Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Александр, тезка святого

О чем мы обычно думаем, шагая перед Новым годом по тротуарам Невского проспекта? О путешествиях в отходящих от перронов Московского вокзала поездах? О подарках для родных к Рождеству? О елках в Аничковом дворце, на которые когда-то ходили детьми? Переходя через Аничков мост, можно вспомнить даже о том, как благоверный князь Александр Невский заботился о русском присутствии в северных землях — и вот почему.
Журнал: № 12 (декабрь) 2014Автор: Ольга Шульчева-Джарман Опубликовано: 30 декабря 2014
Кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Много существует гипотез, но есть мнение, что в скульптурах повторен один и тот же конь — знаменитый Буцефал, боевой друг знаменитого Александра Великого. Вот и Александр — прекрасный и мужественный, четырехкратно предстоящий перед нами в благородном поединке с прекрасным конем. Невский проспект уходит вдаль — в сторону Александро-Невской лавры, где покоится святой князь Александр, почти наверняка зачитывавшийся в отрочестве повествованиями о легендарном Александре. И город Петра-апостола удивительно соединил их…

Аничков мост. скульптура укротителя коня
Аничков мост. скульптура укротителя коня

Имя Александр — одно из самых распространенных в странах Европы, но и в мусульманском мире мальчиков часто называют именем Искандер. Так надолго запечатлелся в памяти людей молодой полководец из северной Греции, которую высокомерные афиняне называли «варварским краем»… Его имя знакомо каждому, даже школьнику-троечнику, не уверенному, «до или после нашей эры» жил Александр Македонский.

Кто знает, откуда в сердце македонского царевича появилась мечта, столь великая и странная, что даже не все близкие друзья разделяли ее? Ведь греки считали настоящими людьми только свой народ. Варвары, по их мнению, произошли из камней, что бросали по повелению Зевса спасшиеся от гнева богов Девкалион и Пирра. Сами же греки родились от этой четы: они потомки их сына — Эллина. Между греками и другими народами лежала пропасть большая, чем расовая — пропасть сродни той, что отделяет человека от животных. Варвары рождены быть рабами — и эта мысль не нова: ее знали в Египте и Месопотамии, в Финикии и Риме.

Но для чего завоевывал мир Александр? Был ли он просто одним из великих полководцев древности, которые расширяли пределы своих владений, выступая во главе войск из грозных колесниц и не знающих жалости солдат в сапогах, окровавленных в битве? Была ли у Александра та же цель, что у Саргона Древнего, Рамзеса II, Тиглатпаласара? И то же ли страшное вдохновение предводителя не знающих отступления войск жило в его сердце, что у Сеннахериба, осадившего Иерусалим (спасенный только чудом Божиим) и сровнявшего Вавилон с землей?

Нет, Александр был движим великой мечтой, великой идеей. Он делал всё, чтобы мечта его исполнилась, — а мечтал он о создании «ойкумены», земли обитаемой, где вместе будут жить и грек, и варвар, где не будет различия между людьми, родившимися в Египте и в Бактрии.

Походы Александра Македонского
Походы Александра Македонского


Александр Великий, или Македонский, родился в г. Пелла, столице Македонии, 20/21 (по другим версиям — 26-го) июля 356 г. до н. э.

Его отец, Филипп, получил весть о рождении сына вместе с вестью о двух победах, и это побудило предсказателей утверждать, что мальчик станет непобедимым воином. При рождении Александра сгорел храм Артемиды в Эфесе, и жрецы в ужасе прорицали, что родился великий завоеватель Азии. Кроме того, люди говорили, что Артемида сама помогала принимать роды у Олимпиады, матери Александра, — поэтому и оставила свой храм без надзора.

Действительно, пройдет чуть более двух десятилетий, и юноша, рожденный в малоизвестном Македонском царстве, войдет в Малую Азию как царь и в Египет как освободитель от персидского ига. Его держава, простирающаяся от Греции до Инда, никогда не будет иметь себе равных.

