Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

С чего начать изучение Священного Писания?

Мы попытались сформулировать рекомендации, которые будут полезны и новичку в мире библеистики, и более сведущему специалисту.
Раздел: Информация
С чего начать  изучение Священного Писания?
Журнал: № 9 (сентябрь) 2014Страницы: 26 Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 3 сентября 2014

Святые отцы

Самыми популярными в церковной среде комментариями священного текста можно назвать труды святого Иоанна Златоуста и святого Феофилакта Болгарского: первый истолковал почти все книги Священного Писания, второй — только книги Нового Завета (кроме Апокалипсиса). Лучший из комментариев на самый богословски насыщенный текст Нового Завета — Евангелие от Иоанна — оставил святой Кирилл Александрийский. Единственное в восточной святоотеческой традиции толкование на Апокалипсис принадлежит святому Андрею Кесарийскому. А многотомные «Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков» (Тверь: Герменевтика, 2001 — н. в.) дают читателю «объемную панораму» святоотеческой экзегезы: каждая строчка Священного Писания сопровождается отрывками из различных святоотеческих толкований.

Проповедники

Кто чаще всего толкует Священное Писание? Священники в своих проповедях и беседах с прихожанами. Признанной классикой этого жанра считаются беседы митрополита Сурожского Антония: среди многочисленных сборников можно выделить книгу «„Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия“. Беседы на Евангелие от Марка. Главы 1–4» (М.: Даниловский благовестник, 1998). Замечательный библеист-эмигрант архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий Таушев умело «конвертировал» свои научные изыскания (которые сами по себе устарели) в проповеди на злобу дня. Его книга «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи» стала библиографической редкостью, но доступна в интернете (http://www.golden-ship.ru/load/a/averkij_taushev/222). 

Святитель Николай (Велимирович) — не только глубокий богослов, но и яркий литератор: его толкования полны образов, риторических фигур, а некоторые самой своей структурой стимулируют воображение читателя. Например, книга «Толкование заповедей Блаженства. Девять уровней райской пирамиды» (Клин: Христианская жизнь, 2007), где каждой заповеди соответствует глава-этаж.

Популярные толкования

Кроме «Толковой Библии» А. Н. Лопухина (М.: Эксмо, 2013) русскоязычный читатель может изучать Священное Писание вместе с многотомником протестантского ученого У. Баркли «Евангелие на каждый день» (http://www.krotov.info/spravki/history_bio/20_bio/1978barc.html), который позволяет увидеть евангельский текст в историческом контексте, дает общие сведения об авторстве и времени написании книг и при этом не «загружает» читателя подробностями. В стилистике постраничного толкования выполнен и многотомник Н. Т. Райта «Популярный комментарий на книги Нового Завета» (М.: ББИ, 2008–2010). Райт — большой ученый, признанный на Западе знаток Нового Завета — в этих книгах остроумен и информативен.

Научные труды

Если вы хотите пойти в изучении ­Библии еще дальше, для вас — одно из самых компетентных обобщающих исследований о текстах Ветхого Завета как литературно-исторических источниках: «Введение в Ветхий Завет» под ред. Э. Ценгера (М.: ББИ, 2007). Вы станете настоящим биб­леистом во всеоружии, если вдобавок осилите трудночитаемую, но очень полезную книгу Э. Това «Текстология Ветхого Завета» (М.: ББИ, 2001). То же самое можно сказать о двух книгах лучшего в мире знатока новозаветных рукописей Б. Мецгера «Новый Завет. Контекст, формирование, содержание» (М.: ББИ, 2013) и «Текстология Нового Завета» (М.: ББИ, 2013): с них можно смело начинать погружение в мир новозаветной науки.
Среди многочисленных комментариев на отдельные новозаветные тексты выделим книгу петербургской ученой И. Левинской «Деяния Апостолов: Историко-филологический комментарий (Т. 1: М.: ББИ, 1999; Т. 2: СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, Нестор-История, 2008), а также книгу У. Луца «Нагорная проповедь (Мф. 5–7). Богословско-экзегетический комментарий». 

Тимур Щукин

Другие статьи из рубрики "Информация"

система комментирования CACKLE
7 декабря, среда
rss

№ 9 (сентябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (сентябрь 2014)
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Храм Божий в храме науки
/ Интервью / Вузовское благочиние: планы на будущее
/ Информация / Приходы и храмы при вузах Санкт-Петербурга
/ Информация / С чего начать изучение Священного Писания?
/ Информация / Как выбрать детскую Библию?
/ Via Historica / Хоспис: приют для отправляющегося в последнее странствие. Сирия, Рим, Франция, Англия, Россия
ПРОПОВЕДЬ
Крест ‒ это не мучения, а верность
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / Борец за народную Библию
/ Умный разговор / Дипломат меча и мира
/ Умный разговор / Великое искусство толкования
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Из католицизма — в православие
/ Приход / Собор «в разрезе»
/ Служение / Коневец: о летних впечатлениях
/ Служение / Сестры для прощания
/ Служение / Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации: как, кто и зачем?
/ Проект / Конференции о вере в школах: как это делается?
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Опровержение