Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Обзор мартовского номера: взгляд шеф-редактора

Совместно с радиостанцией «Град Петров», нашим информационным партнером, сотрудники журнала «Вода живая» подготовили обзор мартовского номера.
Журнал: № 3 (март) 2014Автор: Анна Ершова Опубликовано: 7 марта 2014
Слушайте обзор на радио «Град Петров» (73,1 FM) и на www.grad-petrov.ru и читайте журнал «Вода живая»!

— Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. У микрофона Вадим Акентьев с обзором некоторых материалов мартовского номера журнала «Вода живая». В передаче принимает участие шеф-редактор журнала Анна Ершова. Здравствуйте, Анна.

— Здравствуйте!

— Анна, скажите, почему мартовский номер, можно сказать, начинается с материала о тюремном служении? Почему эта тема в журнале стала одной из актуальных?

— Начинаем мы все-таки не с этого материала, а с рубрики Праздник, где рассказываем о некоторых праздниках месяца, об их истории и смысле. Что касается беседы с отцом Олегом, — не так давно состоялся съезд тюремных священников из разных уголков страны (Сибирь, Урал, Красноярск — всего 36 священнослужителей). И было интересно послушать, как оценивает это событие отец Олег Скоморох, глава нашего епархиального отдела по тюремному служению. Вообще, тюремная тема закрыта от взгляда обычного человека — что происходит в тюрьмах на самом деле, какие там условия, что там делают священники, какова их миссия, можно ли мирянам помогать в этом служении? Мы не знаем, и вот тюремные священники — это такой информационный мостик между нами и местами заключений.

— В разделе «Подробно» этого номера большой подбор материалов, посвященных теме Паралимпиады. Как написано в одном из материалов раздела, «жизнь «человека с ограниченными возможностями» в России окружена стеной застарелых суеверий, грубого равнодушия и бюрократической полузаботы. Нет внимания к инвалиду — откуда взяться массовой поддержке паралимпийского движения? Однако инвалиды не сдаются. Они создают свой, очень часто не соприкасающийся с остальным обществом, социум. Они получают образование, приобретают профессиональные навыки, создают семьи, занимаются спортом. Они поднимают штангу, встают на горные лыжи, играют в баскетбол на колясках. Люди с ограниченными возможностями бросают вызов своим возможностям… Да и нашим тоже»… Анна, как вы считаете, есть ли определенный вызов читателю журнала «Вода живая» в этой подборке?

— Да, считаю, тут есть вызов. Мы хотели не просто еще раз обратить внимание читателя на сам факт проведения Паралимпийских игр — хотя и это важно. И не просто повосхищаться и поумиляться инвалидам, которые без ног становятся горнолыжниками или играют в баскетбол. Но и задать довольно острые вопросы читателю. Причем, я бы сказала, в наших материалах даже два вызова. Первый можно выразить словами протоиерея Сергия Чуркина, который рассказывает на страницах «Воды живой» о баскетбольной команде инвалидов-колясочников «БаСКи» (так называется команда). Он говорит:

— Приходит ко мне молодой человек, у которого все части тела на месте, и начинает жалеть себя, выказывать недовольство окружающим миром. Я всегда говорю: посмотри на колясочников, они и свою жизнь смогли выстроить, и другим помогают! И этот пример работает. Реальные проблемы побеждают выдуманные фантомы проблем. Вот так и задумаешься, кто из нас «с ограниченными возможностями»?

А второй вызов звучит в авторских словах нашего замечательного автора Елены Миловидовой (кстати, мамы троих детей и активно пишущей нам журналистки): «Действительно, паралимпийцы заставляют по-новому взглянуть на данные человеку возможности. Однако, случайно или закономерно, но все герои, признавая помощь свыше, от церковной жизни далеки. Возможно, сказывается привычка во всем полагаться только на себя, а может быть, просто физически трудно войти в храм без сопровождения человеку с ограниченными возможностями. А кто из нас предложил это сопровождение? К тому же сильные люди всё измеряют своей меркой, и мы, христиане, в большинстве своем слабые, нередко спотыкающиеся, — своим несовершенством мешаем увидеть совершенного Бога…»


— Да, действительно, я тоже обращал внимание, что люди с ограниченными возможностями с большими сложностями приходят к Богу. Почему, как вы думаете?

