Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Тридцать шагов до храма

Богадельня — слово откуда-то из прошлого, из романов XIX века. Место бедности, брошенности, что-то очень грустное, почти отчаянное. Но если разобраться, то «богадельня» — это «делание для Бога», то есть нечто совершенно противоположное унынию и смертной тоске. В этом мы убедились, посетив Покровскую богадельню в поселке Сергиево (бывший Володарский) и услышав истории ее духовника, управляющей, сестер и насельниц.
Раздел: Служение
Тридцать шагов до храма
Журнал: № 10 (октябрь) 2014Страницы: 34-35 Автор: Ирина Левина Опубликовано: 13 октября 2014

Приходская семья

Протоиерей Валерий Швецов, духовник Покровской богадельни
Протоиерей Валерий Швецов, настоятель храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке, духовник Покровской богадельни

Протоиерей Валерий Швецов,
настоятель храма Покрова Божией Матери в Южно-Приморском парке,
главный духовник сестричества преподобномучениц
Елисаветы и Варвары,
духовник Покровской богадельни

Я не мог себе представить, что моя жизнь будет связана со служением в богадельне: окончил физический факультет ЛГУ, потом получил второе высшее на психологическом... Есть такой святоотеческий принцип: ничего самому не искать, а от того, что приходит, не отказываться. Самому себе придумать радостную, осмысленную и глубокую жизнь невозможно. Только Бог открывает этот путь, и надо согласиться принять то, что Он дает, проявив смирение перед определением Божиим о тебе. Поэтому всё, чем я «оброс» — богадельня, братство трезвости, сестричество милосердия при ГБ № 15, школа-интернат № 7 и храм Новомучеников и исповедников Российских при нем, Воспитательный дом святой Ксении Петербургской по типу большой семьи, храм Иоанна Кронштадтского при ПНИ № 7 (я уже 20 лет занимаюсь окормлением лиц с психическими нарушениями), — мне на сердце ложится.

Богадельню — заведение, в котором постоянно живут, получают уход и заботу пожилые люди, — мы начали возрождать в 1996 году. Уникальность нашей богадельни в том, что она находится под одной крышей с церковью, и из храма буквально десять шагов до комнат, где живут бабушки. Мы начинали с шести мест, потом было десять, сейчас 27, и мы планируем расширяться, чтобы все это здание, которое в начале ХХ века строилось как богадельня с храмом внутри, было и сейчас целиком отдано под это служение. В богадельне два отделения: церковное на втором этаже рядом с храмом (10 бабушек) и светское для тех, кто только воцерковляется, на первом этаже (17 бабушек). Мы планируем сделать подъемник, чтобы плохо ходящих со второго этажа можно было спускать вниз погулять, а с первого — поднимать в храм. Пока мы принимаем только бабушек, но в скором времени у нас могут появиться и дедушки. Мы рассматриваем также возможность организации семейного проживания для пожилых пар.

До последнего времени у нас жили только воцерковленные люди, потому что наша богадельня создавалась как церковное заведение. Но в начале этого года мы открыли второе отделение, где другой подход: посты и молитва по желанию и по силам. Важно, чтобы человеку было комфортно, чтобы наш строй жизни был ему по душе. Мы стараемся помочь нашим бабушкам войти в духовное измерение жизни, почувствовать радость общения с Богом, научиться молиться и поститься. И надо сказать, что многие откликаются. Я думаю, что это тоже Промысл Божий — дать возможность всем людям приобщиться к любви Божией, благодати. И сестер мы набираем порой не воцерковленных, а тех, кто хотел бы воцерковиться. Два процесса идут параллельно: и насельницы пытаются войти в Церковь, и сестры. Нам помогают и волонтеры: бабушки очень нуждаются в общении, да и самих волонтеров это обогащает, делает человечнее и добрее. Мы — одна приходская семья. Богадельня в определенном смысле воспитывает приход, показывает, что церковная жизнь — это не только совместная молитва в храме, но и совместные добрые дела.

В богадельню — из театра


Инокиня Нина (Романова), управляющая богадельней
Инокиня Нина (Романова), управляющая богадельней
Инокиня Нина (Романова), управляющая богадельней

Знаете, кто я по образованию? Режиссер театра кукол, закончила теат­ральный институт. Раньше мне всё без театра казалось серым, а теперь мне театр стал безразличен, и без Церкви ничто не радует. Правда, был период, когда я стала сожалеть о театральной жизни: пришли воспоминания, были встречи с друзьями… В 1996 году, через полгода после открытия богадельни, я начала здесь работать сестрой, и часто сомневалась: «Зачем мне всё это? Делать грязную работу, себе не принадлежать целыми сутками…» Бывали и такие дни, когда я шла на работу через силу. Но стоило мне переступить порог богадельни — «Как хорошо, что я здесь!» Отец Валерий, проходя, мне какое-то слово все время говорил. Поначалу я никак не могла его расслышать, а потом поняла, он спрашивал: «Сияешь?» Я, кстати, человек довольно брезгливый, думала, что и сестринской работы не выдержу. Но когда пришла в богадельню в первый раз, здесь пахло не как в доме престарелых, а как в храме, не памперсами, а ладаном: как раз был отслужен молебен! Видимо, Господь знал, что я боюсь запахов, и так всё устроил к моему приходу. Потом отец Валерий предложил мне пойти управляющей, в 2002 году был постриг, и митрополит Владимир благословил меня продолжать это послушание.