Плутарх писал: «Александру же сама Доблесть поручила царственное и божественное испытание, целью которого было не золото, навьюченное на десять тысяч верблюдов, не мидийская роскошь, пиршества и женщины, не халибонское вино и не гирканские рыбы, а решение великой задачи — дать всем людям единый государственный строй, подчинить их единому начальствованию, приучить к единому жизненному укладу. Эта страсть была у Александра прирожденной и возрастала вместе с ним».

Когда греческие воины укоряли его в том, что он позабыл, общаясь с персами, что именно они, греки, и есть его кровные родичи, Александр горько и вместе с тем властно воскликнул: «Я всех вас сделал своими родичами!»

Александр называл себя сыном Зевса-Аммона, величайшего бога, которого чтили и греки, и египтяне, выражая тем собственное ощущение уникальности своих деяний. И эти деяния давались ему нелегко.

Плутарх перечисляет раны Александра, превозмогая которые, он стремился исполнить ощущаемое им призвание. Плутарх хвалит Александра за его «немощи», в которых проявляется его сила, и которые свидетельствуют его высокое предназначение:

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьем в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее».

Походы Александра Македонского
Походы Александра Македонского

…Александр умер очень молодым, не дожив одного месяца до 33 лет, 10/11 июня 323 г. до н. э., в Вавилоне. После его смерти началась кровавая борьба его бывших друзей и сотрапезников за власть. Были умерщвлены и персидская царевна Роксана, жена Александра, и ее маленький сын Александр, и брат Александра Филипп Арридей. Ойкумена Александра мгновенно распалась на царства Птолемеев, Селевкидов, Атталидов, Антигонидов, бесконечно враждовавших и соперничающих между собой.

Эти цари и царьки стремились подражать Александру, но в глубине души чувствовали, что их блеск и роскошь несравнимы с великой мечтой и харизмой македонского полководца. Тщетно умножали они свои божественные титулы – «бог явленный», «бог благодетель», «спаситель»…

Вести о своих победах они называли «благими вестями» – «евангелиями». И язык, на котором они говорили, был понятен всем — ведь благодаря Александру греческая речь зазвучала и в Египте, и в Малой Азии, и в Согдиане…

Но люди, поклоняющиеся этим царям и царькам, помнили образ Александра и его великую мечту. Из-за той надежды, что принес Александр, они вглядывались в лица этой нескончаемой череды «спасителей» и «явленных богов». Нет, это было всё не то — лишь тень мечты Александровой… Она не могла утолить той тоски, что испытывал человек на огромных просторах ойкумены, раскрывшейся за стенами его города-полиса, маленького и уязвимого в нескончаемых войнах «благодетелей» и «явленных богов».

Так прошли три века — мы называем их теперь «эпохой эллинизма». И когда пришел Тот, Кого мы теперь называем «Спаситель», то Его апостолы пошли по дорогам Александровой ойкумены, проповедуя Евангелие на греческом языке. На языке Александра.
Все фотографии

Другие статьи из рубрики "Из окна в Европу"

система комментирования CACKLE
11 декабря, воскресенье
rss

№ 12 (декабрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (декабрь 2014)
ПОДРОБНО
/ Интервью / 250 лет, прожитых не зря
/ Крупный план / В Греческом зале...
/ Крупный план / Двадцать часов Эрмитажу
/ Крупный план / Христиане в музейных коридорах
ПРОПОВЕДЬ
Совершенная душою
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / На что намекает библейское сказание?
/ Имена / «В мире том, и этом, бренном, можно жить одновременно»
/ Имена / Больше чем поэзия
/ Умный разговор / Фольклор: душить ли песню?
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Статус песчинки бытия
/ Приход / Церковь у причала. К престольному празднику храма святителя Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе
/ Приход / Школа радости
/ Служение / «Чайка»: не только для православных
/ Из окна в Европу / Александр, тезка святого
/ Из окна в Европу / Обновление благодати
/ Проект / Хор по благословению
КУЛЬТПОХОД
/ Книжная полка / Человек переходного периода
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Вклад примером собственной жизни
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Музыка в декабре