Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Первый русский мистик

8 октября — день памяти преподобного Сергия Радонежского (1314–1392), кульминационный день в году, посвященном 700-летию преподобного. Что можно сказать о нем, одном из самых известных русских святых? Он считается символом российской государственности и единства русских земель, знаковой фигурой в формировании национальной идеологии. Но в житийных рассказах нам предстает совсем другой человек, который очень мало интересуется политическими процессами, совсем не мыслит в категориях «русского мира», сосредоточен на молитве, на усвоении и передаче своим ученикам православного предания.
Раздел: Имена
Первый русский мистик
Преподобный Сергий Радонежский. Художник Александр Простев
Журнал: № 10 (октябрь) 2014Страницы: 18-19 Автор: Анастасия Коскелло Опубликовано: 6 октября 2014

Непосредственное познание Бога

К Радонежскому чудотворцу люди шли всегда — и при его жизни, и после его кончины. Лишь около двух лет молодому иноку Сергию удалось провести в одиночестве в лесу («больше или меньше — не ведаю, знает один Бог», — уточняет биограф преподобного Сергия святой Епифаний Премудрый), избегая соприкосновения с тогдашней общественно-политической реальностью. И всё же служение людям (хотя он и был постоянно среди них) в биографии преподобного вторично, на первом месте — молитва.

По всей видимости, юноша Варфоломей — так звали преподобного Сергия до пострига — стал на путь отшельничества под влиянием греческой аскетической традиции (по крайней мере, житие его прямо утверждает, что общежительный устав преподобный получил непосредственно от патриарха Константинопольского Филофея). По словам известного церковного историка И. М. Концевича, о духовных учителях будущего святого «можно говорить лишь гадательно» — весьма вероятно, что у юноши их и не было. Есть мнение, что благочестивый отрок глубоко воспринял труды мистиков-исихастов, в монашестве искавших не благолепия церковной службы, не звона колоколов или красоты пения, но духовной чистоты, внутреннего сосредоточения и непрестанной «умной» молитвы. Того, что Григорий Палама называл «непосредственным познанием Бога». Именно по этому пути и пошел преподобный Сергий — неслучайно его называют первым русским мистиком.

Через внешние подвиги — труд, воздержание (в терминологии аскетической литературы «праксис») — исихасты достигали истинного созерцания («тхеории»). Один из признаков созерцания, отраженный в учениях исихастов, это возможность видения Нетварного света — небесного, нездешнего, несотворенного, подобного тому, что озарил Спасителя на горе Фаворской. Явления подобного Света наблюдал и преподобный Сергий, и его ученики. Так, однажды, когда вокруг будущего святого уже образовался монастырь и он стал в нем игуменом, один из учеников преподобного Сергия, Исаакий-молчальник, во время богослужения увидел, как нисходит огонь на Святую Чашу и, разливаясь по престолу, окружает со всех сторон священнодействующего игумена.

О прилежании преподобного Сергия к традиции исихазма говорит и его постоянное обращение к Пресвятой Троице. Именно Ей он посвятил свой деревянный храм на Маковецкой горке (близ села Радонеж). Обычай освящать монастырь или хотя бы храм во имя Троицы остался у всех учеников преподобного, а также и у последователей Сергиевой монастырской традиции. Библиотека Троице-Сергиевой лавры по сей день хранит древнейшие славянские списки сочинений Григория Синаита — великого учителя Иисусовой молитвы. Знакомство с богословием исихазма прослеживается и в работах иконописцев «Сергиева круга» — преподобного Максима Грека, преподобного Андрея Рублева: легендарная «Троица» — безусловно, отзвук наследия Радонежского старца.

«Вы не сможете жить на этом месте»

Из жития преподобного Сергия явствует, что первоначально он мечтал проводить свои дни в одиночестве и безмолвии. Случайных посетителей преподобный Сергий приглашал помолиться вместе с ним в его деревянной «храмине», но задерживаться надолго и оставаться на ночлег никому не позволял. «Вы не сможете жить на этом месте и терпеть лишения пустыннической жизни: голод, жажду, скорбь, неудобства, бедность и нужду», — говорил он пришельцам. Однако однажды иноки убедили его, что Господь подаст им силы. Убедившись в их вере, Радонежский молитвенник разрешил им остаться. Так было положено начало будущему Троицкому монастырю.

Преподобного Сергия нередко считают основоположником русского монашества. И в наши дни преподобного особенно почитают люди монашеского звания. Епифаний Премудрый называет Сергия «начальным общежителем» на Руси и даже утверждает, что тот первым утвердил общежительный устав в монастырях Московской земли. На самом деле общежительный устав бытовал на Руси еще до монгольского нашествия: он был введен еще преподобным Феодосием Печерским в Киевской Печерской лавре, но просуществовал недолго. Другое дело, что именно с преподобного Сергия Радонежского начинается действительно «золотой век» русского монашества.

Известно, что ко времени преподобного Сергия на северо-востоке русских земель практически не осталось монахов. Желающих посвятить жизнь Богу было крайне мало, монастырей не было. Само понимание монашеского подвига в обществе было заметно искажено: постриг рассматривался как привилегия знати, как своеобразный «пропуск в рай», доступный лишь избранным. Многие из боярства и княжеских фамилий принимали монашество незадолго до смерти — считалось, что таким образом человек может очиститься от совершенных при жизни грехов.

