Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Ответы петербургских священников на актуальные вопросы

Эпоха, в которой приходится жить современному человеку, не отличается глубоким проникновением религии в жизнь общества. Знания о вере у большинства людей часто ограничены суеверными представлениями, заезженными штампами. На радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» четыре раза в неделю — программа «Пастырский час», где слушатели могут задать вопросы священникам. Редакция журнала «Вода живая» составила подборку самых интересных ответов по самым различным темам: от вопросов приходской жизни до претворения в жизнь заповедей блаженства.
Журнал: № 10 (октябрь) 2014 Опубликовано: 27 октября 2014
Эпоха, в которой приходится жить современному человеку, не отличается глубоким проникновением религии в жизнь общества. Знания о вере у большинства людей часто ограничены суеверными представлениями, заезженными штампами. На радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» четыре раза в неделю — программа «Пастырский час», где слушатели могут задать вопросы священникам. Редакция журнала «Вода живая» составила подборку самых интересных ответов по самым различным темам: от вопросов приходской жизни до претворения в жизнь заповедей блаженства.

Приходская жизнь

Храмовая «десятина»


протоиерей Александр Дягилев
протоиерей Александр Дягилев
Зачем нужно жертвовать деньги на храм? Какой смысл в приобретении свечей? Некоторые смущаются такой практикой, обвиняя Церковь в стяжательстве. Между тем, заповедь о десятине была дана Господом еще в ветхозаветные времена: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14, 22-23). О финансовых вопросах размышляет протоиерей Александр Дягилев, клирик храма святого благоверного великого князя Александра Невского в Красном селе.

По сути, деньги — это некая возможность. Возможность что-то для себя или для кого-то приобрести. Или сделать доброе дело, или сделать злое, ведь злые дела тоже денег стоят. И здесь уже выбор самого человека. Ведь в Священном Писании немало говорится о том, что необходимо использовать те возможности, которые Господь вам дает, должным образом. Понятие «жертва», «пожертвование» используется в Священном Писании довольно часто, упоминается, что это собирание себе сокровища на небесах, когда ты используешь земные сокровища для благих целей. Церковь, например, не заставляет вас платить. Многие суеверные люди приходят в церковь, чтобы поставить свечки, а если поставишь большую свечку, Бог тебя быстрее услышит. Учтите, что Богу свечки в принципе не нужны.
 


Духовник


протоиерей Александр Рябков
протоиерей Александр Рябков
Нужен ли современному христианину духовник? Сегодня в Церкви часто можно слышать мнение, что нет, не нужен. Аргументация приводится разная: «высокодуховных» наставников уже не осталось, велика возможность потерять контроль над своей собственной жизнью и так далее. Над этим вопросом подумал протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах.

Духовник — это человек, которому мы доверяем. Разумеется, не как Богу. Но ведь мы доверяем нашим родителям: просим совета по немаловажным вопросам, например, по воспитанию детей, организации семейной жизни. Это тоже в своем роде духовная работа. И духовник существует для того, чтобы нам помочь, указать какой-то путь. Владыка Антоний Сурожский говорил священникам: «Никогда не зовите и не ведите людей туда, где сами не были». Но ни он, ни другой не ставили вопроса о ненужности духовного окормления.

Конечно же, никто не призывает вверять свою волю духовному отцу. Если священник замечает за собой, что начинает вещать как пифия, закатывать глаза и давать советы «с потолка», то ему необходимо остановиться. У отца Александра Меня был такой случай. К нему пришел человек и сказал: «Я хочу входить в контакт с инопланетными силами, выходить в астрал...». Отец Александр ответил: «Это очень интересно. Занимайтесь. Но, если вы умрете, и вас скоро не станет, если вы погибнете, мы все будем знать, что этим заниматься нельзя». Мне это запомнилось на всю жизнь. Я понял для себя, кто такой духовник. Это не тот, кто насилует и ломает человека, а чтит его свободу.
 


Христианин и современный мир

События на Украине

Тревожные события в соседнем государстве продолжаются уже без малого год. Многих россиян связывают с украинцами родственные узы. Православные, естественно, не могут равнодушно смотреть на то, как люди, зачастую единоверцы, убивают друг друга. Возникает вопрос: а в чем заключается долг христианина в такой непростой ситуации? Об этом попытался порассуждать протоиерей Александр Дягилев, клирик храма святого благоверного великого князя Александра Невского в Красном селе.

Понимаю, что мысли многих сейчас об Украине, о Донецке, Луганске. Я могу сказать вот что: украинские СМИ врут, русские СМИ врут, истина где-то между. Но в любом случае это трагедия, братоубийственная гражданская война, где брат стреляет в брата. И долг христиан — не вставать на ту или иную сторону, а молиться о прекращении этого братоубийства и минимизировать последствия этого вреда: если можно, помочь беженцам.
Я еще в семинарии писал работу на тему «Война и христианство». И пришел к такому выводу: война это зло, даже самая справедливая, ведь она сопряжена с грехом убийства. Это хорошо отражено в канонических правилах, в частности в правиле Василия Великого: воин, пока идет война, может причащаться хоть каждый день, так как рискует и может быть убит, но как только война заканчивается, его отлучают от Причастия на год. Царю Давиду, праведнику и пророку, Бог не дал построить храм именно потому, что тот убил много врагов, пусть и язычников. В любом случае, пролитие крови — это зло. Идеал — это примирение, поиск компромисса.
 


