Главное путешествие

Говорят, у хобби главная задача — занять досуг. Может, и так. Но «побочные эффекты» увлечений иногда оказываются значительно существенней в масштабах жизни. Общее занятие может помочь людям встретиться, разглядеть друг в друге родственную душу, соединить их. И, возможно, выйти на главную в своей жизни дорогу — ко Христу. Так случилось с семьей Алексея и Анастасии Хороших…
Журнал: № 12 (декабрь) 2013Автор: Марина Ланская Опубликовано: 28 декабря 2013
Говорят, у хобби главная задача — занять досуг. Может, и так. Но «побочные эффекты» увлечений иногда оказываются значительно существенней в масштабах жизни. Общее занятие может помочь людям встретиться, разглядеть друг в друге родственную душу, соединить их. И, возможно, выйти на главную в своей жизни дорогу — ко Христу. Так случилось с семьей Алексея и Анастасии Хороших…

Вместе в привольный мир
Романтика дорог и авантюрных путешествий влекли людей испокон века. Бродячие поэты — ваганты — почти тысячу лет назад звали за собой, напевая: «Выходи в привольный мир». Всегда были те, кто чувствовал себя ветром, легко несущимся вперед, не боящимся препятствий, не замечающим границ государств…

Анастасия, в 1990‑х студентка истфака, была именно из таких, что совсем не удивительно: родители с раннего детства не боялись брать ее ни в лес, ни в горы. В походы ходили даже зимой. В студенческие годы, кроме родительской компании, Насте захотелось подыскать еще и сверстников‑единомышленников. На помощь пришел интернет: в то время продвинутые юноши и девушки пользовались сетью «Фидонет». Именно там познакомились Настя и Алексей. Оба искали попутчиков для путешествий, а нашли друг друга. Правда, поехать куда-то вместе у них не получилось. В тот раз автостопом по Европе Настя поехала с подругой. Алексей тем временем отправился в командировку в Германию. Там они и встретились:

— Пришел в гостиницу, а там для меня лежал венок из осенних листьев и записка от девчонок. В этот же вечер мы встретились. Можно сказать, что с Настей мы больше и не расставались.

Алексей переехал к невесте в Петербург. Вскоре они поженились, родилась дочка Ася (ей сейчас 12 лет), через три года появился на свет Федя, потом Илья и совсем недавно Машенька. Юношеское хобби принесло новые плоды. Родители с детьми — правда уже не автостопом, а на собственном автомобиле — переезжают из страны в страну, от моря к горам, от городов к деревням, сохраняя здоровый авантюризм: не бронируют гостиниц, а ночуют в палатке под открытым небом или, например, в стенах монастыря, куда их неожиданно приглашают сердобольные монахи.

Воспитание туризмом
Когда старшая дочка Ася пошла в школу, в ее классе стихийно сложился туристический клуб. Теперь Алексей водит в походы не только своих детей, но и их одноклассников. Например, зимой ребята ходили на неделю в Ловозерские тундры Кольского полуострова. Эти места, воспетые в легендах саамов, славятся своей ни на что не похожей красотой. Но любование разнообразием природы не единственная цель походной жизни. Прежде всего, это школа выносливости, взаимовыручки и ответственности.

— Перед походом мы с ребятами тренировались, — рассказывает Алексей Хороших. — Выезжали в Комарово, ставили там шатер, ходили на лыжах, осваивали туртехнику. Нам помогали Настины родители — бывалые походники. Дети научились разбивать и убирать лагерь, колоть дрова, готовить еду. Зимой это все сопровождается трудностями, с которыми они научились справляться: варежки мокрые, и сыро, и холодно, и спать не так запросто, как летом. Так что к тундре они уже были готовы и жили там почти самостоятельно. Взрослые стояли отдельным лагерем. Дети жили в своем шатре. Дрова, еда — тоже свои. От стоянки ходили каждый день в радиальные походы. При минус восемнадцати в горы, — но никто не жаловался, никто не заболел. Удивительно наблюдать, как походная жизнь меняет подростков. Они приобретают массу новых навыков, взрослеют на глазах, учатся принимать решения, нести ответственность. А мальчики вдруг осознают, что к девочкам нужно особое отношение. Если в первые дни похода сильный пол несется к обеду, отталкивая подруг, то к концу все совсем не так: мальчики начинают уступать, помогать нести вещи, берут на себя более тяжелую работу…

Если в поход зимой, то и в традиции с головой
Тяга к природе была столь сильна, что семья Хороших сменила городскую квартиру на деревянный дом в пригороде: с печкой, садом и сторожевым псом. Многие путешествия, как и историческое образование Насти, пробудили интерес к народной культуре. Так появилось еще одно хобби, которое постепенно стало образом жизни. Теперь семья живет в согласии с сельскохозяйственным календарем: например, капусту квасят именно тогда, когда это делали наши предки, и сопровождают процесс теми же, что и века назад, народными песнями; одежду Настя шьет сама, используя традиционный крой; в доме много старинной деревенской утвари: вышитые полотенца, сундуки и прялки. Вся семья поет и играет на народных инструментах. Есть и друзья-единомышленники — этноклуб «Василиса».

