Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Психология: помочь, а не навредить

Популярность психологии растет с каждым годом, образуется огромное количество разнообразных школ и направлений. В том числе «христианская психология», «православная психология».
Раздел: Острый угол
Психология:  помочь, а не навредить
Фото: Антон Ваганов
Журнал: № 2 (февраль) 2014Фотограф: Антон ВагановИллюстратор: Елена Блинова Опубликовано: 10 февраля 2014
Популярность психологии растет с каждым годом, образуется огромное количество разнообразных школ и направлений. В том числе «христианская психология», «православная психология». Отношение ко всем этим направлениям у людей тоже весьма разнообразно. Для кого-то психолог — «всевидящий доктор», который за один сеанс способен справиться с любой проблемой. Для кого-то — умелый манипулятор, «дурящий голову» доверчивым пациентам. В чем суть и основные отличия светского и христианского подходов в психологии и психотерапии? Какие опасности могут ожидать христианина на современном «рынке» психологических услуг? Об этом рассуждает декан факультета психологии и философии человека Русской христианской гуманитарной академии, кандидат психологических наук, доцент Мария Руднева.

Диада или триада
Отличия светского и христианского подходов систематизировал Борис Братусь, заведующий кафедрой общей психологии МГУ, один из авторов первого отечественного учебника «Начала христианской психологии». Первое отличие заключено в самом терапевте. Терапевт светский может быть верующим или нет. Для христианского терапевта вера — обязательное условие его профессиональной деятельности. В светской терапии поле взаимодействия — диада терапевт — пациент, и все происходит внутри нее. В терапии христианской взаимодействие построено на триаде: взаимоотношение терапевта и пациента опосредовано отношением к Богу.

Следующее ключевое отличие — в разном понимании сути человека. Возьмем основные школы психологии и связанные с ними формы психотерапии. Каждая из них имеет свою модель пациента как человека. 

Для психоанализа основанием такой модели являются образы и силы подсознания, которые путем сложной, длительной, дорогостоящей терапевтической работы надо распознать, расшифровать, ввести в сознание, устранить амнезии и т. п. Подсознание — это и есть суть, стержень человека. Остальное — проявление, маскировка, борьба, сублимация. Упрощая, можно сказать — человек идентифицируется со своим подсознанием. 

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) идентифицирует человека с иным — со способами его действования — успешными или неуспешными, правильными или неправильными, стойкими или непостоянными, то есть, говоря обобщенно, происходит идентификация с проявлениями характера. 

Гуманистическая психология идет явно на повышение и идентифицирует человека с его личностью, ее полным развитием. 

Трансперсональная психология акцентирует невидимую, таинственную сферу человека, идентифицируя с ней его суть. 


Итак, каждая школа выявляет какую-то часть человека, принимая, выдавая эту часть за целое. Христианская психология и психотерапия призвана воспринять целостного человека, поскольку христианская тримерия тело–душа–дух покрывает все названные аспекты, не исключая из внимания ни одного из них.

Цели психотерапии
Терапия в психоанализе заканчивается, когда достигнута цель наведения порядка в прошлом, в подсознании. Хорошо, человек понял, что его трудности происходят из-за прежней холодности отца, или раннего отнятия от груди матери, или от того, что он в свои пять лет увидел то, что видеть ему тогда не надо было. И это отныне всё, душа его исцелена? И как жить дальше, ради чего? На эти вопросы психоанализ, по сути, не отвечает, некогда, надо быть на страже новых рецидивов, сублимаций, символов… Разумеется, психоанализ — тонкое искусство, способное дать освобождение от тягостного симптома, но попутно (а путь-то обычно длинный) привносится, навязывается особое восприятие мира и себя в нем.

Цели бихевиоризма (поведенческой психотерапии), как видно из самого термина, — это упорядочивание поведения человека, способов его действия, характера. Если вы научились хорошо общаться, адаптироваться, довольны собой, умеете настоять на своем, то терапевт сделал все, что мог.


И, наконец, гуманистическая психотерапия, где цель — разбудить силы развития личности, ее самоактуализацию. Вспомним, однако, остроумную критику австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом тезиса о самоактуализации личности: «Считается, что бумеранг возвращается к охотнику; на самом деле бумеранг возвращается только тогда, когда пролетает мимо намеченной цели. Так же и человек — возвращается к себе самому только тогда, когда, будучи слишком увлечен самим собой, не понимает своей задачи и терпит неудачу в поиске смысла жизни... Человек не должен, да и не может, развивать свою личность, непосредственно стремясь к этому; его личность будет совершенствоваться по мере того, как он будет вверять себя чему-то, что выше него, делу, более великому, чем он сам» (из лекции «Исцеление смыслом»).