Преподобный Сергий напомнил Руси об истинном назначении монашества — не возноситься перед людьми, не хвалиться перед Богом своей добродетельностью, но непрестанно молиться и каждодневным трудом очищать душу от греха. Служить не только Богу, но и ближним. То, что большинство русских святых XIV–XV веков монахи, — несомненно, следствие трудов преподобного Сергия. Практически все они принадлежат к так называемому «кругу Сергия Радонежского»: это или ученики великого старца, или ученики его учеников.

«И даже не увидит Царьграда»

Вначале о существовании обители на Маковце почти никто не знал («не вела туда никакая тропа людская», — пишет Епифаний), но спустя немного лет окрестные крестьяне «открыли» монастырь и начали один за другим переселяться поближе к святому человеку. Так вокруг Сергиева монастыря выросли целые деревни (их наследник — современный город Сергиев Посад). Чем привлекал всех этих людей Радонежский игумен?

Вопреки нынешним представлениям о популярном православном священнике, преподобный Сергий не блистал как проповедник и тем более не писал поучительных книг (ни одной строчки, написанной им, не сохранилось до наших дней!). Как повествует Епифаний Премудрый, на Маковец приходили в первую очередь за чудом. Сначала преподный Сергий воскресил умершего мальчика, крестьянского сына. Потом по молитвам преподобного в овраге забил чудотворный источник, вода из которого исцеляла болящих…

Однажды, предсказав течение событий большой политической интриги, преподобный Сергий попал в поле зрения княжеского двора. В 1378 году он предрек гибель Митяя (архимандрита Михаила, приближенного московского князя Дмитрия Ивановича), направленного князем в Константинополь для возведения в московские митрополиты. Преподобный Сергий сказал ученикам, что Митяй не получит желаемого епископства «и даже не увидит Царьграда, потому что он побежден гордостью». Вскоре слова преподобного подтвердились в точности. Митяй в сопровождении большой свиты и великокняжеских бояр отправился на поставление в Константинополь. Доехав по суше до Кафы (нынешняя Феодосия), они сели на корабль и отправились в Царьград по воде, через Черное море. На корабле Митяй внезапно умер.

С тех пор князь Дмитрий безоговорочно слушался Радонежского игумена в решающие моменты своей политической карьеры. Принято считать, что именно после встречи с преподобным Сергием князь решился вступить в легендарное сражение с татарами на Куликовом поле в 1380 году.

Обитель Святой Троицы

Монастырь, основанный преподобным Сергием в радонежских лесах, внешне имел мало общего с современной Троице-Сергиевой лаврой. Храм и все богослужебные сосуды были сделаны иноками из дерева, богослужебные тексты писались на бересте. Первоначально в монастыре, кроме самого преподобного, было всего четыре инока, затем, по преданию, собралось 12 монахов — по числу апостолов (тринадцатым был сам Сергий). Преподобный Сергий строго воспрещал братьям принимать милостыню. Пропитание они добывали собственным трудом — выращивали овощи на раскопанных между кельями грядках.

Долгое время в обители не было и священника. Иноки молились непрестанно — в кельях, в церкви, за работой, но для совершения Литургии каждый раз приглашали в обитель кого-либо со стороны. Братья много раз уговаривали Сергия принять священство и игуменство, но тот отвечал отказом и говорил, что хочет «скончаться в иноках на этом месте». Лишь когда насельники пригрозили Сергию, что покинут обитель, преподобный согласился на поставление. Став игуменом, он не изменил образа жизни — носил старую рясу, участвовал в хозяйственных работах наравне с братией и даже превосходил многих на этом поприще. Он с радостью служил братьям, шил им одежду, готовил еду, носил воду из источника и заботливо оставлял по ведру у каждой келии…

Игумен Сергий скончался в преклонном возрасте (считается, что ему было 78 лет). По преданию, за полгода до смерти Господь открыл ему день, в который он преставится. Во время отпевания от тела старца исходило благоухание, — ученики восприняли это как свидетельство несомненной святости Сергия Радонежского.

Анастасия Коскелло

Другие статьи из рубрики "Имена"

система комментирования CACKLE
5 декабря, понедельник
rss

№ 10 (октябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (октябрь 2014)
ПРАЗДНИК
Торжества в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть II)
/ Острый угол / Инвалиды в Церкви: интеграция, а не резервация (часть I)
/ Интервью / Социальное служение: здесь и сейчас
/ Информация / Церковное попечение об инвалидах в Санкт-Петербурге
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Сила мертвых
/ Имена / Первый русский мистик
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / В гармонии… с собой
/ Приход / Монастырь главного святого
/ Служение / Тридцать шагов до храма
/ Проект / Часовня в поликлинике: развеять страхи
/ Проект / Мягче мягкого и веселее веселого
/ Проект / Футбол на приходе: по свистку настоятеля
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в октябре
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Ответы петербургских священников на актуальные вопросы
Святость — это желание угодить Богу
Покров для студентов