Священномученик Карп Эльб

Выходец из эстонской крестьянской семьи, Карп Карпович Эльб, по всей видимости, был лингвистически одаренным человеком и легко выучил русский язык.
Журнал: № 9 (сентябрь) 2013Автор: Анастасия Коскелло Опубликовано: 19 сентября 2013
Выходец из эстонской крестьянской семьи, Карп Карпович Эльб, по всей видимости, был лингвистически одаренным человеком и легко выучил русский язык. Окончив Прибалтийскую учительскую семинарию, молодой специалист работал законоучителем в городе Балтийский порт (сейчас — г. Палдиски) и Пюхтицком монастыре, где он был рукоположен в диаконы. В 1899 году его вызвали в Санкт-Петербург, на служение в приходе священномученика Исидора (тогдашний центр русско-эстонского благочиния).

Когда в 1903 году началось строительство приходского храма, диакон Карп стал ближайшим помощником настоятеля, отца Павла (Кульбуша), в хозяйственных делах. Параллельно он вел огромную работу на приходе — в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви, которую тогда арендовала эстонская община, он читал проповеди, проводил вечерние беседы после всенощной, рассказывая прихожанам о библейской и церковной истории.

30 декабря 1917 года приходское собрание в храме священномученика Исидора рекомендовало диакона Карпа в качестве кандидата на должность священника Исидоровского храма. Иерейская хиротония состоялась 1 августа 1918 года, ее совершил будущий священномученик — митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин.

Известно, что в 1920‑е годы Исидоровский приход был одним из немногих в нашем городе, не уклонившихся в обновленчество. Отец Карп служил в Исидоровской церкви вплоть до закрытия ее большевиками. Вместе с новым настоятелем, отцом Александром Пакляром, как мог, он старался поддерживать приходскую жизнь. Несмотря на запрет властей на духовное образование детей, организовал при храме христианский кружок. Более чем 300 детей обучались в нем Закону Божиему. Для них устраивались рождественские елки и даже паломничества. После закрытия Санкт-Петербургских духовных школ отец Карп принял активное участие в организации в Петрограде Высших Богословских курсов. В 1925 году курсы расположились в помещениях Исидоровской церкви, а отец Карп стал их экономом. В 1928 году по требованию властей курсы были закрыты. В 1935 году был закрыт и Исидоровский храм.

Оставшись без храма, отец Карп (с 1924 года он был протоиереем) перешел служить в Князь-Владимирский собор, а затем в Казанскую церковь на Красненьком кладбище. Вскоре, 25 августа 1937 года он был арестован. Обвинение для того времени стандартное — «контрреволюционная деятельность». Допрос был всего один. Во время него отец Карп категорически отказался сотрудничать со следствием, о чем красноречиво свидетельствует протокол:

«Вопрос: Вы арестованы по обвинению в ведении контрреволюционной пропаганды. Дайте показания.
Ответ: Никакой контрреволюционной пропаганды я не вел.
Вопрос: Вы говорите неправду. Следствие располагает данными, изобличающими вас в контрреволюционной пропаганде.
Ответ: Подтверждаю свой первый ответ, что никакой контрреволюционной пропаганды я не вел. 
Вопрос: Следствием установлено, что вы по вопросу о положении Церкви в СССР вели агитацию, что сов. власть является гонительницей Церкви.
Ответ: Подобной пропаганды я не вел.
Вопрос: Признаете ли себя винов-ным, что вы допускали оскорбительные выпады против сов. власти, называя таковую кучкой разбойников?
Ответ: Виновным себя не признаю, подобных слов я не говорил.
Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную клевету по вопросу о материальном положении рабочих и крестьян, высказываясь, что как рабочие, так и крестьяне стонут от недостатков, живя в нуждах.
Ответ: Подобных высказываний я не говорил…
Вопрос: Признаете ли себя виновным, что вы распускали контрреволюционную клевету о преследовании ни в чем не повинных людей в связи с годовщиной смерти Кирова?
Ответ: Не признаю себя виновным, подобной контрреволюционной клеветы я не вел.
Вопрос: Следствию известно, что вы вели контрреволюционную пораженческую пропаганду в связи с изменой Тухачевского и др. предателей.
Ответ: Контрреволюционной пораженческой пропаганды я не вел.
Вопрос: Следствие подтверждает свое обвинение по всем вопросам и требует дачи искренних показаний.
Ответ: Подтверждаю, что я говорю искренне и чистосердечно».

Дело было решено «во внесудебном порядке»: приговор вынесла «Тройка при УНКВД по Ленинградской области». В соответствии с приговором, 24 сентября 1937 года на Левашовской пустоши под Ленинградом священномученик Карп был расстрелян. Определением Священного Синода от 21 февраля 2001 года протоиерей Карп Эльб причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. 

Анастасия Коскелло

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Ленинградский мартиролог"

29 марта, пятница
rss

№ 9 (сентябрь) 2013

Обложка

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора. Сентябрьский номер журнала
ПРАЗДНИК
26 сентября — Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335)
5 сентября — Священномученика Иринея, епископа Лионского (†202)
АКТУАЛЬНО
«За количеством мы не гонимся»
Взгляд из-за океана
Некруглый юбилей
ПОДРОБНО
/ Крупный план / Машина времени старого парка
/ Крупный план / How I spent last summer
/ Крупный план / Омытая слезами жемчужина Кавказа
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
Два лика святости
/ Lingua Sacra / Негосударственный святой
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / Диакон Феодор Ваховский
/ Ленинградский мартиролог / Священномученик Карп Эльб
/ Дошкольное богословие / Отче наш
/ По душам / Библейские сюжеты — пушкинским стихом
/ По душам / Духовик из духовенства
/ Приход / Храм Святителя Петра митрополита Московского
/ Служение / Этап на Север
/ Служение / В Церковь за красотой
/ Место жительства - Петербург / В городе  — танки
/ Место жительства - Петербург / История за забором
КУЛЬТПОХОД
Книжный дом как площадка для диалога
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Православный семейный дом "ВАСИЛЬКИ"