Знаете, мы, христиане, почему-то привыкли быть слабыми, слегка безвольными, вялыми… Этим мы обычно подменяем понятие «смирение» — которое имеет на самом деле иной смысл. И вот рядом с нами (так по-неправильному «смиренными») — инвалиду, который всю жизнь стремится к чему-то большему, всю жизнь преодолевает законы физического развития, преодолевает лень и пассивность… получается, что и нечего делать. Да и не так часто мы, православные христиане, хоть в чем-то деятельно помогаем людям с ограниченными возможностями. Да, отдельные люди или отдельные приходы шефствуют над организациями инвалидов, но это скорее частные случаи. Например, сама я лично ни одного слабовидящего в храм не привела. Не в высоком смысле этого понятия, а в обычном, бытовом: ни одному слепому человеку я не помогла добраться до храма, не подвезла его, скажем, в церковь. И наверняка так может про себя сказать 90% наших братьев и сестер по вере. Вот вам и ответ на ваш вопрос. Если нам, получается, нет дела до инвалидов — то и инвалидам до нас (а ведь из нас и состоит Церковь) дела нет.

С другой стороны, думаю, процент верующих инвалидов не намного меньше, чем процент верующих здоровых людей... Люди с ограниченными возможностями — такие же, как и все, среди них могут быть и верующие, и атеисты, и добрые, и недобрые, и волевые, и безвольные.

В заключение своего ответа хочу сказать, что герой нашего материала и лицо нашей обложки — катающийся на протезах горнолыжник Сергей Александров, фотограф, удивительный энтузиаст и оптимист — 7 марта в 19 часов придет на презентацию нашего номера в Книжный дом «Глагол».

— Материал, открывающий раздел «Смыслы и образы», называется «Просветитель Германии». Он написан к 160‑летию со дня рождения протоиерея Алексия Мальцева, священника из Петербурга, служившего в Берлине. Читаю во вводке: «Твой высокий пример окрылял и вдохновлял, подвиг твоей жизни успокаивал колеблющихся и вселял веру в будущее», — так писал известный востоковед Борис Тураев о протоиерее Алексии Мальцеве. Да, без дара свыше отцу Алексию не удалось бы превратить маленький посольский приход в мощную общину, не получилось бы создать сам феномен немецкого православия. Анна, поясните, что это за феномен немецкого православия, о котором пишет журнал?

— В статье рассказывается о том, как отец Алексей Мальцев создал полноценную и очень большую немецкоязычную общину в Германии. Вот в чем феномен. Свято-Владимирское братство существует до сих пор, а начало ему было положено еще в 1882 году, когда русский священник приехал из Санкт-Петербурга и оказался примером такого неравнодушия к ситуации, такого горячего участия к людям — как к эмигрантам, так и к коренным немцам, — что благодаря его ревностному служению была создана такая мощная община. Вот цитата из «Московских ведомостей» 1890 года: «Вон видите этого блондина, с подстриженными усами, — указывают мне, — это прусский офицер, перешедший со всем семейством в православие. А вот этот — архитектор, перешедший в православие, тоже с семейством, этот высокий старик тоже с семьей принял православие“… Смотрю с удивлением на почтенных немцев, благоговейно опустившихся на колени при возгласе диакона „…услышим Святаго Евангелия чтение“, и какое-то новое чувство проникает в душу: немцы, вместе с нами, на коленях, молящиеся в православном русском храме!..»

Вот это настоящее миссионерство! Причем отца Алексия Мальцева помнят и почитают до сих пор в нашей епархии; на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, где он погребен, проходят панихиды. Написавший статью Игорь Лунёв, кстати, рок-музыкант, настойчиво рекомендовал нам вспомнить об отце Алексее, он чуть ли не год назад обратился в редакцию с таким предложением. Мы только ждали юбилей, чтобы был повод написать о батюшке — поскольку у нас так положено в рубрике «Имена»: рассказывать о какой-то личности в месяц юбилея. И вот наконец юбилей — 26 марта исполняется 160 лет со дня рождения протоиерея Алексия Мальцева. Представляете, и из этих 160-ти лет почти 100 лет (батюшка скончался без малого сто лет назад) люди помнят его и на Никольское кладбище на могилу к нему ходят.

Тему созидания общины продолжает и следующий материал раздела из рубрики «Умный разговор». «Вся сила небесного света» — так озаглавлено интервью с известным богословом, преподавателем Оксфорда митрополитом Каллистом (Уэром). Почему в наш век «православной просвещенности» журнал считает необходимым говорить об истинной сути Церкви? Что-то ускользает от внимания современных верующих?

