Рок-н-ролл на кровле

К пятилетию гибели священника Даниила Сысоева (12.01.1974–20.11.2009)
Раздел: Служение
Рок-н-ролл на кровле
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 42-45 Автор: Артемий КостровФотограф: Артемий Костров Опубликовано: 6 ноября 2014
Это группа, которую можно услышать и на студенческой сходке, и в детском доме, и в районном доме культуры, и на улице в самом центре Санкт-Петербурга. Это продвинутые молодые люди, которые достанут вас из-под земли, чтобы рассказать вам об истине православия. Их всего четверо. Но, вообще, их — юношей и девушек с горящими глазами — целый полк.
Они — творцы, но чаяния их совсем не в области искусства.

«Атриум» — это про музыку. «Атриум» — это про новые и очень успешные формы миссионерства.

Молодежный миссионерский центр «Атриум» был создан на базе Санкт-Петербургской духовной академии в 2011 году, в день памяти святителя Филарета­ Московского, верующими студентами и выпускниками петербургских вузов. Поддержала инициативу межвузовская ассоциация «Покров», духовную поддержку оказывают прото­иерей Михаил Браверман и иерей Артемий Наумов. Встречи проходят два раза в неделю: по четвергам и воскресеньям. Участники изучают Священное Писание и Предание, миссиологию, сектоведение и катехизис.
vk.com/center_atrium


Группа «Атриум» (Александр Антонюк, Алексей Сергеев, Михаил Зайцев, Андрей Осипов) миссионерского центра образовалась в 2012 году. Музыканты исполняют композиции в стиле фолк-рок на стихи классиков и древних христианских поэтов, древние канты и собственные песни, несущие духовный смысл. В составе миссионерских десантов или самостоятельно, во главе со священнослужителем или вместе с единомышленниками группа выступает в детских домах, на православных форумах, в колониях и реабилитационных центрах.
vk.com/band_atrium






Давайте достанем гитары

— Как вы встретились, как возникла группа?

Алексей Сергеев: «Атриум» вырос из музыкального ансамбля, а ансамбль придумали мы с Александром. А встретились мы впервые на Покровском форуме 2011 года в Луге. Туда я поехал от духовной академии.

Александр Антонюк: А я — от университета кино и телевидения. Помню, пока ждали заселения, кто-то из ребят сказал: «Давайте достанем гитары». Это был первый раз, когда я видел живых семинаристов. Для меня это был какой-то космос! А потом мы с Лешей разговорились о святителе Николае Японском, о Николае Сербском, других миссионерах… Так и познакомились. Зацепились за тему миссионерства — и вот вместе занимаемся этим до сегодняшнего дня.
Алексей Сергеев (гитара, вокал)
Родился в Брянске, детство прошло в Саратовской области. Получил специальность лор-врача в Саратовском государственном медицинском университете, работал врачом четыре года. Затем окончил Саратовскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Аспирант кафедры библеистики. Поет в хоре храма святых Константина и Елены на улице Доблести.

Алексей Сергеев: К моменту встречи у нас уже был музыкальный опыт. Саша был лидером хард-рок-группы. Да, обычной хардовой команды без религиозных сложностей. А я возглавлял ансамбль, исполняющий христианские тексты, положенные на музыку «этно». С этим ансамблем колесил по Саратовщине, не только с концертами, но и беседуя с людьми. Музыка всегда была некой затравкой, чтобы поговорить о Церкви и о Христе. Эту же методику (ох, какое казенное слово!) мы стали использовать и в Санкт-Петербурге.

Выступление на межвузовском празднике «Татьянин день»
Выступление на межвузовском празднике «Татьянин день»


Александр Антонюк: Нам помогло и киноискусство. В университете кино и телевидения мы, студенты, создали киноклуб «Иона» в КиТе (КиТ — это аббревиатура университета). Смотрели популярные фильмы, приглашали актеров, режиссеров и затем, можно сказать, «на фоне и под впечатлением», читали Священное Писание. Некоторые из тех, кто ходил в наш киноклуб, теперь миссионеры «Атриума».

Михаил Зайцев: А я познакомился с «Ат­риумом» через студенческую ассоциацию «Покров». Я принимал участие в разных мероприятиях «Покрова», а однажды «ВКонтакте» на странице ассоциации увидел объявление о том, что в группу требуется флейтист. Так и пришел.

Александр Антонюк (гитара, вокал)

Родился в Днепропетровске (Украина), в школе учился в Мончегорске. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения. В Церкви с 2009 года. Прихожанин храма апостола Иоанна Богослова в СПбПДА.

Александр Антонюк: Многие в «Атриум» приходят просто «из интернета». Некоторые — совершенно далекими от Церкви, и у нас воцерковляются.



Отец Даниил

— Есть ли у вашей группы духовный лидер, наставник?