Возрастание в полноту Христову
В христианском подходе исходным является представление о человеке как образе и подобии Божием. Что касается подсознания, характера, личности, то они должны быть представлены не как инстанции конечные, но как служебные, служащие становлению человека, его полноте, или — говоря по-церковному — спасению как приведению человека в соответствие с Богом. Только тогда разрешается коллизия личности, личность занимает свое место и проявляется фундаментальное соответствие, в котором она рассматривается масштабной человеку, а человек — масштабным Богу.
Центральным средством, целью, образом, образцом в рамках этого движения является для нашей культуры фигура Христа. И это имеет самое непосредственное отношение к психологии. Спаситель — фокус, спасение, оправдание развития, путь вочеловечивания человека, олицетворение его образа и сущности, тот пункт, точка устремления, выше которой нельзя поставить, но и ниже не должно опускаться. Очень интересно и психологически необыкновенно тонко, что по-гречески «грех» означает промах, непопадание, минование цели. В широком, предельном понимании всякое действие, не направленное, не устремленное в конечном итоге ко Христу, оборачивается в результате промахом. Это прямо относится к психологии и психотерапии, которые со всеми своими успехами столь часто оказываются промахом, устремлением к ложной цели и в этом смысле — грехом.

Тренинг тренингу рознь
Мы рассмотрели основные течения в психологии и психотерапии. Методы реализации этих течений тоже очень различны. Индивидуальное консультирование, группы личностного роста, психологические тренинги… все эти формы взаимодействия психолога и пациента также могут иметь и христианское, и совершенно чуждое христианству измерение.

Возьмем тренинги, ставшие в последнее время очень популярными. Многое, если не все, зависит здесь от мировоззрения и профессиональных навыков тренера. И хотя сама по себе форма обучения навыкам и моделям поведения не несет ничего дурного, в многообразии предлагаемых сегодня программ есть неоднозначные технологии, которые вызывают недоумение.

Более тридцати лет в нашей стране проводятся тренинги личностного роста, которые должны бы помочь осознать свою идентичность, увидеть главные духовные ценности, собственную концепцию жизни и смерти. Но очень часто эти тренинги притягивают совсем иным: они обучают человека преуспевать. То есть действуют в логике глянца: успешный — хороший, неуспешный — плохой. Эти тренинги могут вести люди, не имеющие психологического образования и убежденные, что их личные открытия в житейской психологии могут быть концептуальным основанием для работы группы.

Наиболее опасные тренинги — те, что основаны на программах Life spring (в переводе с англ. «источник жизни»). Ведущие обещают грандиозные результаты в максимально короткие сроки. Благодаря сетевой системе привлечения клиентов каждые несколько месяцев огромное количество людей посещают подобные программы, иногда застревая в них на несколько лет. В чем особенности Life spring? Доминантная позиция тренера, большие группы, наличие капитанов, которые сопровождают участника в повседневной жизни и контролируют его привязанность к той тренинговой компании, где он проходит обучение. Из рекламных буклетов вы никогда не узнаете о жестких технологиях (приписывание человеку различных недостатков, унижение его), манипуляциях, глубоком погружении в подробности жизни «клиента» (самокопании) при полном отсутствии грамотного анализа этого опыта. Итог — вместо обещанного развития люди разрушают себя, свое здоровье и свою жизнь, причем в первый момент после тренинга у них возникает уверенность, будто они наконец-то получили что-то стоящее. Негативные последствия наступают через несколько месяцев, а осознание — спустя годы.

Опасность магической девятки
Не менее опасен семинар психодинамической коммуникации, в основе которого лежит учение об эннеаграмме. Проповедником этого учения был в начале XX века Георгий Гурджиев, в юные годы увлекавшийся астрологией, спиритизмом, оккультизмом, а в зрелом возрасте — эзотерическим христианством. Удивительно, но подобные, весьма сомнительные, мистические учения очень популярны в православной среде. Для некоторых они даже становятся основой понимания человека и его взаимодействия с миром.

В концепции Гурджиева эннеаграмма (ennea «девять» и grammos «нечто написанное или нарисованное») — фундаментальный символ ряда скрытых мировых мистических законов, важный инструмент самопознания и саморазвития, который можно использовать для достижения состояний просветления. В 1970‑х годах мистик Оскар Ихазо и психиатр Клаудио Наранхо создали эннеаграмму личности, в которой описываются девять типов личности и утверждается, что каждому из них свойствен определенный образ мышления и выражения эмоций. Несмотря на то, что на сегодняшний день эннеаграмма не является моделью, признаваемой в академических психологических кругах, ее применяют в психотерапии, тренингах, обучающих особенностям духовного развития людей.

