Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Как выбрать детскую Библию?

Если даже взрослым нужно толковать Библию, что говорить о детях! Как объяснить им смысл священного текста? В магазинах христианской литературы не одна полка отведена «Детским Библиям», «Евангелиям для малышей» и пособиям вроде «Ветхий и Новый Завет в пересказе для самых маленьких».
Раздел: Информация
Как выбрать детскую Библию?
Журнал: № 9 (сентябрь) 2014Страницы: 24-25 Автор: протоиерей Михаил БраверманФотограф: Елена Блинова Опубликовано: 2 сентября 2014
О том, как не потеряться в этом многообразии, какие адаптированные издания больше подходят для детской души, рассказывает заместитель председателя епархиального отдела религиозного образования и катехизации (ЕОРОиК) по благочиниям протоиерей Михаил Браверман.

Не навреди!

Когда же начинаются отношения человека с Богом? С первых дней! Даже можно сказать, с момента зачатия — возникновения жизни, ведь Евангельская история начинается для нас с Благовещения, с того самого момента, в который Бог благоволил стать человеком. Таинственный и невыразимый дар жизни должен наполниться еще знанием о Боге Творце.

Когда, в каком возрасте можно начинать говорить с ребенком о Боге? Конечно, это тот вопрос, который должен решаться внутри семьи: он связан с тем, что сами взрослые думают об участии Бога в их жизни.

А как говорить детям о Боге? Это зависит от личного опыта родителей.

Ну а что читать детям о духовной жизни? Опыт подсказывает: жития святых и Библию, прежде всего Евангелие. Ведь как сказано в уже ставшей классикой «Моей первой Священной истории» священника П. Н. Воздвиженского, впервые вышедшей в 1899 году, «Душа детская легко увлекается хорошими примерами; детское сердце чутко к великим подвигам. А где же найдется больше таких примеров, где встретится больше таких подвигов, как не в Священной истории?»

Библейские тексты легко ложатся на сердце любому человеку, вне зависимости и от возраста, и от образования. Ну кто же в детстве не поймет, что Бог есть Любовь и что люди отнесутся к нам так же, как мы отнесемся к ним? Поэтому можно и нужно читать детям Священное Писание. Но, конечно, не всё, ведь большая часть Библии, в особенности Ветхий Завет, требует для понимания очень много знаний: исторических, лингвистических, богословских. Более того, некоторые места Писания настолько трудны для восприятия, что буквальное их понимание, как предупреждал еще святитель Григорий Нисский, может принести не столько пользу, сколько вред. И потому, безусловно, детская аудитория нуждается в адаптированном библейском тексте.



Старое, но доброе

Первые детские Библии в России появились не так давно, только во второй половине XIX века (надо заметить, что и педагогика — наука довольно молодая). Многие дореволюционные издания вновь стали востребованными, когда после прекращения политики государственного атеизма в них снова возникла необходимость. Вначале их даже переиздавали репринтным способом, в старой орфографии. Для очень многих наших современников — и мирян, и священников — их первой Библией явились те дореволюционные книжки, которые и ныне можно найти на полках церковных лавок. Среди них прежде всего отметим «Священную историю в простых рассказах для чтения в школе и дома» протоиерея Александра Соколова. Она не только переиздается до сего дня, иногда с добавлениями и новыми иллюстрациями (есть даже издание со стихами русских поэтов на библейские темы), но и служит основой для многих новых книг.

Библия для детей



Такую же долгую книжную жизнь получили и некоторые другие дореволюционные издания: уже упомянутая «Моя первая священная история» священника П. Н. Воздвиженского, а также «Главнейшие события Нового Завета в картинках с кратким пояснительным текстом для самых маленьких» С. Горбовой (в переизданном виде она называется «Евангелие для самых маленьких») и «Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа» А. Бахметовой.





Во многих из этих книг в библейскую ткань повествования входят также рассказы о Рождестве Девы Марии и об Ее Успении, и это представляется очень органичным — ведь в сознании Церкви и Писание, и Предание составляют единое Божественное Откровение. Эту тенденцию наследуют и некоторые современные издания.

Современный подход

Самый главный недостаток дореволюционных «Детских Библий» — незнание реалий, в которых живут нынешние дети, а иногда и архаичность языка. Каким именно языком нужно говорить с ребенком, знает прежде всего мама. А если мама филолог и писатель, тогда и может появиться такая замечательная книжка, как «Евангельская история для детей» Майи Кучерской.