Алексей Сергеев: Да. Это вот как получилось. Через месяц после знакомства мы решили организовать дискуссионный клуб. Его создание совпало с днем памяти священника Даниила Сысоева, известного миссионера, которого, как вы помните, пять лет назад убили в храме. Отец Даниил для нас пример настоящего миссионера, верного своему делу даже до смерти…

Александр Антонюк:
В тот год у меня была очень тяжелая полоса в жизни: личная трагедия, упадок веры, постепенное отдаление от Церкви. Я стал слушать проповеди отца Даниила, и он мне очень помог: эти беседы вдохнули в меня новый импульс живой и деятельной веры. Некоторые вещи я стал понимать лучше. А Леша мне сказал: «Я с отцом Даниилом ходил с миссией к баптистам». «Круто!» — подумал я. И тогда мы решили, что нам тоже надо заниматься миссией. Студенческая ассоциация «Покров», под «крышу» которой мы вошли, давала возможность собрать студентов со всего города. Примечательно, что первая наша встреча состоялась в годовщину убийства отца Даниила Сысоева, а темой дискуссии была смерть: «Умерев, куда бежать?».

Алексей Сергеев: Мне довелось общаться с отцом Даниилом — буквально за несколько месяцев до его убийства. Он приезжал к нам в семинарию. В личном общении это был очень мягкий человек, приветливый, жизнерадостный. Прекрасно знал Священное Писание — практически наизусть! Когда батюшку спросили, почему он так хорошо знает Библию, он ответил: «А я всего пятьсот раз ее прочитал». Кстати, именно он благословил использовать музыку для миссионерства. Посоветовал записать альбом, но распространять его не в Церкви, а наоборот — среди неверующих. Мы познакомились с московскими «сысоевцами», и их опыт — изучения Писания, полемики с иноверцами, общинной жизни — нас вдохновил. Мы твердо решили развивать общину. Долго «варились в собственном соку». Но с пользой — совместно читая Библию и «Катехизис» митрополита Филарета Московского.



Евангелие действия

— Расскажите о вашей миссии.

Михаил Зайцев: Что такое «атриум»? Это двор перед храмом, где после оглашения люди ожидали крещения. Для нас же это место, где может происходить всё что угодно, кроме греха: концерт, спектакль, постановка, инсталляция, выставка, спевка хора, кино, музыкальный сейшн. Наша цель — создать то, чего сейчас не хватает в нашей Церкви: буфер между миром и храмом. Наш «Атриум» — это место диалога. Место встречи. Место встречи мира и Церкви.
Михаил Зайцев (флейта)

Родился в Санкт-Петербурге. Окончил музыкальную школу по классу флейты. Студент Государственного политехнического университета. В Церкви с 2003 года, прихожанин храма великомученика Георгия Победоносца на проспекте Славы.



Алексей Сергеев: Мы используем любой повод, чтобы встретиться с людьми. Например, выступали в Карелии, в педагогическом колледже: сыграли очень мало, но зато много беседовали. Для бала, посвященного 400-летию Дома Романовых, кроме выступления, подготовили большой баннер с цитатой преподобномученицы Елисаветы и листовки о вере. Что еще? Раздавали святую воду на праздник Крещения, участвовали в молодежном крестном ходе на Сретение, в молебне «О даровании христианского супружества», в празднике «Татьянин день» в Смольном соборе — где только мы не миссионерствовали! В прошлом году в Пасхальные дни объехали с концертами 15 детских домов города, области, захватили и Карелию. Были и в Колпинской колонии для несовершеннолетних.

Александр Антонюк: Специально мы себя не рекламируем, но о нас как-то узнают и везде приглашают. Иногда даем по три-четыре концерта в неделю: приходы, дома культуры в разных городках Ленинградской области. Бываем в других областях и даже в других странах: на Украине, в Белоруссии, Дании, Германии. Мы ищем друзей по всему миру. Однажды меня от университета отправили на экуменический фестиваль, я там познакомился с одной немкой. Мы подружились, и она всех своих друзей привела к нам; кто-то из них был католиком, кто-то протестантом. А сама эта немка перешла из лютеранства в православие. И теперь она в Германии миссией занимается… Когда привозили Дары волхвов, мы каждый день часов по восемь курсировали вдоль очереди. Заходили в каждый автобус, где люди грелись, и заводили беседу о вере. Рассказывали стоящим, зачем они стоят. Оказалось, кстати, что многие этого не знали: понимали, что «там что-то есть» и «туда надо», и всё.

Михаил Зайцев: Да, я сам слышал, женщины говорили: «Вот, мы отстояли шесть часов, теперь нам всё простится».

Алексей Сергеев: Мы читали Священное Писание о дарах волхвов, рассказывали, что они символизируют. Объясняли, что мы призваны стать богами по благодати и как этого достичь. Мы задавали этакий наводящий сократовский вопрос: что же нужно делать для спасения? Нам часто отвечали: «Верить нужно», «Жить по заповедям». По каким заповедям? И тут мы узнавали, что первая заповедь «Не убий», вторая «Не укради»… И, дескать, еще какие-то есть… Это уже был повод поговорить подробнее о Библии, о заповедях, какая из них первая…

Александр Антонюк: Люди не хотели нас отпускать, им хотелось продолжать беседу. И это был положительный результат!

