Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лампочка Яблочкова

Весной 1879 года, 135 лет тому назад, впервые улицы Петербурга были освещены новым, необычным «белым ярким, но не режущим глаз, а мягким светом»… Наступила новая эра — эра электрического освещения. Фонари инженера Павла Николаевича Яблочкова были поставлены на площади у Александринского театра.
Журнал: № 5 (май) 2014Страницы: 28-30 Автор: Сергей Бабушкин Опубликовано: 14 мая 2014

Налог на свет

Уличное освещение как таковое появились в нашем городе гораздо раньше: в 1718 году по указу Петра I фонари были установлены у Зимнего дворца и Адмиралтейства. Проект этих фонарей разработал архитектор Ж.-Б. Леблон, а изготавливались они на заводе в Ямбурге, принадлежавшем правой руке императора князю Меньшикову. Чуть позже Петр отдал распоряжение обеспечить уличными фонарями весь центр столицы. Но, чтобы выполнить это распоряжение, требовалось решить непростую задачку: уличное освещение предполагалось устроить за счет горожан, а налоговая нагрузка была и так велика. В результате было решено ввести специальный налог: «по копейке с кв. сажени в Первой и Васильевской частях, по деньге с Петербургской, Казанской и Спасской частей и по полушке с Литейной и Выборгской». В результате собиралось почти 6 тыс. рублей, а оставшиеся 9 тыс. получали за счет других налогов, переданных в ведение канцелярии генерал-полицмейстера. На эти деньги было установлено 895 фонарей, а на уход за ними и топливо (конопляное масло) требовалось 7 836 рублей ежегодно.

Налог на освещение улиц действовал до 1802 года, до специального указа Александра I. Теперь освещение улиц следовало производить из городских доходов. Чуть позже император ввел еще одну мудрую поправку: казенные учреждения и инославные храмы должны были платить городу за мощение и освещение улиц и площадей, находящихся перед ними.

Подрядчик — честности не образчик


В течение XVIII века число фонарей выросло втрое. Обслуживали их фонарщики, состоявшие на службе в полиции. В ведении каждого фонарщика находилось 20 фонарей, за них он получал 18 рублей в год плюс натуральное довольствие. Таким образом система работала до 1788 года, когда Екатерина II решила «приватизировать» городское освещение. Договор на четыре года, впоследствии продленный, был заключен с купцами Нестеровым и Михайловым. Подрядчики должны были обслуживать фонари, за что получали около 35 тысяч рублей в год. Осветительный сезон был определен с 1 августа по 22 апреля. Фонари должны были гореть от сумерек до трех часов ночи (либо до восхода луны). За качеством исполнения подрядчиком своих обязанностей должны были следить два члена городской управы благочиния.
Но ни подрядчик, ни городские власти не отличались особо скрупулезным соблюдением условий договора. Подрядчик зажигал не все фонари, а через три или четыре, и гасил их раньше срока. Городские же власти уже к 1792 году задолжали казне 20 тысяч рублей.

В связи с этими неувязками при Александре I обслуживание фонарей вновь вернули в ведение полиции. Фонарная команда состояла из брандмайора (с жалованием 33 рубля 33 коп. в месяц), двенадцати брандмейстеров (жалование 16 руб. 16 коп.) и двухсот фонарщиков. Рядовой фонарщик помимо жалования (2 руб. 97 коп.) получал еще и харчи (на 2 руб. 75 копеек), а также бесплатное жилье. Масло для заправки фонарей город отпускал фонарной команде натурой, под расписку брандмайора.

Газ, масло или спирт?


Тем временем в уличном освещении произошла технологическая революция. Для освещения стал применяться совершенно новый вид топлива — газ. Впервые он был применен в Лондоне в 1813 году, а через три года новшество дошло и до России. В те времена применялся газ, полученный путем сухой перегонки топлива (чаще всего это был уголь). Такой газ накапливали в больших газгольдерах — их огромные кирпичные цилиндры и посейчас сохранились в разных местах нашего города.

