Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Музыка в ноябре

Ноябрьская концертная афиша радует обилием музыки русских композиторов XX века. В капелле продолжается цикл концертов в честь 75-летия Валерия Гаврилина, в филармонии пройдет вечер, программа которого составлена из произведений Бориса Тищенко (у композитора в этом году также 75-летний юбилей), а в Исаакиевском соборе прозвучит музыка Александра Гречанинова.
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением Ильи Дербилова
Журнал: № 11 (ноябрь) 2014Страницы: 48-49 Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 29 октября 2014
Хор мальчиков Санкт-Петербурга и Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением Ильи Дербилова исполняет 1 ноября вокально-симфонический цикл Валерия Гаврилина «Земля» на слова Альбины Шульгиной.

Цикл «Земля» написан в память о 18-летнем механизаторе, погибшем при попытке потушить загоревшийся трактор. В 1970-е годы этот трагический случай советской пропагандой и активно муссировался в прессе. «Земля» — не самое удачное произведение Гаврилина. В казенно-оптимистичных гимнах хлебу и родной земле даже почерк композитора узнается с трудом — их мог бы написать любой музыкант средней руки, подвизавшийся на поприще создания патриотических произведений. Цикл «спасают» несколько лирических номеров, в которых композитор вновь становится самим собой. Но тем, кто любит Гаврилина, будет интересно услышать в хорошем исполнении одно из его малоизвестных сочинений. Кроме того, капелла обещает в этот вечер премьеру (!) нескольких симфонических произведений композитора.

4 ноября в капелле — «Перезвоны» (Хор и Симфонический оркестр капеллы под управлением Владислава Чернушенко), а 5 ноября там же можно будет услышать музыку балета «Анюта» (по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее») и вокально-симфоническую поэму «Военные письма».



Специально к балету «Анюта» Гаврилин не написал ни строчки. Инициатором создания произведения стал режиссер Александр Белинский, который «хотел снять телевизионный балет по Чехову… как-то раз услышал „Вальс“ Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий „чеховский вальс“». Идея оказалась удачной — чеховский сюжет действительно очень хорошо ложится на музыку Гаврилина, с ее характеристичностью, пронзительным сочетанием лирики и печальной иронии. Вместе с балетмейстером Владимиром Васильевым Белинский отобрал для постановки музыку из разных произведений Гаврилина. После европейского успеха фильма-балета возникла идея создать театральную версию сочинения, и дирижер Станислав Горковенко включил в партитуру еще несколько произведений композитора. Балет прошел сначала в Неаполе, а затем в московском Большом театре.

«Военные письма» — первый опыт сотрудничества композитора со сценаристкой Альбиной Шульгиной, которая затем станет его постоянным творческим партнером. Военная тема была близка Гаврилину: отец композитора погиб в 1942 году, а ему самому пришлось испытать на себе все трудности военного детства. По словам Гаврилина, «Военные письма», как и большинство его произведений, — «сочинение о любви, которая разрушена на этот раз страшным бедствием — войной».

21 ноября в Исаакиевском соборе Камерный хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова исполняет «Страстную седмицу» Александра Гречанинова — одно из самых известных сочинений композитора, созданных до эмиграции. Как и другие композиторы его поколения, Гречанинов с увлечением изучал древние распевы. В основу «Седмицы» также положены канонические мелодии, но трактованы они очень свободно (неслучайно лишь в одной части цикла композитор помечает, что это «обработка»). Хотя службам Великого поста предписана строгость, Гречанинов пишет светлую и радостную музыку. Песнопения «Седмицы» наполнены предчувствием обновления, а напряженное ожидание чуда временами достигает почти экстатической силы.

3 ноября в Большом зале филармонии состоится большой концерт из произведений Бориса Тищенко. Солистка Мариинского театра, народная артистка России Ольга Кондина (сопрано) исполнит романсы композитора, а Симфонический оркестр Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории под управлением Алима Шахмаметьева — симфонию № 5 и сюиту из балета «Ярославна». Эпический балет «Ярославна» и Четвертая симфония, посвященная Шостаковичу и проникнутая его интонациями и образами, — в числе лучших сочинений Бориса Тищенко, но настоящими жемчужинами являются его романсы. Пишет ли он на стихи Цветаевой («Три песни на стихи Марины Цветаевой»), Лермонтова («Брату») или Заболоцкого («Завещание»), ему удается достичь максимальной выразительности и с хирургической точностью подобрать музыкальное настроение в тон стихов.

Ольга Кондина
Ольга Кондина


Феодоровский собор
Феодоровский собор

30 ноября
в верхнем храме Феодоровского собора прозвучит «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова в исполнении камерного хора Смольного собора под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова.
Начало в 19 часов. Вход свободный.

Благотворительный сбор будет направлен на воссоздание икон Феодоровского собора.

Миргородская ул., д. 1

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

система комментирования CACKLE