— Такая активность! Не устаете, не надоедает?

Алексей Сергеев:
Ну а как верить и жить без этого? Мы абсолютно точно знаем, что живем вечно. И у нас есть выбор, где мы будем жить: с Богом или без Него. Нужно исполнять слово Христа, идти и проповедовать. Когда проповедуешь, чувствуешь, что Бог с тобой, что Он действует через тебя. Мы — сторонники «Евангелия действия»: того напоили, этого одели, накормили, сходили в тюрьму — как Господь заповедал.

Александр Антонюк: У этого евангельского текста («малый апокалипсис» Мф. 25, 31–46. — Прим. ред.) есть еще более высокое толкование: важнее накормить не хлебом, но Словом Божиим, истиной о Христе. Страждущего — отвести не только в гостиницу, но и в храм. Знаете, я понял, что наибольшая радость в жизни — видеть впервые кающегося человека. О едином грешнике Небеса радуются! И мы эту радость, эту Литургию — общее дело — переживаем снова и снова как свою собственную первую исповедь.

Андрей Осипов (ударные)

Родился в Северодонецке (Украина), переехал с родителями в Мончегорск, где окончил школу. С Александром Антонюком знаком с детства. В Санкт-Петербурге окончил Архитектурно-строительный колледж и поступил в Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Прихожанин храма апостола Иоанна Богослова в СПбПДА.



Слава Богу, поют про Бога!

— Какую музыку вы выбираете для исполнения и почему?

Александр Антонюк: Мы кладем на музыку религиозную лирику, древние канты, стихи наших классиков: Николая Гумилева, Константина Романова (К.Р.). Своих текстов процентов десять. Да, еще один из наших проектов — уличные концерты. На Невском, площади Восстания, на Васильевском острове. Выставляем на улице аппаратуру и играем песни христианского содержания. Люди останавливаются, слушают, а девушки из нашего миссионерского центра ходят в толпе, раздают листовки и говорят о вере.

Алексей Сергеев: Я помню, как-то мы играли на площади Восстания, подошли несколько женщин, послушали, и одна из них перекрестилась и сказала: «Слава Богу, поют про Бога!»

— Похоже на протестантские методы миссии. Вас не сравнивают с протестантами?

Александр Антонюк: Я много раз бывал на протестантских встречах; мне кажется, их подход более примитивный. Слишком простые тексты, чаще всего английские, плохо переведенные и наложенные на поп-музыку. Розовый сироп в мармеладе! Мы надеемся, что у нас более творческий подход. Ведь мы стараемся «зацепить» людей и хорошей, качественной, интересной музыкой тоже.

На концерте в Колпинской колонии для несовершеннолетних
На концерте в Колпинской колонии для несовершеннолетних


Ломаем стереотипы!

— Вы всегда вызываете положительную реакцию?

Алексей Сергеев: Приходилось встречаться и с негативной. Нас и сектой называли. Но ведь и Христос говорит: «Горе вам, когда о вас все говорят хорошо». Так что это нормально!

Александр Антонюк: Мы даже от семинаристов слышали мнение, что у нас «неправославные» методы. Приходится объяснять, что в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» написано: каждый православный христианин лично отвечает перед Богом за то, чтобы Евангелие услышали все народы Земли. Тем людям, кто нас не одобряет, мы это сообщаем, и спрашиваем, как они лично исполняют заповедь «Идите и научите все народы» и «Проповедуйте на кровлях».

Михаил Зайцев: Наш знакомый священник из Карелии, отец Станислав Распутин (в данный момент он председатель миссионерского отдела Петрозаводской и Карельской епархии. — Прим. ред.), рассказывал, что до того как принять сан, он пятнадцать лет занимался миссионерством, и все эти годы ему вставляли палки в колеса.

Александр Антонюк: Когда с этими же людьми честно, по-доброму поговоришь, они часто меняют свое мнение. Просто наша деятельность ломает стереотипы. Но ломать их надо у всей России. Наша цель — чтобы в каждом приходе было несколько миссионеров, которые бы, как мы, выходили к людям и говорили о вере.

Алексей Сергеев: Для этого мы даем концерты в общинах. Приезжаем не просто «в гости», но чтобы дать другим некий «мануал», объяснить, как поставить миссию. Ищем православных пассионариев.

Александр Антонюк: Русские до Берлина, до Вашингтона пешком дойдут и не остановятся. Но только теперь надо не на танках, а на духовных лафетах, и не до чужих столиц, а до своих ближних. Внутренняя миссия — вот что на первом месте.

Анонс

7 ноября. Группа "Атриум" в книжном доме "Глагол"

7 ноября в книжном доме "Глагол" в рамках представления нового номера епархиального журнала "Вода живая" группа "Атриум" даст концерт и пообщается с публикой.

Подробнее

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"