Прекрасным детским пособием является и «Новый Завет в изложении для детей. Четвероевангелие». Книга, вышедшая в издательстве Московской Патриархии в 2012 году, содержит не только иллюстрации и карты, но даже раздел исагогики — введение в библеистику.





Отметим также «Евангелие в пересказе для детей» Натальи Давыдовой и труд протоиерея Владимира Чугунова «Евангелие и молитвослов для детей», который включает в себя не только пересказ Евангелия и краткий молитвослов, но еще дает наставление, как вести себя в храме и подготовиться к исповеди. Такой подход вполне закономерен: все стороны духовной жизни взаимосвязаны — знакомство с тем, как Бог открывает Себя в Писании, должно привести к молитве и участии в Таинствах Церкви.



Школа — игра

Мы видим, что в новых изданиях Писания для детей основная роль отводится Новому Завету. И это верно: знакомство с Писанием нужно начинать именно с Нового Завета, ведь в центре всей жизни Церкви находится Господь Иисус Христос. Ветхий Завет ценен для нас прежде всего тем, что он прикровенно (в прообразах и пророчествах) свидетельствует о Христе. Но для детей ветхозаветная история особо интересна своей образностью: сюжеты о днях творения или исходе из Египта легко ложатся в основу детского рисунка и таким образом становятся уже не просто услышанными, но даже пережитыми. Значение иллюстрации в детской книге вообще, и Библии в частности, трудно переоценить. Принятая в современной психологии сенсорная типология различает визуальный и аудиальный тип восприятия информации. Для очень многих увидеть гораздо важнее, чем услышать, и для детей тем более иллюстрация — это еще одна возможность запомнить услышанное. Хорошо оформленную детскую Библию могут сопровождать как гравюры Гюстава Доре, так и современные рисунки — иногда даже в духе комиксов, как, например, работы художника Тони Вульфа в «Детской Библии», пересказанной А. Головановой. Важна не стилистика, а общий уровень художественного оформления книги. Отметим и то, что современное пособие для детей в идеале должно не только быть красивым, но и включать в себя медиа — аудио- и видеоприложения, но пока мы не встречаем таких комплектов в книжных магазинах.





Еще в XVII веке создатель первой педагогической системы епископ Чешкобратской Церкви Ян Коменский (он, кстати, автор методики наглядного обучения и классно-урочной системы) предложил концепцию «школа — игра». Эта идея живет и поныне: в 2013 году Санкт-Петербургским предприятием «Новое Поколение», где учатся и работают трудные подростки, была разработана и выпущена настольная детская игра «Ветхий Завет». Цель этого начинания (которое продолжит следующая игра, «Новый Завет») — познакомить детей, а иногда и их родителей, с миром Священного Писания. Знание библейских историй необходимо всякому человеку: и ребенку, и взрослому, и даже тому, кто, кажется, еще далек от религиозной жизни. Ведь если молодые люди не познакомятся с Писанием хотя бы на уровне сюжета, то в будущем для них окажется закрытой практически вся мировая культура: они не поймут, о чем «Страсти» Баха, полотна Рембрандта и книги Достоевского, не увидят библейских аллюзий в современном кинематографе. Ну а для нас, людей Церкви, очевидно, что без Священного Писания человечество не узнает и не поймет, кто мы для Бога и кто Он для нас, не осознает, что Он наш Отец, а мы Его дети. 

Книги предоставлены книжным домом «Глагол»
Все фотографии

Другие статьи из рубрики "Информация"

система комментирования CACKLE
4 декабря, воскресенье
rss

№ 9 (сентябрь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (сентябрь 2014)
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Храм Божий в храме науки
/ Интервью / Вузовское благочиние: планы на будущее
/ Информация / Приходы и храмы при вузах Санкт-Петербурга
/ Информация / С чего начать изучение Священного Писания?
/ Информация / Как выбрать детскую Библию?
/ Via Historica / Хоспис: приют для отправляющегося в последнее странствие. Сирия, Рим, Франция, Англия, Россия
ПРОПОВЕДЬ
Крест ‒ это не мучения, а верность
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / Борец за народную Библию
/ Умный разговор / Дипломат меча и мира
/ Умный разговор / Великое искусство толкования
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Из католицизма — в православие
/ Приход / Собор «в разрезе»
/ Служение / Коневец: о летних впечатлениях
/ Служение / Сестры для прощания
/ Служение / Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации: как, кто и зачем?
/ Проект / Конференции о вере в школах: как это делается?
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Опровержение