ропщем“». С долей юмора и непонимания девочки высмеивали товарку: «Салопова в полночь ходила, как привидение, по классам, дортуарам, коридорам и всюду с молитвой ставила мелом кресты».

Сама игумения о себе говорит в том же духе: «Много кличек присвоилось мне, как обычно во всех казенных заведениях дают их друг другу; меня называли еще „монахиней“, „игуменией“, а когда кому в чем-либо не угожу, то и „святошей“, но все эти наименования сводились к одной характеристике моего религиозного настроения».

Действительно, стены многое помнят. Дневниковые описания института игуменией Таисией оживают здесь. Сейчас в школе стараются чтить подвижницу: учителя рассказывают о ней в классах, на дневниках обязательно печатают ее портрет, на концертах читают ее стихи.

Подворье на улице Некрасова
Подворье на улице Некрасова

Вторая координата: Подворье на улице Некрасова

Заметить подворье на улице Некрасова, 31, не так-то просто. В плотной череде домов оно теряется, да и внутри — запутанные переходы, спуски-подъемы, обшарпанные стены. Здесь более 60 лет находился психоневрологический диспансер. Но вдруг на третьем этаже — островок тишины и молитвы, храм просторный, побеленный, пока без иконостаса. Пение знаменное. В этой аскетичной обстановке город со своим шумом и гомоном теряется где-то далеко внизу.

Игумения Таисия организовала подворье в 1894 году для своего разросшегося монастыря. В освящении участвовал ее духовный отец — праведный Иоанн Кронштадтский. По письмам можно установить, что отец Иоанн отслужил здесь около 150 Литургий, это в среднем одна Литургия в месяц. Чаще, чем на Леушинском подворье, праведный Иоанн служил только в Андреевском соборе.

В советские годы всё, касающееся Церкви, стиралось из народной памяти. «В забвение» был отнесен и Леушинский монастырь. Нет монастыря, нет игумении — «концы в воду». Так подворье стало психоневрологическим диспансером. А про игумению и вправду через пару поколений многие забыли.

В 1990-е годы в Центральном районе появился молодежный клуб, многие из участников которого интересовались православием. Они нашли информацию о бывшем монастырском храме и стали «распутывать нити». Ребята организовали приход и мечтали вернуть подворье Церкви, искали священника. После прославления всероссийского пастыря — отца Иоанна Кронштадтского, в продаже появились книги, беседы и переписка с батюшкой игумении Таисии. Кто она? Какое отношение имела к почитаемому старцу?.. Однажды дороги молодой общины сошлись с дорогами протоиерея Геннадия Беловолова — тоже почитателя игумении Таисии и святого Иоанна Кронштадтского. В 1999 году общину зарегистрировали, а через год в храме святого Иоанна Богослова, тогда еще трудовом швейном цеху, была отслужена первая Литургия.

Отец Геннадий Беловолов - неутомимый энтузиаст в деле сохранения памяти об игумении Таисии
Отец Геннадий Беловолов - неутомимый энтузиаст в деле сохранения памяти об игумении Таисии

— Мы раздвинули швейные машины и сделали маленький престол, — вспоминает отец Геннадий. — Если в децибелах измерять благодать, то, по-моему, можно было тогда оглохнуть! И благочинный, протоиерей Владимир Сорокин, решил ходатайствовать за меня как за настоятеля.

В 2007 году подворье полностью вернули Церкви, здесь закипела жизнь: помимо общины было организовано сестричество и издательство для возрож­дения литературного наследия игумении Таисии.

Леушинское стояние, Рыбинское водохранилище, Вологодская область
Леушинское стояние, Рыбинское водохранилище, Вологодская область

Координата третья: леушинское стояние

Одна из первых цветных фотографий в России — фотокарточка С. М. Прокудина-Горского «Сенокос в Леушинском монастыре». Яркая картина монастырской жизни: сестры стоят рядами на уборке сена, и, кажется, ощутим пряный запах травы, волжский ветер, вдали виднеется родная обитель. Трудовой летний день одного из самых больших женских монастырей России.