— Для меня фольклор и традиционные рукоделия — не фетиш, а путь к познанию себя, — говорит Анастасия Хороших. — Если ты делаешь то, что тебе необходимо, то это придает сил и настраивает всю твою жизнь, в том числе и на бытовом уровне. Поэтому если поем, то «свои» песни, коренные, северные. Дети, конечно, со временем сделают свой выбор. Пока они смотрят на меня — и учатся тому, что умели наши предки. Это как скелет, на всю жизнь основа и поддержка. А сверху можно что угодно наращивать…

Предки Анастасии родом из Архангельской области, с острова Княжестров. Там до сих пор живут ее родные, туда каждое лето Настя ездила отдыхать — и набрала этнографического материала не только на университетские курсовики, но и на полноценную книгу «Княжестров: свет прошлого». Интерес к исконному быту привнесла не только в свою семью, но и в родовую деревню, подстегнула тягу людей к традиции, своим интересом заразила других. С Настиной подачи этим летом там прошел праздник начала сенокоса: жители Княжестрова вместе с гостями-фольклористами из Петербурга восстанавливали русские северные обряды, припоминали песни, сказания, наряжались в народные костюмы…

Новая дорога
Дети вслед за мамой с радостью увлекаются народной культурой, а папа-программист к излишней романтизации не склонен, потому входит в новую жизнь осторожно, вдумчиво:

— Я не так вовлечен во все это, как Настя, но многое близко, например русский рукопашный бой, методы воспитания детей, основанные на наших исконных традициях. Или вот когда Настя с Асей вместе с ребятами из «Василисы» поют народные песни, это же мощь, небывалая мощь!

Но главное в этой семье не хобби, а все-таки любовь и взаимопонимание, как ни банально это звучит.

— Чем бы ни увлеклась Настя, она жена разумная, и я знаю, что все лишь на пользу семье. Мы слышим друг друга, если где-то одного заносит, второй это живо скорректирует, — делится Алексей.

Настя тоже не спешит затягивать всех с головой в то, что ей интересно. Ее взгляд на единство семьи особенный:

— Семья — одно целое. Для меня это не просто слова, я так чувствую. Все, чем живет каждый из нас, влияет на других домочадцев. Стоит мне с чем-то глубоко соприкоснуться — и это, хотя бы незримо, вовлекает всех. Вот, к примеру, этим летом я не смогла со всеми пойти в поход: Машенька только родилась. Но когда папа и старшие дети вернулись, у меня было стойкое ощущение, что и мы с Машей с ними ходили. Или вот другой, более важный пример. Наш папа крещеный, мы венчались, к Церкви он относится с уважением, но не воцерковлен. Сначала я пыталась его всячески тащить за собой, но поняла, что это неправильно, надо дать время ему прийти самому. Но когда мы с детьми идем на Литургию, я чувствую, как это распространяется на всех — и на него тоже. И даже когда я одна в храме, я вроде как одна за всех нас.

Рассказ о семье Хороших хотелось бы закончить словами из книги Анастасии. Уж очень точно они объясняют, как увлечение становится не просто объединяющим началом для семьи, а новой дорогой, передвигаться по которой помогают не попутки, а Христос:

«Начиная собирать эту книгу, я думала, что в конце будет глава с призывами возродить жизнь на острове по старым образцам. Вновь заниматься холмогоркой, завести карбасы… Все это нужно, но теперь вижу, что не это главное. Занятия, работу, быт можно изменить, приспособить под современную ситуацию. Важнее понять, каков был уклад у наших предков — взаимоотношения с Богом, в семье, в соседстве, в работе, с природой. Поняв — вступить в наследство именно этих отношений и осваивать их. И тогда все получится. То есть получится то, чего хочет о нас Бог».

Марина Ланская

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Крупный план"

28 марта, четверг
rss

№ 12 (декабрь) 2013

Обложка

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
Жесткая любовь как единственный выход
В Дамаске все спокойно
ПОДРОБНО
/ От редакции / Хобби: вкус к жизни или послевкусие?
/ Острый угол / Христианство как хобби
/ Крупный план / Главное путешествие
/ Крупный план / Духовная геометрия
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Беспредельная святость
/ Умный разговор / Шестоднев — за эволюцию
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Константин Морозов
/ По душам / Гармошка задает, Бог ведет
/ Приход / Храм святителя Николая на улице Лебедева
/ Служение / Краткий паркурно-церковный словарь
/ Служение / Духовная жизнь торгового места
/ Место жительства - Петербург / От ресторасьонов до столовых
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Музыкальные подношения Его величеству
/ День седьмой / Другая больница
/ Анонсы и объявления / В Санкт-Петербурге начинаются межрегиональные Рождественские (Знаменские) образовательные чтения