Православие это такая бесконечно изучаемая и бесконечно познаваемая религия, что открытия, разочарования, просветления, находки, загадки, заблуждения, прозрения сопутствуют ей не только в исторической системе координат, но и в каждой отдельной общине и даже в каждом отдельном христианском сердце. Снова скажу от себя как от одного из первых читателей этого номера. На мой взгляд, этот текст просто можно разобрать на цитаты — настолько верно, афористично высказывается митрополит Каллист по, казалось бы, всем давно ясным темам. Начиная с самых азов. Вот что такое община, навскидку? Верующие люди, которые встречаются во внебогослужебное время, общаются, помогают друг другу, делают вместе добрые дела. Первая ассоциация «община» – «общение». Или «общее». Про это говорит нам и толкование этого старославянского слова: «В слове община четыре основных значения: 1) общение или наличие чего-нибудь общего; 2) общественная группа, объединенная какими-нибудь интересами, 3) монастырское общежитие. 4) общественное имущество». Но общее — что? И общение — с кем? И вот митрополит Каллист говорит очень просто и четко: «Когда ко мне приходят с вопросом, как стать православным человеком, я всегда отвечаю — поучаствовать в Литургии. Важно понять, что Церковь — это общность людей, которые совершают совместную молитву. То, как они ощущают молитвенное присутствие Бога, в каком духе предстают перед Богом в акте молитвы, говорит об истинности Церкви. Православие — это не философская система, не набор абстрактных понятий и не свод этических предписаний. Православие подразумевает личное общение между человеком и Богом, которое происходит посредством молитвы».

То есть – общение между человеком и Богом. Но совместное. Вот что главное!

Из таких простых парадоксов и состоит интервью митрополита. Кстати, мастерски переведенное. Интервью брал на английском языке наш корреспондент Владимир Иванов. Он же его и перевел, конечно. Прекрасная работа.

— В разделе «Люди в Церкви» хотелось бы выделить материал о духовнике Александро-Невской лавры архимандрите Елеазаре (Иванове). К трехлетию со дня упокоения батюшки, на могиле которого и сегодня собираются его духовные дети, в рубрике «Служение» опубликован материал под названием «Светлый старец». Анна, почему журнал назвал отца Елеазара светлым старцем? Чем Вас лично привлек его образ?

— Обратите внимание, это еще один пример (как и в случае с отцом Алексием Мальцевым) преданного почитания священника паствой после его кончины. К нам в редакцию обратились люди, которые помнят и почитают батюшку, они напомнили, что в марте третья годовщина со дня упокоения лаврского духовника. Несколько лет назад у нас в журнале было интервью с отцом Елеазаром, и фотограф пытался снять его портрет для обложки. Фотограф попросил батюшку выйти на улицу (а вокруг лежал снег), сесть на стул и посидеть спокойно. И вот эти замечательные кадры около лаврских колонн в заснеженном портике Свято-Троицкого собора, на сером, студеном фоне, фоне заснеженных деревьев, фоне вечности… они у нас остались в редакционном архиве. Обложки тогда не получилось, что-то не сложилось по техническим причинам — а вот сейчас эта съемка оказалась очень кстати, она позволила еще раз вспомнить архимандрита Елеазара, удивиться его спокойному терпению и смирению — с таким умиротворенным созерцательным выражением лица по просьбе фотографа сидеть на морозе! Хотя он был, конечно, совершенно непубличным человеком. И то, что мы у него тогда взяли интервью, — это скорее исключение из правил.

Но вернемся к материалу нынешнего номера. Отец Елеазар сделал очень важную вещь — он создал любительский хор. Участники этого хора рассказывают корреспонденту, как певческий коллектив для них стал путем, дорогой — в вере, в Церкви. Снова прослеживается тема, которая задается в материале про отца Алексия Мальцева, продолжается в интервью с митрополитом Каллистом — а в чем же смысл общины? Как создать общину? И вот ответ-рецепт приснопамятного архимандрита Елеазара: если ты стоишь рядом и поешь Литургию. То есть если ты совместно со своими друзьями общаешься с Богом, из этого общения постепенно складывается — община. Такая крепкая, что остается и после смерти духовника. Остается не с чувством оставленности, горя, печали, сиротства — а со светлым чувством. Вот поэтому, думаю, материал и называется «Светлый старец».

Материал к еще одному юбилею, а именно к столетию со дня кончины знаменитого исследователя Петра Петровича Тян-Шанского, интересен уже самим громким именем…

— Да, у нас юбилейный номер получился. Еще об одной интересной исторической личности, Петре Петровиче Семенове-Тян-Шанском – в связи со столетием со дня его кончины – мы рассказываем устами его правнука Александра Семёнова-Тян-Шанского и жены Александра Елены Галченко. Александр и Елена, можно сказать, одним из дел своей жизни сделали распространение информации о своем знаменитом предке. Тян-Шанского все знают как географа-путешественника (он исследовал горную систему Тянь-Шань, за что и получил императорским указом приставку к фамилии). И с той же уверенностью, с которой говорят, что Тян-Шанский открыл Тянь-Шань, можно утверждать, что личность этого удивительного человека открывают сегодня его потомки. Потому что исследование Тянь-Шаня было лишь эпизодом его биографии! Оказывается, Петр Петрович был также собирателем живописи — 700 картин, 3500 гравюр! — сейчас его коллекция в Эрмитаже. Вместе с сыном он собрал и коллекцию насекомых — 710 тысяч! Она занимает второй этаж Зоологического музея. Если продолжать перечислять цифры, у Петра Петровича было 8 детей и 16 внуков! Занимался Петр Петрович и благотворительностью, и очень активно — он был председателем четырех благотворительных обществ. В частности – общества при Андреевском соборе на Васильевском острове, где жила семья, — при этом обществе он основал четыре приюта. Приют основали и герои нашего материала — Александр и Елена.