Но оккультный нумерологический принцип построения эннеаграммы вызывает большие сомнения! В нем отсутствует теоретическое и эмпирическое обоснование количества выделенных типов: число девять обосновано только формой эннеаграммы. Вызывают опасения и духовные упражнения, способствующие пробуждению «трех центров сознания», заимствованные из йоги, дзен-буддизма и суфийской практики.

Католический священник Митчелл Паква, прошедший программу обучения эннеаграмме и обладающий собственным опытом ее применения, приводит убедительные богословские критические комментарии к использованию эннеаграммы в качестве инструмента понимания человека и построения взаимоотношений: «Ее (эннеаграммы) оккультные корни не были тщательно удалены (если это вообще возможно), она насыщена богословскими ошибками и психологическими и социальными злоупотреблениями. К богословским ошибкам относится неверное понимание первородного греха, «представление о том, что наш Господь обладает добродетелями всех девяти типов»… определять на основании Евангелий тип личности нашего благословенного Господа — это надругательство как над самим Писанием, так и над психологической терапией… Наранхо утверждает, что Святая Идея или Добродетель каждого типа представляет одно из девяти лиц Бога, вынужденный аспект каждого типа переворачивает лицо Бога вверх ногами и становится демоном… Любой христианин, услышав об этом, обратит внимание на три ошибки… Во‑первых, Бог не имеет девять лиц… во‑вторых, ни один человек не может повернуть лицо Бога. Утверждение, что перевернутое вверх ногами лицо Бога является демоном — уже не просто абсурд, а настоящее богохульство» (из статьи «Скажи мне, кто я есть, о эннеаграмма»).

Отделять зерна от плевел
Возможен ли христианский тренинг? Стоит ли вообще, являясь психологом-христианином, подчеркивать свое религиозное мировоззрение? Много лет назад в частной беседе протоиерей Владимир Цветков, один из основателей Петербургской школы христианской психологии, руководитель семинара православной культуры имени Игнатия Брянчанинова, сказал мне, что говорить об этом стоит, только если клиент спрашивает напрямую, а активное навязывание веры может на первом этапе отпугнуть неверующих людей. Но все-таки мы в своей практике используем название «христианская психология», чтобы подчеркнуть: христианское консультирование — профессиональная психологическая помощь, которая базируется на христианской антропологии. На такой основе вполне может существовать и тренинговая форма, в которой будут недопустимы доминирование, манипуляция и будут важны не только выбор упражнений, но и умение в свете христианского мировоззрения анализировать протекающие в аудитории процессы.

Много ли сегодня в нашем городе православных психологов? Есть «Общество православных психологов» (см. стр. 12), которое создало свою службу при храме. Психологи работают в православных центрах по реабилитации наркозависимых, в кризисных центрах при храмах. В фонде святого Димитрия Солунского психологическую помощь получают ВИЧ-инфицированные. Есть специалисты-христиане при РГПУ и в СПбГУ. Но пока, увы, дело в основном ограничивается частными практиками. На базе РХГА мы организовали центр «Фонтанка‑15», в котором ведут консультирование как православные психологи, так и неверующие. Сама я консультирую, а также веду тренинги с 1989 года. Я могу помочь человеку лучше чувствовать собеседника, лучше строить взаимоотношения, быть более толерантным, могу научить его вести переговоры, строить деловое общение, но не обещаю, что он может мгновенно, без труда и усилий, измениться. На факультете психологии и философии человека РХГА создана программа десяти тренингов: от знакомства до обучения профессиональным навыкам психолога-консультанта.

Что до обращения христианина к светским специалистам, здесь нужно научиться отделять зерна от плевел. Каждый человек знает или хотя бы догадывается, что только он сам может изменить свою жизнь: от Бога он получил свободу и право распоряжаться ею. Попадая в трудную ситуацию и обращаясь за помощью к психологу, человек не должен забывать, что специалисты (совместно с ним!) лишь создают продуктивные условия для изменения, для духовного развития его личности. А дальше дело за ним самим… 

В материале использована статья Б.С. Братуся «Христианская и светская психотерапия» из Московского психотерапевтического журнала. Христианская психология (Спецвыпуск) № 4, 1997.
инфографика Елены Блиновой
Все фотографии

Другие статьи из рубрики "Острый угол"

система комментирования CACKLE
11 декабря, воскресенье
rss

№ 2 (февраль) 2014

Обложка