Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Три века непростого пути (к престольному празднику Андреевского собора)

В Петербурге все меньше становится мест, где сплетаются история и современность. Одно из таких — Андреевский собор и церковь Трех Святителей вселенских на Васильевском острове. 25 лет назад здесь был возрожден православный приход.
Раздел: Приход
Три века непростого пути (к престольному празднику Андреевского собора)
Андреевский собор с вертолета
Журнал: № 12 (декабрь) 2010Автор: Анастасия Коскелло Опубликовано: 12 декабря 2014

Вчера и сегодня

Попадая сюда, испытываешь странное чувство, что ты здесь когда-то был. Прошлое приходит к тебе, вступая в диалог. Словно небеса открываются, и люди, судьба которых связана с этим местом, выстраиваются рядом... Может быть, потому что стены этого храма — подлинные свидетели жизни святых. Известно, что прихожанкой Андреевского собора была Ксения Петербургская. Ее муж, придворный певчий Андрей Федорович Петров, управлял соборным хором. Здесь молились святой Иоанн Кронштадтский и император Николай II.
В старинном облике церкви Трех Святителей вселенских Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова угадывается XVIII век. Она была возведена при императрице Анне Иоанновне и является редким памятником архитектуры петровского барокко. Строительство храма по проекту Дж. Трезини началось в 1740 году и велось в течение 20 лет. В сентябре 2010 года состоялось торжественное празднование 250-летия первого освящения Трехсвятительской церкви.

Андреевский храм был построен еще раньше — в 1731 году. Чин освящения совершал архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан Прокопович — сподвижник Петра I, автор Духовного регламента. Утварь и облачения были пожертвованы императрицей Анной Иоанновной, а иконостас принесли из домовой церкви опального князя Александра Меншикова. Две иконы из меншиковского собрания сохранились в Андреевском соборе и до наших дней: святителя Николая Чудотворца и благоверного князя Александра Невского. В 1761 году в храм попала молния, и он сгорел до основания. Нынешнее здание Андреевского собора было заложено в 1764 году, а 21 марта 1780 года храм был освящен. После освящения храм продолжали расширять и украшать, поэтому в облике храма органично сочетаются черты разных архитектурных стилей, но главным образом классицизма и барокко.

Главное украшение собора — золоченый резной иконостас XVIII века. По словам настоятеля протоиерея Михаила Мокрополова, иконостас прекрасно сохранился и выглядит почти так же, как и 200 лет назад. Приглушенный мерцающий блеск его старой позолоты создает гораздо более глубокое впечатление, нежели современное блестящее сусальное покрытие. «Я очень люблю служить при выключенных электрических огнях: утром солнечный свет удивительный, плотный, — рассказывает клирик храма священник Андрей Битюков. — Когда свет неяркий, эмоциональное состояние другое, словно возвращаешься в XVIII век, когда еще не было электричества. Живо ощущаешь, что общение со святыми нашей Церкви доступно здесь и сейчас».

Важен каждый

За 20 лет, которые прошли с момента возрождения прихода после запустения советских времен, Андреевский собор и церковь Трех Святителей приведены в порядок. Сегодня здесь внешне все почти так же, как до революции. Но многое еще предстоит сделать: в северном, Никольском, и южном, Успенском, пределах собора воссоздать престолы и иконостасы; отреставрировать до сих пор скрытую под известковой краской старинную роспись с изображением двенадцати апостолов на сводах купола.

Впрочем, как замечают священнослужители, ремонтные работы — это самое легкое из того, что приходится делать для возрождения церковной жизни. Ведь если до 1917 года по воскресеньям в Андреевском соборе бывало до полутора тысяч человек, то в наши дни такое количество собирается только на Пасху. А активных прихожан — совсем узкий круг. На то есть объективные причины. В прежние века Васильевский остров был густонаселенным районом, сначала с доходными домами, потом с советскими коммуналками, а сегодня жилых массивов здесь практически не осталось.

