Глазами ребенка, глазами мастера

В петербургском Государственном музее истории религии открыта выставка «Сергий Радонежский», посвященная 700‑летию со дня рождения подвижника. Основу ее составили экспонаты из фондов ГМИР, работы заслуженного художника России Юрия Люкшина и рисунки юных участников его мастер-классов.
«Святая Троица». Анна Емельянова, 12 лет (воспитанница Этнокультурного Центра «Китежград» ДДТ «Измайловский», педагог М. А. Никольская). Работа создана на мастер-классе Ю. К. Люкшина. 2007 год. Бумага, гуашь. 43 х 61
Журнал: № 4 (апрель) 2014Страницы: 50-51 Автор: Андрей Гориченский Опубликовано: 11 апреля 2014

Как попасться

Чтобы увидеть экспозицию «Сергий Радонежский», нужно подняться на самый верх музея, в атриум, под стеклянный колпак. Сначала вы наверняка будете сбиты с толку: рядом с каноническими иконами и живописью передвижников — детские работы, рассказывающие о том, как маленькие художники понимают образ преподобного. Но стоит остановиться перед любым экспонатом, впустить в себя мелодию хора, которая звучит там всё время, и вот вы уже попались… «Здесь каждый экспонат можно рассматривать часами», — считает искусствовед Мария Люкшина.

Любимый старец

Сергий Радонежский, наверное, самый почитаемый русский святой и ключевая фигура русской истории. Про приход Дмитрия Донского к старцу перед Куликовской битвой читали все еще в школе. Для русского народа преподобный Сергий был образцом смирения, трудолюбия, лучших человеческих качеств. А для учеников и последователей преподобного он в первую очередь — носитель исихастской традиции.

«Явление Богоматери преподобному Сергию». Юрий Люкшин. 2007 год. Бумага, смешанная техника. 83,5 х 59
«Явление Богоматери преподобному Сергию». Юрий Люкшин. 2007 год. Бумага, смешанная техника. 83,5 х 59

Как известно, исихасты — это монахи, которые практикуют внутреннюю молитву, стремясь достичь полного духовного единения с Богом. Учение о реальности богообщения, о видении Фаворского света — самое сердце православной традиции. Образ Фаворского света явлен в работах Андрея Рублева и иконописца Дионисия. Художники светские тоже не забывали о нем: например, во второй половине XX века, прожив искания супрематизма, к видению Фаворского света как образующей силы построения чаше-купольного пространства художественного полотна пришел Владимир Стерлигов. Фаворский свет является центральным образом и картин Юрия Люкшина. А преподобный Сергий Радонежский — основной персонаж его картин на протяжении нескольких десятилетий.
Разнообразие выставленных работ поражает. В экспозиции можно увидеть житие Сергия Радонежского, написанное Екатериной II, иконы XIX века из петербургского Феодоровского собора, живопись Нестерова и Васнецова — и детские работы. «Нам было важно показать в духовном единстве детские рисунки, работы современного православного художника и намоленные иконы из музейного собрания. Они очень органично сочетаются», — рассказала Мария Люкшина.

Красиво значит правильно

Значительную часть выставки занимают детские работы — вариации на темы тех или иных произведений признанных мастеров. Еще в 1998 году Юрий Люкшин запустил программу «Краски добра»: всякий раз, выставляясь где-либо, художник проводит мастер-класс для детей. Его учениками могут стать учащиеся художественной гимназии, общеобразовательной школы или, например, интерната для слабовидящих детей. Юные художники вместе с учителем рассматривают картины, выставленные в музее, а затем пытаются передать свое ощущение от наиболее впечатлившего их сюжета. Мастер дает им возможность не торопясь, сосредоточенно и вдумчиво, рассказать о своем — пускай наивном и незрелом — понимании русской истории, веры и святости. Часто дети работают над одной картиной по двое, по трое. «Нужно учиться рисовать вместе», — говорит Юрий Константинович.