Отношение к людям с нетрадиционной ориентацией

протоиерей Алексий Скляров
протоиерей Алексий Скляров

Всё чаще мировые СМИ сообщают о том, что в той или иной стране легализовали однополые браки — последней в этом списке стала Эстония. Некогда уголовное наказуемое деяние становится нормой, и опасаться преследования стоит уже не самим гомосексуалистам, а их слишком ретивым критикам. В России дела обстоят несколько иначе: около года назад Дума приняла закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних. Некоторые регионы, в частности Санкт-Петербург, принимают дополнительные акты. Иногда звучат заявления, что наказывать надо не только за пропаганду, но и за содомию непосредственно. Мыслями о том, как по-христиански относиться к этому явлению, делится протоиерей Алексей Скляров, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком.

С одной стороны, человек одержим страстью, грехом, он болен. С другой стороны, когда мы проходим мимо больных людей, может появиться чувство брезгливости. А бывает, что человек годами борется с собой, в храм приходит на исповедь, но внешне этого никак не проявляет. Тем, кто не скрывает результат своей порочности, объяснять что-то, наверное, бесполезно. Но можно пожалеть их внутренне, что они не видят свой грех. И давайте за них помолимся. А если они работают с нами — оценивать их, как профессионалов. Люди могут жить, как хотят — это их личное дело. Ровно до тех пор, пока человек не начинает пропагандировать. Потакать ни в коем случае греху не надо.
 


Христианская «практика»: дела веры

Стяжание любви.

иерей Александр Тиманков
иерей Александр Тиманков

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13, 1), — писал апостол Павел. Однако зачастую творить добрые дела с чувством любви к человеку, которому помогаешь, чрезвычайно трудно. Хорошо еще, если ты к нему просто равнодушен. Как быть, если любви явно недостаточно, рассуждает иерей Александр Тиманков.

Вся наша жизнь есть стяжание этой любви. Я глубоко убежден, что если человек делает всё, что заповедано Церковью, то любовь будет в нем постепенно появляться и возрастать, — именно потому, что он делает всё как положено. Если этого не происходит, значит что-то пошло не так: может человек неискренне молится, мало старается, обманывает сам себя. Можно вспомнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Делай без любви, любовь придет». Когда бы делаем добро человеку, ему ведь всё равно — с любовью или без. Если спасают тонущего человека, он согласен и на то, чтобы его спасали с отвращением. Очень близкий пример: работа врачей скорой помощи. Часто они ведут себя грубо, невежливо. Но представьте, если доктор приедет и заявит, что не будет вас лечить, потому что у него настроение плохое.
 


Милостыня

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — гласит одна из заповедей блаженства. На практике перед христианином возникает проблема: а как претворять этот завет Христа в жизнь таким образом, чтобы милость оказалась действительно милостью. Самые частые вопросы связаны с подаянием нищим: стоит ли давать им деньги, сколько, в каких случаях. На них попытался ответить иерей Александр Тиманков.

Очень трудный вопрос. Милостыня нам заповедана как одно из дел милосердия. Но при этом мы знаем, что попрошайничество — это серьезный бизнес. Мы знаем высказывания и святых, и авторитетных богословов, которые утверждают, что подавать надо любому человеку. Тогда вопрос: а сколько подавать? Может взять бездомного к себе домой: я буду обитать на кухне под столом, а он — в моей комнате, вот радость-то будет. Некоторые говорят, что подавать надо столько, чтобы самому не смущаться. Но опять же, я знаю таких нищих, которые прямо заявляют: мелочь не берем.

Лично я выбрал для себя такой вариант: вообще не подавать, ни в метро, ни на улице. Мне нравится организованная благотворительность. В Москве, например, есть специальный проект, призванный помогать обманутым людям, приехавшим издалека и оставшимся без документов, — а таких в столице много. Эта служба выясняет, действительно ли человек проживает в конкретном месте, покупает ему билет, помогает доехать до места назначения.

Вопрос с нищими не имеет, к сожалению, однозначного решения. Поэтому универсального ответа и не существует.

Другие статьи из рубрики "ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ"

система комментирования CACKLE
3 декабря, суббота
rss

№ 10 (октябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (октябрь 2014)
ПРАЗДНИК
Торжества в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть II)
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть I)
/ Интервью / Социальное служение: здесь и сейчас
/ Информация / Церковное попечение об инвалидах в Санкт-Петербурге
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Сила мертвых
/ Имена / Первый русский мистик
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / В гармонии… с собой
/ Приход / Монастырь главного святого
/ Служение / Тридцать шагов до храма
/ Проект / Часовня в поликлинике: развеять страхи
/ Проект / Мягче мягкого и веселее веселого
/ Проект / Футбол на приходе: по свистку настоятеля
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в октябре
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Ответы петербургских священников на актуальные вопросы
Святость — это желание угодить Богу
Покров для студентов