В 1835 году было образовано «Общество освещения газом Санкт-Петербурга». Свой газовый завод оно разместило на участке между нынешними Московским проспектом и Заозерной улицей, а трубопровод через Обводный канал был перекинут по мосту, получившему от этого название Газовый (название моста сохранилось до сих пор). В 1839-м в центре Петербурга были установлены первые 204 газовых фонаря, они заменили 215 масляных. Все технологическое оборудование импортировалось из Англии (так же как и уголь). Оформлял газовые фонари Огюст Монферран.

Газольдер
Газ для освещения накапливали в газгольдерах — огромный кирпичный цилиндр одного из них мы и сегодня видим на берегу Обводного канала

Газовое освещение Петербурга значительно расширилось с появлением в 1858 году нового «Общества столичного освещения», построившего газовые заводы на Васильевском острове и на Обводном канале. Газгольдеры этого завода мы можем в наши дни увидеть на берегу Обводного канала, газ в них, правда, уже давно не хранят. Они долго пустовали, пока в 2011-м году в них не поселились мотоцентр «Рок-гараж» и автомастерская Wild side». Общество организовало освещение Васильевского острова и улиц «незаречной» (т.е. лежащей на левом берегу Невы) части Петербурга.

В 1863 году член Городской думы Демчинский представил доклад, из которого следовало, что масляное и спиртовое освещение мало того что дает меньше света, чем газовое, так еще и стоит дороже! Причины этому он видел как в повышении цен на топливо, так и в хищениях его. После этого доклада Дума, наконец, решилась полностью перевести освещение города на газ, но ее ожидал неприятный сюрприз — газовые компании категорически отказались от этого предложения. Газовики сочли, что прокладка газопроводов в новые районы не окупится доходами, полученными за освещение улиц.
В это же время появилось новое, более современное топливо — керосин; им можно было заменить и масло, и спирт. Отцы города решили подойти к делу на научной основе. Была образована специальная комиссия, которая провела сравнительные испытания масляных, спиртовых и керосиновых фонарей разных конструкций. Как и следовало ожидать, они продемонстрировали полное превосходство керосина, и эпоха масла (а вместе с ним и спирта) завершилась окончательно.

Однако развитие газового освещения шло своим чередом. В 1870 году газовые фонари добрались до Петроградской и Выборгской сторон, так что керосиновое освещение осталось только на окраинах города. Интересно сравнить условия, на которых город заключал контракты с газовыми компаниями. С каждым разом они становились все более жесткими. Если «Общество освещения газом Санкт-Петербурга» было создано с неограниченным сроком действия, то срок действия «Общества столичного освещения» уже был ограничен 50-ю годами (после этого все имущество общества переходило во владение города). А в договоре с купцом Крюгером, организовавшим освещение Петроградской и Выборгской сторон, оговаривался уже не только срок действия общества (все те же 50 лет), но и выставлялись жесткие технические условия на яркость свечения фонарей, уровень давления газа в трубах и его химический состав.

Эра электричества


Развитие техники не стояло на месте, и электричество начало теснить газ. В 1879 году опыты уличного освещения посредством электричества были проведены на Дворцовом мосту и на площади у Александринского театра (ныне не сохранились). Вот как писали в «Известиях» об этих опытах: «Ежедневно от 10 до 12 часов показывали публике опыт мгновенного тушения и зажигания четырех электрических фонарей… причем публика предварялась об этом свистками… Потухание было однажды в одной цепи в четыре фонаря, зависевшее исключительно от временного устройства. Мальчик, пробежавший по скверу за сторожем, споткнулся о протянутый через дорожку проводник электрического тока и оборвал его в месте связи… 12-сильный локомобиль служил до 26 апреля для горения 12 фонарей в 350 свечей каждый».

Первым местом, где было устроено постоянное уличное электрическое освещение, стал Литейный мост, на котором товарищество «Яблочков и Ко» установило 12 дуговых электрических фонарей (не сохранились). Через три года товариществу «Электротехник» было предоставлено право на электрическое освещение части Невского проспекта от Морской улицы (сейчас это Большая Морская улица) до Фонтанки в течение четырех лет. Электрические фонари заработали в 1884 году. Ток они получали от небольшой электростанции, находившейся за Казанским собором (электростанция не сохранилась). Товарищество «Электротехник» на Невском проспекте сменило основанное в 1886 году «Общество электрического освещения». Сеть его фонарей покрывала большую территорию — Невский проспект вплоть до Знаменской площади (ныне площадь Восстания) и Морскую улицу вплоть до Поцелуева моста. Электричество шаг за шагом вытесняло другие способы освещения.