Как к нам попадают? Редко, когда сама бабушка себя устраивает в богадельню, чаще с этой просьбой звонит дочь или какая-то родственница. Именно с этим человеком я заключаю договор о том, чтобы они поставляли лекарства, вовремя вносили пожертвование на содержание, а потом хоронили насельницу. Звучит немного цинично, но такова сегодняшняя действительность.

Есть и другие трудности. В старости, при немощи, когда человек уже ничего не может, «вылезает» характер. Вот я могу себя сдержать, а пожилой человек… Говорят, что старики становятся какими-то другими — на самом деле, проявляется то, что в них было всю жизнь. Но бывают и удивительные бабушки. Особенно хорошо я помню монахиню Елисавету, которая была почти слепа, видела только свет. Она всегда всем была довольна, про нее даже забывали иногда, потому что она не требовала к себе внимания, абсолютно ничего не просила. Это был человек действительно соответствующий своему званию, без всяких притязаний, претензий, негативных эмоций. Она всегда была добра, ласкова, всем руки целовала. Ей на копейку сделают, а она на миллион будет награждать своей улыбкой. Внутренне красивый человек, нечасто таких встретишь.

Причастие — вот главная радость


Нина Артемьевна Никаева, насельница богадельни, 81 год
Нина Артемьевна Никаева, насельница богадельни, 81 год
Нина Артемьевна Никаева, насельница богадельни, 81 год

Я родилась в латвийском Даугавпилсе, училась в Ленинграде, после окончания ЛИСИ в 1957 году меня по распределению отправили работать в город Пушкин, где я прожила 58 лет. Я работала мастером на стройке, сложные полуциркульные дома с пилястрами на привокзальной площади — моя работа. Рабочие были разные: и топором могли замахнуться, и «матюжком» ответить, стройка есть стройка, но больше было хороших ребят. Потом продолжала работать в той же организации, но в другом отделе. А в Церковь я стала ходить с 1990 года, сначала в Феодоровский Государев собор (он только открылся тогда), потом была прихожанкой Никольского собора в Павловске.

Мой любимый святой Иоанн Предтеча. Я хотела привести внука к вере, ему было 18 лет, он уже выпивал и был убежденным атеистом. Я слышала по радио, что надо 40 дней читать канон Иоанну Предтече, чтобы кого-то к вере привести, и попросила благословение у священника на это. Он благословение дал, и сам, видимо, тоже молился. На седьмой день ко мне подходит внук и говорит: «Я хочу на Исповедь». Я глаза вытаращила, думаю, а знает ли он, что это такое? На следующий день пошли в Знаменскую церковь. Мой внук выходит после Исповеди, улыбается, ему священник сказал записать свои грехи. И он сидел дома, писал, ходил много раз к священнику, потом его допустили ко Причастию. Это был 40-й день, как я читала канон. Я и по сей день по вторникам читаю или канон, или акафист Иоанну Предтече в благодарность за его помощь.

В Покровской богадельне я живу год и пять месяцев. У нас была своя богадельня в Пушкине, прото­иерей Геннадий Зверев организовал ее в Феодоровском городке. Шикарно мы там жили, но ту богадельню закрыли: Феодоровский городок пошел на капитальный ремонт, и меня вместе еще с двумя насельницами отправили сюда.

Мы здесь много молимся. Тридцать шагов, и мы в храме, — это самое главное для нашего возраста. Важно умереть после Причастия. В тот день, когда я молюсь в церкви, никогда не бывает повышенного давления. Суди как хочешь. Некоторые говорят, что это из-за ладана. Да причем тут ладан? Божия благодать дает здоровье, и становится легче. Я вам расскажу о нашей молитве. Утром — утренние молитвы, тропари святым и Евангелие. Днем, с 12 до 14 часов, мы читаем акафист Покрову Божией Матери, жития святых. Сегодня мы читали кроме акафиста Покрову три канона ко Причастию, потому что в воскресенье будем причащаться. Дальше у нас обед, тихий час. С 17 до 19 часов мы читаем Псалтирь, Апостол, а после ужина, с 20 до 21, — вечерние молитвы.

Для меня главная радость, что рядом храм. Мы причащались в прошлую субботу и воскресенье. Бывают и на неделе службы. Вот в этом и есть радость, на душе спокойно и полная удовлетворенность после Причастия. Кроме молитвы я читаю, починкой и шитьем занимаюсь. В зимнем садике у нас попугай, мы с ним разговариваем, он слушает, мы надеемся, что и он научится говорить от нас, разговорчивых!

