Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Летняя «Академия»

С 29 июня по 19 июля проходит фестиваль «Академия православной музыки». На самом деле, называть «Академию» просто фестивалем не очень правильно: она включает в себя не только концерты, но и лекции, экскурсии, мастер-классы известных музыкантов… Всё это — для участников форума, задавшихся целью за летние месяцы усовершенствовать свои знания в области церковной музыки.
Дивна Любоевич
Журнал: № 6 (июнь) 2014Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано:

Первый среди июльских концертов «Академии» — выступление Нижегородского старообрядческого хора под руководством Алексея Шишкова в Белом зале Шереметевского дворца (2 июля). Нижегородский хор — вполне типичный старообрядческий коллектив. Поют они своеобразно: без стремления к внешней красивости, зато с особенным вниманием к нюансам и оттенкам традиционных распевов. Даже если вы больше любите академичную манеру исполнения духовной музыки, пропускать этот концерт не стоит: кто знает, может быть, именно так звучали церковные песнопения 300–400 лет назад?

Мужской хор «Древнерусский распев» под руководством Анатолия Гринденко (4 июля, Государственная академическая капелла) не менее ревностно относится к исторической достоверности песнопений, но в то же время не отказывается от «багажа», наработанного в исполнении классической музыки. Небольшой коллектив состоит сплошь из первоклассных вокалистов с отличными голосами — неудивительно, что им удается достичь идеального ансамбля и показывать богатую палитру хоровой звучности.

На концерте 4 июля хор Гринденко исполняет как одноголосные, так и многоголосные песнопения (в том числе «строчные» — оригинальный древнерусский стиль, в чем-то пересекающийся с грузинским многоголосием), а также стихиры Иоанна Грозного (да, этот царь-деспот увлекался церковной музыкой и вполне профессионально сочинял песнопения).

Традиционно один из концертов «Академии» проходит в Великом Новгороде, на территории Ярославова дворища (12 июля). Хотя в Средние века на дворище особо не пели (здесь велась торговля и собиралось вече), сейчас тут нередко устраивают концерты под открытым небом. Особенно убедительно в окружении исторической архитектуры звучит средневековая музыка. Откроет концерт талантливый сербский коллектив «Святой Стефан Дечанский» (также он даст отдельный концерт 10 июля в Санкт-Петербургской капелле), а главным его участником станет сводный хор «Академии православной музыки».

Формат сводного хора или оркестра предполагает, что его участники в обычное время не составляют единый коллектив. Они собираются для участия в каком-либо образовательном проекте, некоторое время репетируют вместе и дают несколько концертов. Несмотря на то, что музыканты объединяются лишь на время (а может, благодаря этому) слушать сводные хоры всегда интересно: и из-за величины состава, и потому, что такой коллектив каждый год имеет новое «лицо».

Как показывает практика, сводный хор «Академии» каждый год звучит очень по-разному — в зависимости от того, какие мастера приглашены для работы с ним. В концерте на Ярославовом дворище хором дирижируют хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко и руководитель фольклорного ансамбля «Сирин» Андрей Котов. Позже, 16 июля, в капелле, вместе с коллективом выступят такие разные музыканты, как Дивна Любоевич (Сербия), Никола Попмихайлов (Сербия), монахиня Иулиания (Беларусь), Константинос Кутрупис (Греция), Анатолий Гринденко (Москва), Георгий Сафонов (Москва), Альберт Мишин (Вологда), Татьяна Швец (Санкт-Петербург), Сергей Старостин (Москва) и Алексей Жуков (Санкт-Петербург). Вот уж где сводный хор должен продемонстрировать максимальное разнообразие стилей и манер исполнения!

Каждый год «Академия православной музыки» старается представить публике исторические раритеты. Два последних года в рамках «Академии» проходила Литургия древних распевов, а в этом будут исполняться песнопения из чина Освящения храма по древнерусским певческим рукописям XVII века (храм святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры, 7 июля). Наряду со сводным хором в этом концерте принимают два конкурирующих древнерусских ансамбля Санкт-Петербургской консерватории: «Ключ разумения», поющий в аутентичной манере, и более классичный ансамбль «Знамение», а также Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря.

Екатерина Юсупова

Подробнее программу смотри здесь: http://globus.aquaviva.ru/events/?id=117443

Другие статьи из рубрики "День седьмой"

система комментирования CACKLE
9 декабря, пятница
rss

№ 6 (июнь) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (июнь 2014)
ПРАЗДНИК
9 июня — День Святого Духа
9 июня — День Праведного Иоанна Русского, исповедника (†1730)
АКТУАЛЬНО
Православным Петербурга не хватает инициативы?
Митрополит Варсонофий: главное — личный пример
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Национальности большие и маленькие
/ Интервью / Не терпимость, а взаимное уважение
/ Крупный план / Кочевники в Петербурге
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Старое и новое
/ Имена / Особенная ветвь
/ Умный разговор / Накануне Нового Завета
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / Диакон Андрей Мальков
/ Ленинградский мартиролог / Владимир Шкловский (1889–1937)
/ Приход / Троице-Измайловский собор
/ Служение / Игра на всю жизнь
/ Служение / Священник и тюрьма
/ Служение / Рассказ кита, который поглотил Иону
/ Из окна в Европу / Путешествие в Страну Див
/ Место жительства - Петербург / Два с половиной века Владимирского собора
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в июне
/ День седьмой / Летняя «Академия»
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Современная иконопись: пути развития
Протоиерей Виктор Московский: Ксения Блаженная отдала нам всю свою жизнь
Кочевники в Петербурге