Я бы в звонари пошел... (часть 1)

Колокольный звон — русский способ радоваться: громко, вширь, с размахом. Людской интерес к нему с годами не охладевает. Это подтверждает опыт Светлой седмицы, когда двери петербургских колоколен открываются, и хозяева звонниц встречают гостей, у которых от нетерпения горят глаза. Что привлекает в звоне? Наверно, возможность вывести себя из привычной статики, ощутить ликующую свободу. Если после одного такого пасхального «опыта» вы решите, что пора не только слушать, но еще и звонить, — у вас возникнет следующий вопрос: где можно выучиться «колокольному делу»? А еще — не всё ли равно, кому и во что «лупить»? Нужно ли музыкальное образование звонарю? И зачем восстанавливать старинные колокола? Со всеми этими вопросами — последовательно, а иногда и параллельно — мы разбираемся в разделе «Подробно».
Раздел: Острый угол
Я бы в звонари пошел... (часть 1)
Владимир Кайчук
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 6-11 Автор: Надежда КалашниковаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 25 ноября 2014
Итак, начнем по порядку. Допустим, вы решили стать звонарем. Решение принято, что делать дальше? В нашем городе с 2011 года начала действовать Школа звонарей Санкт-Петербургской митрополии. В нее входят четыре подразделения, которые по своей сути являются четырьмя возможными путями к освоению звонарского мастерства.

«Почерк» Кайчука

Школа звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери

Если вы любите традиционную форму обучения, то начать поиски лучше именно с этой школы. С 1990-х годов Владимирская колокольня является своеобразным центром возрождения русского звона. Школа при ней существует с 2000 года, ее возглавляет старший звонарь собора — Владимир Степанович Кайчук, член Ассоциации колокольного искусства России. Школа опирается на традиции ростовских, московских, псково-печерских и петербургских звонарей.

Название «школа» условное, потому что вообще-то на Руси звонарских школ не было. Христиане находили себе деятельность в Церкви по своим способностям. На это часто обращает внимание Владимир Кайчук, пытаясь противостоять ажиотажу, возникшему в последнее время вокруг звона: «Самым простым из всех церковных искусств всегда был колокольный звон, — самый легкий способ славить Бога. Человек может не звонить, только если он либо парализован, либо у него тяжелая аритмия, либо он лентяй», — шутит звонарь. С его мнением, кстати говоря, многие не согласны.



Занятия на Владимирской колокольне проходят в индивидуальном режиме, как правило, два раза в неделю. Принцип школы: «Делай как я, делай лучше меня», а именно — передача опыта от мастера к ученику. Нередко старательные и талантливые ученики переводятся в разряд учителей, вот такая получается преемственность. Постепенно ученики осваивают старинные ритмические попевки, изучают устав, место звона в богослужении, практикуются на соборной колокольне и участвуют в фестивалях.

А что делать после того, как веревки колоколов уже стали слушаться руки и хочется звонить самостоятельно? В этот момент Владимир Степанович любит напоминать: «Мы не занимаемся трудоустройством. Звон — это не работа, а служение. Когда человек ищет работу, он думает о желудке, а если человек служит, он думает о Том, Кому он служит».

Тем не менее звонари, вышедшие из школы Владимирского собора, благовестят во многих храмах Петербурга. Их особенный «почерк» — дань традиции — можно без труда распознать, когда, например, прогуливаешься по Невскому проспекту перед вечерней службой.

Как попасть в школу звонарей при Владимирском соборе?
Нужно получить письменное благословение от настоятеля своего храма, а затем прийти побеседовать с руководителем школы звонарей, после чего вас внесут в список желающих заниматься, подберут преподавателя и скорректируют время занятий.
Адрес собора: Владимирский пр., д. 20; тел. 312-19-38


  Читайте продолжение статьи
Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"