«Явление старца отроку Варфоломею» (интерпретация картины Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Анастасия Кузьмина, 13 лет, Диана Корчагина, 11 лет, Юлия Кубракова, 12 лет (воспитанницы студии «Преображение» ГОУ ДОД ДДТ «Преображенский», педагог Т. С. Кирпичева). Работа создана на мастер-классе Ю. К. Люкшина. 2013 год. Бумага, гуашь. 61 х 86
«Явление старца отроку Варфоломею» (интерпретация картины Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею»). Анастасия Кузьмина, 13 лет, Диана Корчагина, 11 лет, Юлия Кубракова, 12 лет (воспитанницы студии «Преображение» ГОУ ДОД ДДТ «Преображенский», педагог Т. С. Кирпичева). Работа создана на мастер-классе Ю. К. Люкшина. 2013 год. Бумага, гуашь. 61 х 86

Самыми «популярными» среди детей оказались Спас кисти Андрея Рублева из Звенигородского чина и картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Образ Спаса по-своему увидела шестилетняя девочка Лада Пономарева. Как рассказывает Юрий Константинович, «ей хотелось отразить свое отношение, Его лик и глаза, смотрящие в вечность». Про рисунки на сюжет картины Нестерова художник говорит детям так: «Посмотрите, какой отрок светлый. Словно горящая свеча. Вот и попробуйте это передать...»

Детские работы, которые были отобраны для выставки, тоже в какой-то мере проникнуты идеей Фаворского света. «Нам хотелось хоть как-то передать исихастский опыт, — объясняет Юрий Люкшин. — Я говорил: „Дети, берем краски, черный изымаем, рисуем только светлыми, чтобы светло было изнутри и снаружи“». «Мы не обучаем рисовать, мы пытаемся зародить в ребятах красоту православия, — добавляет Мария Анатольевна. — У детей очень сильно развито духовное ощущение этого мира. Смотрите, вот Сергий Радонежский у Васнецова. Образ могущественный, техника безупречна, а духовности нет. А дети способны передать ее в нескольких неумелых штришках». Юрий Константинович тоже считает, что с детьми работать несложно: «Мы входим в этот мир словно в белых одеждах. Дети чисты, непорочны. А рисовать — значит создавать прекрасное. Рисовать красиво значит рисовать правильно».

Будьте как дети

Юрий Константинович и Мария Анатольевна Люкшины — люди сами по себе удивительные. У них потрясающая манера общаться: они наперебой взахлеб рассказывают о том, что их волнует и радует. Возникает ощущение, что они знают о своих любимых героях, о художниках вообще всё. Их переполняет любовь к искусству — не дай Бог вам при них обронить не­осторожное слово о творчестве Нестерова. С ними легко; беседовать можно очень долго… Выставка затягивает точно так же, как общение с Люкшиными. Хочется застыть под хор голосов, звучащий в зале и, как сомнабула, перемещаться от картины к картине. Спорить внутри себя, должен здесь быть этот экспонат или нет, что он значит. Забывать, что за пределами есть реальный мир, в который надо возвращаться, куда-то идти и делать дела… А не такое ли место мы все ищем?

Андрей Гориченский
Выставка открыта до 4 мая

Поделиться

Другие статьи из рубрики "День седьмой"

28 марта, четверг
rss

№ 4 (апрель) 2014

Обложка

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Церкви Христовой в Санкт-Петербургской митрополии
Воспоминание Тайной Вечери
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
АКТУАЛЬНО
Акцент на семью
Украина: линия разлома
Христианство прямого действия
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Православная школа: двадцать лет спустя
/ Крупный план / Школа для избранных
/ Крупный план / Школа под монастырским крылом
/ Информация / Куда пойти учиться?
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / «Мелочи» библейской ботаники
/ Имена / Архитектор чистого разума
/ Умный разговор / Наука и ее двойник
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Николай Симо
/ По душам / Православные, хой! Интервью с Сергеем Ефременко
/ Приход / Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (Пискаревский)
/ Служение / В хоре только девушки
/ Служение / Притяжение неба
/ Место жительства - Петербург / Четыре жизни Исаакиевского собора
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Глазами ребенка, глазами мастера
/ День седьмой / Великопостные концерты в апреле