С невидимым крестом


Елена Пухаева, сестра в богодельне
Елена Пухаева, сестра в богодельне
Елена Пухаева, сестра в богадельне

Долго я надоедала отцу Валерию: «Батюшка, хочу людям помогать». Он мне: «Хочешь помыть унитазы, иди в богадельню». Так и пришла. У меня первое хореографическое образование, второе коммерческое. Я работаю в турагентстве, хореографию маленьким детям преподаю и периодически работаю дневной сестрой в богадельне, 1–2 раза в неделю с восьми утра до восьми вечера.

Сначала было трудно, ведь у меня нет медицинского образования, да и физически работа тяжелая. В первое время я даже уходила в туалет и плакала, но ко всему привыкаешь. Неизвестно, какая я буду в старости, может быть, кто-нибудь и за мной будет так ухаживать. Приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, на людей, на то, что с ними происходит, на старость… Здесь хорошая школа. Учишься состраданию чужой боли, пониманию и уважению к старости. Я бы всем советовала иногда приходить сюда, особенно тем, кто думает, что ему очень плохо.

Бывают бабушки, которые могут тебе и слов разных наговорить, и всё их раздражает… Что бы ты ни сделал, они всё воспринимают в штыки. И как с этим быть? Терпишь, и всё. Либо молчишь, либо пытаешься перевести разговор в мирное русло. Иногда получается, иногда нет. Я вижу, что передо мной больной человек, можно ему и не возражать. У меня было послушание от матушки Нины писать автобиографии бабушек, мы размещаем их потом на сайте богадельни. Оказалось, у них такие интересные судьбы, они столько всего прошли!

Я не очень понимаю различия между обычной сестрой и сестрой милосердия. Есть ли у меня крестик на косынке, в платке я или без платка, в белом или нет, — какая разница. Главное — внутри, ощущение сердца. Я к батюшке пришла, спрашиваю, может быть, мне надо пройти посвящение в сестры милосердия? А он мне говорит: «Ты можешь и с невидимым крестом ходить». И я перестала думать об этом.

Для многих богадельня — грустное слово. Когда я говорю, что здесь работаю, то многие ужасаются. У меня двое детей. Старшему сыну 18 лет, и он считает меня немного повернутой. Потому что у него сейчас такой возраст, когда в Бога меньше всего верится, а больше — в свои силы. А дочка была здесь, она выросла в храме. Для меня богадельня связана с Богом, это Божие делание. Где бы я хотела провести последние дни своей жизни, дома или в богадельне? Думаю, что в богадельне, но в такой, как наша, — с храмом внутри.

Подготовила Ирина Левина


Покровская богадельня при храме святого преподобномученика Андрея Критского в поселке Сергиево
Покровская богадельня при храме святого преподобномученика Андрея Критского в поселке Сергиево
Покровская богадельня при храме святого преподобномученика Андрея Критского в поселке Сергиево создана по благословению праведного Иоанна Кронштадтского в 1903 году Благотворительным обществом ревнителей веры и милосердия, закрыта после революции 1917-го, в советское время в ее здании был Дом культуры, возрождена в 1996 году.
Имеет два отделения: церковное и реабилитационное (светское),
сейчас проживают 27 насельниц,
планируется расширение до 41 места;
духовник богадельни — протоиерей Валерий Швецов,
управляющая богадельней — инокиня Нина (Романова).
Покровская богадельня приглашает на работу сестер с медицинским образованием; волонтеров для общения с бабушками, организации досуга, бытовой помощи; людей, желающих пожертвовать деньги на деятельность богадельни или приобрести необходимые товары, оборудование, подарки для бабушек к праздникам.
Контактная информация
Адрес: Санкт-Петербург, Красносельский район, Сергиево
(бывш. пос. Володарский), пр. Ленина, д. 22,
храм преподобномученика Андрея Критского,
Покровская богадельня
Телефоны: 8 (812) 738-98-14,
738-97-68 (вахта в храме)
Сайт: www.pokrovbog.ru,
электронная почта: innina51@gmail.com

Все фотографии

Другие статьи из рубрики "Служение"

система комментирования CACKLE
4 декабря, воскресенье
rss

№ 10 (октябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (октябрь 2014)
ПРАЗДНИК
Торжества в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть II)
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть I)
/ Интервью / Социальное служение: здесь и сейчас
/ Информация / Церковное попечение об инвалидах в Санкт-Петербурге
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Сила мертвых
/ Имена / Первый русский мистик
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / В гармонии… с собой
/ Приход / Монастырь главного святого
/ Служение / Тридцать шагов до храма
/ Проект / Часовня в поликлинике: развеять страхи
/ Проект / Мягче мягкого и веселее веселого
/ Проект / Футбол на приходе: по свистку настоятеля
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в октябре
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Ответы петербургских священников на актуальные вопросы
Святость — это желание угодить Богу
Покров для студентов