Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Кочевники в Петербурге

Петербург всегда был многонациональным городом, всегда на первый план в нем выступали личные качества, а не национальность или вероисповедание человека. Самые разные люди веками умудрялись жить здесь в мире, не ставя это себе в заслугу и не видя в этом ничего необычного. При этом диаспоры «скреплены» изнутри совершенно по-разному. Маленькая община бурятов сохраняет единство только благодаря «религиозному фактору». Много ли мы знаем о бурятах? Как выживают вдали от степного, вечно синего неба их наречие, кухня и, главное, вера, центр которой — известный всем петербуржцам буддийский дацан на Приморском проспекте?
Для петербургских бурят нет никакого противоречия в том, чтобы верить шаманам и ходить в дацан
Журнал: № 6 (июнь) 2014Автор: Андрей Гориченский Опубликовано: 30 июня 2014

История одного дацана

Буряты — кочевой народ. По историческим меркам совсем недавно они жили в юртах, занимались скотоводством, перебираясь с места на место. Сейчас в мире примерно 620 000 бурят. Около половины из них живет в Бурятии, в Петербурге — примерно две тысячи. В Москве — до пяти. В Санкт-Петербурге и Москве в бурятских семьях обычно до трех детей, в деревнях и самой Бурятии — до пяти. Среди бурят в обеих столицах много врачей и учителей.

Приезжать в Санкт-Петербург буряты начали еще в XVIII веке. Чаще всего они получали здесь образование и возвращались на родину. Но некоторые оставляли заметный след в истории имперской столицы. Например, бурят Петр Бадмаев, специалист по восточной медицине, был личным врачом императора Александра III. Находясь на службе у государя, он принял православную веру. В его дом на Поклонной горе и после революции стекались страждущие со всего города.

В древности основной религией бурят был шаманизм, но в XVI веке они приняли буддизм. В 1915 году в Петербурге был построен самый северный в мире буддийский храм — дацан Гунзэчойнэй (в переводе с китайского: «Источник святого учения всесострадающего владыки-отшельника»). Вокруг него и начала формироваться буддийская община, состоящая, главным образом, из калмыков и бурят. В 1919 году дацан был разграблен, позже закрыт. Здание вернули буддистам только в 1990 году. Дацан — не просто религиозный центр: это и монастырь, и духовная школа. В петербургском дацане практикуется восточная медицина, есть воскресная школа, обучают искусству медитации. В столовой можно отведать традиционное бурятское блюдо — буузы, паровые пельмени в форме цветков лотоса. Для бурятского народа дацан играет консолидирующую роль. Любопытно, что, хотя бурят в столице почти вдвое больше, но дацана в Москве нет, поэтому нет и единой бурятской общины.

Маленькая община бурятов сохраняет единство только благодаря «религиозному фактору»
Маленькая община бурятов сохраняет единство только благодаря «религиозному фактору»


Цветок чабреца

Бурятский этнос известен своей музыкой, сказаниями, народным танцем ёхор. Сохранением бурятской культуры в Петербурге занимается благотворительный фонд «Ая-Ганга» (переводится с бурятского как «цветок чабреца»; чабрец — любимое благовоние бурят). У бурятской общины есть свой художественный коллектив с таким же названием — «Ая-Ганга», и свой оркестр.

— В нашей воскресной школе преподаются история, обычаи и традиции бурят, наш язык, — рассказывает руководитель художественного коллектива Наталья Буянтуева. — К нам приводят детей из бурятских семей или от смешанных браков. В таких семьях рождаются очень красивые дети. Смешанный брак — это, как правило, мама-бурятка и папа-русский. На сохранение культурных традиций это обычно не влияет — в бурятских семьях воспитанием детей всегда занимается мама.

Руководитель художественного коллектива Наталья Буянтуева
Руководитель художественного коллектива Наталья Буянтуева

В школе при дацане детям обязательно рассказывают о том, как жили их далекие предки. Сегодня в юртах, конечно, никто уже не живет, но в бурятских деревнях до сих пор почти у каждой семьи есть крупный рогатый скот.

— У каждого из нас есть члены семьи на родине, — продолжает Наталья Буянтуева. — Для бурят очень важны родственные связи. Летом всех детей отправляют в Бурятию к дедушкам и бабушкам. Но не только туда: у нас друзья и родные по всему миру. Много бурят в Эстонии: мы с творческим коллективом каждый год ездим в Таллинн отмечать день Старого города, знакомим эстонцев с традиционными бурятскими песнями и танцами.