Каково же будущее Андреевского прихода? Можно ли хоть отчасти восстановить ту жизнь, что была до революции? На это и направлены усилия священников собора. Во-первых, здесь придерживаются индивидуального подхода к воцерковлению. Таинствам Крещения и Венчания обязательно предшествует беседа со священником. Во-вторых, в соборе ежедневно дежурит священник, готовый ответить на вопросы всех, приходящих в храм. В основном люди подходят с семейными проблемами, с вопросами о здоровье, о том, как молиться за родственников. «Мы готовы беседовать на любую тему, — говорит клирик собора священник Александр Тиманков, — потому что любую тему, даже самую житейскую, всегда можно развернуть в сторону разговора о Боге. Ведь наша задача не дать человеку точный ответ, но объяснить, что ответы на все вопросы он должен сам искать у Бога».

Врачеватели тела и духа

настоятель Андреевского собора
настоятель Андреевского собора

Протоиерей Михаил Мокрополов уверен, что возможность личной беседы со священником, открытость и готовность клириков храма к общению — важнейшее из достоинств Андреевского прихода. Беседовать с «андреевскими» священниками действительно интересно, им хочется доверять. «Все клирики храма, кроме меня, со светским образованием, причем у всех один профиль — медицинский, — поясняет отец Михаил. — Это очень много дает нашим священникам: они тонко чувствуют человека, умеют слушать, видят, когда ему плохо». Действительно, у каждого из священников свой уникальный опыт столкновения с человеческим горем и свой опыт постижения неразрывности телесного и духовного.

Практикующим медиком был и протоиерей Артемий Темиров, много лет он трудился на посту главного врача епархиальной больницы святой Ксении Петербургской. А старейший священник собора протоиерей Константин Гультяев долгие годы был педиатром-пульмонологом, а затем — врачом скорой помощи. «По благословению отца Василия Ермакова (Протоиерей Василий Ермаков (1927–2007) — известный петербургский священник и духовник, долгие годы был настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. — Прим. ред.) он пришел к нам в собор и устроился работать на самое скромное место — смотрителем, — рассказывает настоятель. — И очень долго работал так, что никто не знал, что он заслуженный врач, известный человек. Такое смирение проявил». В настоящее время отец Константин является сопредседателем Общества инвалидов Петроградского района, под его руководством готовится строительство уникального храма блаженной Ксении Петербургской со специальными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями.
 
У другого священника, иерея Андрея Битюкова, за плечами учеба в медицинском училище, работа в хосписе и служба в скорой помощи. Сегодня отец Андрей также активно помогает больным детям и их родителям: он является настоятелем храма святой мученицы Раисы при Институте детской гематологии и духовно окормляет самое тяжелое отделение — детской онкологии. В свое время он делал выбор между семинарией и мединститутом и по совету отца Василия Ермакова пошел по священническому пути. «На самом деле я и сам понимал, что в рамках одной лишь медицины я не смогу сделать все, к чему призван, — рассказывает отец Андрей. — И у меня возникло ощущение, что я смогу больше помочь людям через церковное служение. Больница любому, кто служит в ней, дает удивительный опыт: ведь нигде не происходит столько чудес! И нигде христианин не имеет столько возможностей проявить свою любовь к ближнему. За пределами больницы человек, послуживший в ней, обретает более глубокий взгляд на смысл человеческого существования. В обычном мире мы живем в невероятной суете, и наше сознание завалено, словно камнями, разными отвлекающими смыслами. А больница помогает от этих камней освободиться»… Отец Андрей уверен, что поработать какое-то время волонтером в больнице должен каждый молодой священник и каждый семинарист. Ведь если будущий пастырь никогда не сталкивался с болезнью лицом к лицу, как он сможет подобрать нужные слова, обращаясь к страждущему?

Медицинское прошлое есть и у отца Александра Тиманкова. До поступления в семинарию он работал фельдшером в травмпункте.