— Супруги Тян-Шанские развивают добротный благотворительный проект: приют для старушек после 80 лет. Как вы считаете, что это — подвижничество с полным самоотвержением себя, личной жизни, житейских радостей, или все-таки Семёновы Тян-Шанские просто счастливая семейная пара, которая умеет дарить счастье окружающим людям?

– Как мне показалось, у них это гармонично переплетено. Вообще, я думаю, благотворительность — это не просто порыв: загорелся, помог, пожил подвижнической жизнью, забыв о семье и детях, потом выдохся и всё. Мне кажется, пока мы будем воспринимать благотворительность и милосердие только как подвижничество «на износ», мы все чаще будем после рассуждать о профессиональном выгорании. О нем уже стало широко принято говорить: все стали ныне профессионально выгорать — врачи, сестры милосердия, священники… Я думаю, чтобы этого не случилось, надо перенимать опыт западного волонтерства и благотворительности или, лучше, как в случае с нашими героями, — наш дореволюционный опыт. Ведь были же у нас замечательные купцы-меценаты, благотворители. И Пётр Петрович как раз хороший пример. Супруги Семёновы изучали опыт своего знаменитого предка и смогли создать такой приют, где и хорошо, и душевно, и сердечно, и организованно. А как им это удалось — читайте в нашем журнале. И, кстати, духовник их приюта — из того же Андреевского собора на Васильевском острове: иерей Андрей Битюков. Так что традиции, получается, поддерживаются здесь во всем.

Анна, на что еще вы хотели бы обратить внимание читателя мартовского номера журнала «Вода живая»?

— Мы в обзоре пропустили рубрику «Место жительства Петербург», а она, на мой взгляд, очень интересна и не совсем стандартна для православного журнала. Мы рассказываем в ней не только о храмах — точнее, почти никогда о храмах, потому что о храмах мы рассказываем в других рубриках — а о других, привычных до неузнаваемости для петербуржца местах. И вот в этом номере — про всем известное здание у станции метро «Парк Победы», а именно здание Публичной библиотеки, называемое Новым зданием Российской национальной (Публичной) библиотеки. Историю того, как это здание родилось на этом месте 30 лет назад рассказывает наш автор, завсегдатай его читальных залов Владимир Иванов. У Публичной библиотеки в этом году юбилей — в январе ей исполнилось 200 лет, и серия материалов «Воды живой» была посвящена этому событию.

Отдельно хотелось бы обратить внимание читателя на нашу уникальную рубрику «Дошкольное богословие» — практически методическое пособие для проведения уроков в воскресной школе для малышей, как на приходе, так и дома. Открою секрет: публикации в этой рубрике подходят к концу, мы планируем к лету закончить серию рассказиков-уроков «Дошкольного богословия» и осенью издать сборник статей этой рубрики. Я сама как мама с нетерпением жду этого издания. У меня подрастает младшая дочка, с ней по этой книжке — практически настольному руководству мамы в вопросах веры — с 5-ти лет вполне можно будет заниматься. А пока книжки нет — совет мамам: можно скупить все наши журналы за все последние годы, вырезать нужные странички и склеить. Шутка. Это можно сказать, «на правах рекламы» будущей книжки.

— Спасибо, Анна. Это был обзор мартовского номера журнала «Вода живая». У микрофона был Вадим Акентьев. В передаче принимала участие шеф-редактор журнала Анна Ершова. Всего вам доброго.


система комментирования CACKLE
2 декабря, пятница
rss

№ 3 (март) 2014

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора (март 2014)
ПРАЗДНИК
Покаянный канон святого Андрея Критского
3 марта — Начало Великого поста
АКТУАЛЬНО
Молитва за решеткой
Где соберется русский остаток?
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Паралимпийцы: подвиг души и тела
/ Интервью / «Вода живая» и Markscheider Kunst
/ Интервью / Наука неограниченных возможностей
/ Крупный план / Друг с неопределенным статусом
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Наука и патриотизм
/ Имена / Просветитель Германии
/ Умный разговор / Вся сила небесного света
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Владимир Рыбаков
/ По душам / Главное, что у человека внутри
/ Приход / Храм иконы Божией Матери «Державная»
/ Служение / Открыть Тян-Шанского
/ Служение / Cветлый старец
/ Место жительства - Петербург / Новый дом библиотеки
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Время сугубой благодарности
/ Анонсы и объявления / Презентация мартовского номера епархиального журнала "Вода живая"