Само по себе уличное освещение не приносило больших доходов. Гораздо выгоднее было обеспечивать электроэнергией частные дома и квартиры. Но чтобы проникнуть на петербургский рынок торговли электричеством, предпринимателям приходилось заключать с городскими властями типовой договор. А в рамках этого договора прописывалась обязанность установить за свой счет электрическое освещение на определенных улицах.
Впрочем, ни газ, ни керосин не собирались сдаваться без боя. Вторую жизнь традиционным видам топлива придало изобретение калильных сеток (изготовленные по специальной технологии сетки, содержащие оксиды редкоземельных металлов — тория, церия и т.п.). Использование таких сеток позволяло превращать в видимый свет значительную часть энергии, которая прежде тратилась на тепловое излучение. Это изобретение впервые было применено на улицах города в 1898 году. Об эффективности его мы можем судить по эксперименту, проведенному городскими властями Петербурга: газовая горелка с сеткой при меньшем расходе газа повысила яркость свечения более чем в четыре раза! За счет применения калильных сеток газовому освещению иногда даже удавалось брать реванш (так, в 1906 году электрическое освещение Васильевского острова вновь заменили на газ).

Фонарь у Летнего сада
Классицизм с приверженностью к военной атрибутике — типичное оформление фонарей и построек в районах, прилегающих к Летнему саду

Газ и керосин очень медленно сдавали свои позиции. Еще в 1914 году в городе на 3 020 электрических приходилось 2 505 керосиновых и 8 425 газовых фонаря, а в целом газовые и керосиновые фонари стали достоянием истории только в середине 1930-х годов.

Электрическое освещение совершенствовалось. Дуговые лампы сменились более экономичными лампами накаливания. С конца 1950-х годов их стали заменять газоразрядные источники света. Сперва это были ртутно-гелиевые лампы, дававшие «холодный» белый свет, а с 1978 года их потеснили дуговые натриевые лампы с «теплым» желтым светом. Именно такие лампы и освещают сейчас наш город.
А соприкоснуться с историей уличных фонарей мы можем на Одесской улице, недалеко от Смольного. Именно здесь русский электротехник Александр Лодыгин проводил первые опыты с электрическими фонарями. Теперь здесь, напротив памятной доски на стене его мастерской, стоят копии самых разных фонарей — масляных, спиртовых, газовых, керосиновых, электрических, — в разное время освещавших наш город, а рядом с ними сидит уставший бронзовый фонарщик.

копии разных фонарей
На Одесской улице можно увидеть копии самых разных фонарей — масляных, спиртовых, газовых, керосиновых, электрических, — в разное время освещавших наш город, а рядом с ними сидит уставший бронзовый фонарщик

Сергей Бабушкин
Все фотографии

Другие статьи из рубрики "Место жительства - Петербург"

система комментирования CACKLE
10 декабря, суббота
rss

№ 5 (май) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (май 2014)
ПРАЗДНИК
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
3 мая исполняется 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
АКТУАЛЬНО
Митрополиту Владимиру — многая лета!
ПОДРОБНО
/ Острый угол / По доброй воле
/ Крупный план / Где молился, там и пригодился
/ Информация / Волонтеры рядом с Церковью
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Работа психиатра «там» и «здесь»
/ Имена / Священник по преимуществу
/ Умный разговор / Самотождество во Христе
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Олег Малько
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Михаил Чельцов (1870–1931)
/ По душам / Пером и шпагой
/ Приход / Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе
/ Служение / Слово в эфире
/ Служение / Мой прадед — герой!
/ Место жительства - Петербург / Лампочка Яблочкова
/ Подари журнал / «Подари журнал!» Кому?
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыка в мае