Эта фотография — отражение града Китежа, навеки ушедшего под воды Рыбинского водохранилища. Теперь здесь водная пустыня рукотворного моря.

Слово «затоплен» вселяло надежду, что монастырь под водой хотя бы частично сохранился. Эти мысли привели отца Геннадия с молодыми энтузиастами к Леушино. Приехав к селу Мякса, паломники обнаружили лишь безбрежную водную гладь. Но вода в водохранилище опустилась в тот год на 4,5 метра — оставался шанс увидеть монастырь.


Матушка с сестрами
Матушка с сестрами

Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь основан в 1875 году в местечке Леушино Новгородской губернии, в пойме Шексны, напротив села Мякса, которое теперь находится на берегу Рыбинского водохранилища.Община образовалась в 1860-х годах. Первое время жизнь в общине налаживалась трудно. Монахиня Званского Знаменского монастыря Таисия (Солопова) стала третьей начальницей молодой общины. За день до своего назначения матушка видела сон, в котором ей «вдруг сверху, как бы с неба, упал прямо в правую руку настоятельский посох». При игумении Таисии община получила статус первоклассного монастыря. Монастырь действовал до 1931 года, а к 1946-му был затоплен водами Рыбинского водохранилища.



— Мы ходили, воды было по щиколотку, — рассказывает отец Геннадий. — Видны следы фундаментов келейных корпусов, аллеи, святые врата. Ощущение Конца света, глубокое апокалиптическое переживание… И вдруг стало до слез обидно за труды игумении Таисии, отца Иоанна, ведь по описаниям это был цветущий монастырь: 11 престолов, огромный Похвальский собор, 700 насельниц, настоящая женская лавра! Нигде я не пережил такое чувство утраты, как там. Словно открывается язва в сердце и понимаешь, что болью навеки связываешься с этим местом.

Посещение в 1999 году затопленных святынь четырьмя петербургскими прихожанами и тогда еще сельским священником стало первым Леушинским стоянием — «бодрствованием памяти».

Чувство, которое они пережили на затопленном месте, требовало сделать что-то еще. Первое, что решили, — каждый год возвращаться. Во второй раз поехали уже двумя машинами, присоединились и местные жители. На третий год приехал целый автобус. Стояния стали расти, как на дрожжах. Их приурочили к престольному празднику монастыря — 6/7 июля. Постепенно возникали традиции: служили Всенощную праздничным чином, после читали акафисты: игумения Таисия в своей обители благословила читать «неусыпающий» акафист. Люди стояли с иконами, как живой иконостас. Эти стояния сыграли колоссальную роль, стали набатом о возрождении святыни.

Вот уже 15 лет по инициативе петербуржцев на месте затопленного монастыря проходят Леушинские стояния
Вот уже 15 лет по инициативе петербуржцев на месте затопленного монастыря проходят Леушинские стояния

Во время стояний прихожане подворья стали проводить вечера памяти игумении Таисии. Главным на них было поэтическое и музыкальное творчество матушки. Скорбь и утрата оказались мощным чувством, способным дать импульс к действию.

БДТ
БДТ

Четвертая координата: БДТ

Параллельно с вечерами памяти в Леушино возникла идея сделать наследие игумении известным в Петербурге.

Игумения Таисия была редкой личностью, которая сочетала в себе христианскую духовность и высокую светскую культуру. Родственница А. С. Пушкина, она в то же время была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского. Одной и той же рукой она писала стихи и перебирала четки.