Главная проблема бурят в Санкт-Петербурге такая же, как и у почти всех этнических групп в Петербурге — язык. Почти все дети из бурятских семей, родившиеся в нашем городе, на бурятском не говорят или знают только его основы. Воскресная школа в дацане не может принять всех желающих: для занятий отведен только один кабинет, расширение, увы, пока не по силам.

Буряты и их друзья

Считается, что на территорию Бурятии буддизм пришел из Монголии. Вместе с религией буряты переняли достижения культур народов Тибета, в частности тибетскую медицину. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось одиннадцать дацанов и 150 штатных лам. В 1916 году в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам. Дацан Гунзэчойнэй на Приморском проспекте принадлежит к тибетской школе Гелугпа, которая делает акцент на нравственности, монашеской дисциплине и тщательном изучении вероучения.

— Христианизации в свое время подверглись только западные буряты, живущие в Иркутской области, — рассказывает лама Ширап Жамсо (Вячеслав Нанзатов). — Сегодня примерно 50% бурят буддисты, остальные — православные, шаманисты и неверующие. Среди петербургских бурят буддизм и шаманизм не так уж сильно разделены. Для них нет никакого противоречия в том, чтобы верить шаманам и ходить в дацан. А буддисты могут принимать участие в шаманских обрядах.

— В Гунзэчойнэй я каждый вторник читаю лекции по буддийской философии, — рассказывает один из преподавателей дацана выходец из Таиланда Аджан Пхра Чатри Хемапандха. — Ко мне приходят студенты, преподаватели, психологи. В Петербургском дацане акцент сделан на богослужениях, а нужно, чтобы на учении. В Таиланде монастыри — это оплоты мудрости, образования, а сюда люди приходят как на экскурсию.

Один из преподавателей дацана выходец из Таиланда Аджан Пхра Чатри Хемапандха
Один из преподавателей дацана выходец из Таиланда Аджан Пхра Чатри Хемапандха

Буряты тесно общаются с другими этносами. Самые близкие среди них — монголы: один язык, одна вера, истории этих народов во многом созвучны. В дацан приходят и калмыки, и тувинцы, по большим праздникам — китайцы, вьетнамцы, индусы. Захаживают и тайцы. В Санкт-Петербурге примерно тридцать тайских студентов. Еще около ста тайцев работают в нашем городе поварами и массажистами — это основные востребованные здесь занятия выходцев из Таиланда. Для них в 2006 году был открыт еще один буддийский храм — Буддавихару (в переводе с тайского «обитель Будды») в поселке Горелово. Стоит добавить напоследок, что в подавляющем большинстве своем буряты очень доброжелательны, внимательны к появлениям духовного в повседневности и открыты для разумного диалога

Андрей Гориченский


Все фотографии

Другие статьи из рубрики "Крупный план"

система комментирования CACKLE
9 декабря, пятница
rss

№ 6 (июнь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (июнь 2014)
ПРАЗДНИК
9 июня — День Святого Духа
9 июня — День Праведного Иоанна Русского, исповедника (†1730)
АКТУАЛЬНО
Православным Петербурга не хватает инициативы?
Митрополит Варсонофий: главное — личный пример
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Национальности большие и маленькие
/ Интервью / Не терпимость, а взаимное уважение
/ Крупный план / Кочевники в Петербурге
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Старое и новое
/ Имена / Особенная ветвь
/ Умный разговор / Накануне Нового Завета
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / Диакон Андрей Мальков
/ Ленинградский мартиролог / Владимир Шкловский (1889–1937)
/ Приход / Троице-Измайловский собор
/ Служение / Игра на всю жизнь
/ Служение / Священник и тюрьма
/ Служение / Рассказ кита, который поглотил Иону
/ Из окна в Европу / Путешествие в Страну Див
/ Место жительства - Петербург / Два с половиной века Владимирского собора
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в июне
/ День седьмой / Летняя «Академия»
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Современная иконопись: пути развития
Протоиерей Виктор Московский: Ксения Блаженная отдала нам всю свою жизнь
Кочевники в Петербурге