Учимся друг у друга

На сегодняшний день Андреевский приход медленно, но уверенно увеличивается. «Немаловажно, что у нас растет число прихожан, которых можно назвать сознательными христианами. Даже за те пять лет, что я служу, заметно, насколько увеличилось у нас количество думающих людей», — добавляет отец Александр Тиманков. Основной социальной группой, за счет которой сегодня пополняется приход, стали студенты и преподаватели вузов, сосредоточенных на Васильевском острове. «Интеллигенцию ведь в Церкви часто ругают, — замечает отец Александр, — якобы у интеллигентных людей их постоянная рефлексия осложняет путь к Богу. Но я уверен, что это не так. Именно размышляющему человеку легче стать христианином всерьез. Для него все возможные игры в церковную жизнь гораздо быстрее заканчиваются. Попадая в Церковь, он довольно скоро становится трезвым и честным по отношению к самому себе».

Отец Александр ведет занятия в воскресной школе для взрослых, которая уже несколько лет открыта при храме. Школу посещают в основном люди, которые уже стали прихожанами собора, но хотят больше узнать о богослужении, о Священном Писании. Возрастной состав разный: есть и молодежь, и пожилые. Занятия проходят преимущественно в форме бесед и ответов на вопросы. Иногда отец Александр читает лекции, облекая их по возможности в самую простую форму: «Я стараюсь поймать их интерес и через обсуждение житейских или политических вопросов пытаюсь перевести разговор в более серьезную плоскость, рассказать что-то о богословии и богослужении». Занятия подчас оказываются полезными и для него самого: «Наши прихожане, даже те, у кого немного знаний о Церкви, — очень интересные и образованные люди. Так что иногда мы, священники, сами учимся у них, узнавая что-то новое. Получается, что все мы тут учимся друг у друга».
Судьба собора
В начале XX века православная община Андреевского собора была одной из самых активных в городе. При храме действовало крупнейшее в России приходское благотворительное общество, председателем которого был известный географ, сенатор, профессор Академии наук, сенатор П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Широкой известностью пользовался народный хор Андреевского собора. В 1914 году при храме было создано миссионерское общество.

После изъятия церковных ценностей в 1922 году в жизни собора произошел трагический перелом. Настоятель собора протоиерей Николай Платонов ушел в обновленческий раскол. Впоследствии он стал обновленческим «митрополитом ленинградским» и первым женатым епископом в Петрограде. Такой поступок настоятеля поколебал веру многих знавших его людей. Собор обезлюдел, даже несмотря на то, что в 1930-х годах обновленцы присвоили ему звание «кафедрального». Николай Платонов в 1938 году публично отрекся от веры в Бога и стал антирелигиозным пропагандистом. По преданию, лишь в 1942 году в блокадном Ленинграде он принес покаяние и присоединился к Православной Церкви, причастившись Святых Таин. Вскоре после этого он умер от голода.

Клирики собора и наиболее активные прихожане, не пожелавшие отрекаться от веры, были расстреляны в 1938 году. Тогда же приход был официально закрыт решением Ленгорисполкома, с куполов сняли кресты, а здание передали тресту художественно-промышленного производства.

После войны здание было передано институту «Ленморниипроект». В 1978 году на главном куполе собора сотрудники института установили антенну радиосвязи.

В 1980 году в соборе разместили антропологические коллекции Института антропологии и этнографии им. Миклухо-Маклая.
В 1988 году по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (впоследствии Святейшего Патриарха) началась работа по возвращению собора Церкви. В 1989 году был совершен первый молебен. В 1990 году власти вернули верующим алтарь и подкупольную часть храма, начались регулярные богослужения. При этом за фанерной перегородкой в нефе и в приделах продолжали стоять шкафы с черепами из коллекции Института антропологии и этнографии.

В 1991году общине была возвращена церковь Трех Святителей вселенских, а в декабре 1992 года — все здание Андреевского собора.
В 1994 году настоятелем прихода был назначен протоиерей Михаил Мокрополов.


Анастасия Коскелло

Другие статьи из рубрики "Приход"

система комментирования CACKLE