— Игумения Таисия видится мне не властной настоятельницей давно ушедшего века, а наоборот, простым, очень близким человеком, — размышляет Мария Кирилловна Лаврова, заслуженная артистка России, озвучившая «Келейные записки» игумении Таисии на радиостанции. — Она человек, который рядом. Поэтому ее так интересно читать. Она свою историю описывает так просто и доходчиво, земно, по-человечески, по-доброму, очень скромно. Даже ее стихи, несмотря на стиль, сохраняют понятность. В ней высокая простота, а не примитивность. Но, — добавляет Мария Лаврова, — для меня важнее не ее мистические видения, а личный подвиг. Как она шла, падала, спотыкалась и всё равно шла.

Петербург требовал особенного формата. Отец Геннадий, в свое время учившийся на отделении режиссуры, начал действовать через «культурную составляющую» личности матушки.

По примеру Таисиинских вечеров на Леушинских стоя­ниях решили провести концерт в честь игумении Таисии и в Петербурге. Первые вечера проходили в Концертном зале у Финляндского вокзала. Ирина Скорик и Евгения Смольянинова переложили стихи игумении на музыку. А в музыкальном архиве Российской национальной библиотеки были найдены хоровые сборники на стихи матушки. Но о том, чтобы сделать такие концерты традицией, пока не было и речи.

Вдруг случилось событие, которое многое изменило. Оказалось, что народный артист России, художественный руководитель БДТ Кирилл Юрьевич Лавров в детстве был крещен на подворье Леушинского монастыря. Об этом он рассказал в одной из телевизионных передач, а внимательные прихожане сразу же поделились услышанным с отцом Геннадием.

Юмор — хорошее подспорье и в духовной жизни. При встрече с коллегой Кирилла Лаврова народным артистом России Валерием Ивченко отец Геннадий пошутил: если Кирилл Юрьевич не имеет свидетельства о Крещении, то пусть за ним зайдет. Непонятно, оценил ли Кирилл Юрьевич юмор, или сама ситуа­ция показалась ему забавной, но накануне его дня рождения, 15 сентября, в храме раздался звонок: Кирилл Лавров пожелал получить свидетельство о Крещении в день своего рождения. После того визита он стал заходить, а однажды (в храме было бедно и трудно) спросил: «Батюшка, как я могу помочь? У меня нет денег, но если вам нужна сцена БДТ — пожалуйста».

Так Таисиинские рождественские концерты «поселились» в БДТ. Актеры Петербурга и Москвы, барды, композиторы откликнулись на приглашение Большого драматического театра. На радио записали цикл передач, начали выпускать диски.

Уже 14 лет каждый январь на сцене БДТ проходит Таисиинский концерт, в котором принимают участие актеры, музыканты, композиторы
Уже 14 лет каждый январь на сцене БДТ проходит Таисиинский концерт, в котором принимают участие актеры, музыканты, композиторы

Координата по оси времени: сто лет

За минувший век имя игумении Таисии предавалось забвению и воскрешалось вновь, как многое в России XX столетия. Всё же главное в личности игумении — не ее поэзия, а то, что она, как заботливая подвижница, позволяет осуществиться особым качествам современных православных петербуржцев. Она по-настоящему связывает не только старую и новую Россию, не только Церковь и культуру, но и тех людей, которые почитают в городе на Неве ее имя. Кульминацией этого почитания станет юбилейный 2015 год, который, по традиции, откроется Таисиинским рождественским концертом в БДТ.
Концерт в честь 100-летия игумении Таисии состоится 16 февраля 2015 года в БДТ в 18:00. Пригласительные билеты распространяются в свечной лавке Леушинского подворья на ул. Некрасова, дом 31




14 января в книжном доме "Глагол" состоится презентация январского номера журнала "Вода живая".

Главная тема встречи - 100-летие со дня кончины игумении Таисии (Солоповой), которое отмечается 15 января.

Участники встречи: протоиерей Геннадий Беловолов, заслуженная артистка России Мария Лаврова, секретарь правления Союза писателей России Николай Коняев, поэт Михаил Аникин, режиссер Сергей Левашов.

Начало в 19:00. Вход свободный.
Адрес: Невский пр., 177.

Другие статьи из рубрики "Служение"

система комментирования CACKLE