Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть II)

Раздел: Острый угол
Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть II)
Люди с ограниченными возможностями хотят, чтобы их судили не по их болезням, а по их талантам
Журнал: № 10 (октябрь) 2014Страницы: 8-15 Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 16 октября 2014

Читайте начало статьи.

Комментарий по теме


Наталья Кравчук,психолог АНО «Новые Перспективы»
Наталья Кравчук
Наталья Кравчук, психолог АНО «Новые Перспективы»

У любого из нас в организме случаются неполадки: есть здоровые органы, есть не очень. Но игнорировать нездоровые органы (больную руку, ногу или глаз) — большая глупость: болезнь всё равно напомнит о себе. Больные части тела надо лечить, заботиться о них, и, если не удается победить болезнь, приспосабливаться с ними жить, поддерживая щадящим режимом. Точно так же общество может быть целостным и гармоничным, только если примет свою больную часть, то есть людей с ограниченными возможностями.

Конечно, некоторые инвалиды — часто «взрослые дети», потому что отстают в психологическом развитии: кто на 5, кто на 10 лет. Они не так, как обычные люди, выражают агрессию, например. Зато умеют сочувствовать, быть благодарными, снисходительными.

Хотя бы потому, что у многих есть серьезные двигательные нарушения (а иногда и умственная отсталость), им сложно адаптироваться в обществе, найти работу, друзей. Но я думаю, что общаться с ними нужно так же, как с обычными людьми. В какой-то момент пожалеть, оказать поддержку, а когда-то отказать и поставить на место. Людям с ограниченными возможностями необходимы те же границы, что и обычным людям, — социальные, временные, финансовые. Общие для разных людей границы устанавливают то равенство, без которого не может существовать социум.

Большинство из инвалидов никогда не сможет жить самостоятельно, без поддержки. Поэтому им необходимо внимание, обучение, включение в общество. Ведь им очень не хватает тактильных, нервно-мышечных, сенсорных ощущений, и из-за этого страдает эмоциональная сфера. Поэтому их надо постоянно стимулировать, мотивировать к самостоятельности — конечно, продумывая развитие ситуации «от и до». Нужно при ненавязчивой поддержке помогать им переживать новый опыт, учить устанавливать и завершать контакты с другими людьми — не-родственниками. Тогда, с одной стороны, люди с психической и физической инвалидностью поймут, что они часть общества, и общество, с другой стороны, сможет их принять.


Комментарий по теме


Протоиерей Николай Брындин
Протоиерей Николай Брындин
Протоиерей Николай Брындин, глава отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии

Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на епархиальном собрании духовенства Московской епархии в конце 2009 года говорил о необходимости подготовки специалистов, способных организовать полноценную социальную работу на приходском уровне. Действительно, приходы часто несут свое служение, ориентируясь на таланты тех людей, которые есть в общине. Поэтому где-то лучше развита работа с молодежью, где-то — воскресная школа, где-то культурная жизнь. Но социальная работа должна быть приоритетной! По этой причине Синодом было утверждено обязательное учреждение социальных работников в каждом благочинии. Владыка Варсонофий поручил решить эту проблему и в Санкт-Петербурге.

Мне как священнику дорог любой человек, на своих ногах ли он ходит или передвигается на коляске. Но к последнему нужно быть куда более внимательным. Поэтому, считаю, священникам и приходским активистам необходима психологическая подготовка, умение общаться с «особенными» людьми и следование элементарным правилам ухода за ними. Хорошо бы эти знания преподавались в семинариях, на курсах сестер милосердия, на приходах.

Нельзя держать человека в четырех стенах: он хочет видеть небо, деревья, дома, речку. А присутствие в храме ни с чем не сравнится, потому что храм — частица Неба на земле. Внутреннее состояние человека сильно меняется от этого. Было бы здорово иметь при благочинии специально оборудованные автомобили для перевоза колясочников.

Я встречал в монастырях больничные корпуса, где были домовые храмы. Там было устроено центральное пространство, из него можно было открыть двери в палаты, где лежат монахи, которые уже не в состоянии передвигаться. И, лежа на своей кровати, они присутствовали на богослужении. Вот это было замечательно.

Послесловие

Так какое место занимают инвалиды в Церкви — место обездоленных бедняг, ждущих нашей помощи? Активных прихожан, которые справляются со своими проблемами сами? Или их вообще настолько мало, что не стоит как-то задумываться о них?.. В каждой из этих трех историй присутствует член Церкви — священник или мирянин, — который не сказал «у меня нет денег (времени/квалификации/сил)», не отделался формальным сочувствием, а предложил выход: попробуй сделать вот так, а там Бог поможет. Может, это и есть путь решения проблемы: на уровне индивидуальных контактов, личной взаимовыручки, солидарности. Зачем что-то еще специальное придумывать? Нет, увы, не всё так просто: двое из троих собеседников (в огромном мегаполисе!) упоминают одного и того же отца Константина Пархоменко. Значит, пока мы не научились активно любить или хотя бы видеть того, кто рядом с нами, нужно какое-то общественное усилие, какая-то система.


Александр Меркушев, инвалид с ДЦП, поэт, миссионер
Александр Меркушев, инвалид с ДЦП, поэт, миссионер

На чем ее строить? Попробуем суммировать мнения наших героев. Во-первых, необходим координационный центр на уровне епархии, который, по крайней мере, был бы в курсе, где и скольким верующим нужна помощь. Во-вторых, организацию перевозки инвалидов можно решить на уровне прихода: найти добровольца с машиной или всем приходом «скинуться» на такси. В-третьих, священники должны хорошо знать проблемы людей с ограниченными возможностями: то есть нужен факультатив в семинарии, курсы, самообучение.

Возможно, если мы будем хотя бы чаще говорить об инвалидах и активнее предлагать им свою помощь — что-то станет меняться и в этом направлении.

Наталья Волкова, незрячая, педагог, поэт
Наталья Волкова, незрячая, педагог, поэт


Тимур Щукин
фото: Станислав марченко

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

20 апреля, суббота
rss

№ 10 (октябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (октябрь 2014)
ПРАЗДНИК
Торжества в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть II)
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть I)
/ Интервью / Социальное служение: здесь и сейчас
/ Информация / Церковное попечение об инвалидах в Санкт-Петербурге
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Сила мертвых
/ Имена / Первый русский мистик
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / В гармонии… с собой
/ Приход / Монастырь главного святого
/ Служение / Тридцать шагов до храма
/ Проект / Часовня в поликлинике: развеять страхи
/ Проект / Мягче мягкого и веселее веселого
/ Проект / Футбол на приходе: по свистку настоятеля
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в октябре
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Ответы петербургских священников на актуальные вопросы
Святость — это желание угодить Богу
Покров для студентов