Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Феособор из молокозавода

На пересечении Миргородской и Полтавской улиц совсем недавно «восстал из пепла» храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300‑летия Дома Романовых. У этого собора трагичная и славная история. Его создавали лучшие люди России. В нем подвизались святые новомученики. Он был «обезглавлен» советской властью. А сейчас он — один из неплохих примеров возрождения приходской жизни в современных условиях.
Раздел: Приход
Феособор из молокозавода
Журнал: № 8 (август) 2013Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 29 августа 2013
На пересечении Миргородской и Полтавской улиц совсем недавно «восстал из пепла» храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300‑летия Дома Романовых. У этого собора трагичная и славная история. Его создавали лучшие люди России. В нем подвизались святые новомученики. Он был «обезглавлен» советской властью. А сейчас он — один из неплохих примеров возрождения приходской жизни в современных условиях.

От смерти к жизни
Однажды, работая в газетном фонде «Публички», я наткнулся на маленькую заметку. В ней рассказывалось, что на территории, прилегающей к Молокозаводу № 2, установлен крест. Протоиерей Владимир Сорокин — именно его фотопортрет смотрел с газетной страницы — в беседе с корреспондентом отмечал, что с этого момента и с этого места начинается возрождение прихода и храма Феодоровской иконы Божией Матери.

Мне подумалось: читатели вряд ли смогли понять во всей полноте, о чем именно говорит отец Владимир. За спиной протоиерея возвышалась большая серая коробка, обвешанная пристройками и лесенками, как революционный матрос пулеметными лентами. Да, здание не очень привычной для промышленного сооружения формы — слегка сужающийся кверху параллелепипед. Проступающие на сером обводы закомар, лопатки и конхи делали его похожим на фантасмагорическую цитадель из странного сна. Но мало ли странных зданий в промышленных зонах по берегу Обводного канала или на Лиговском проспекте. В этом кирпичном монстре сложно было узнать величественный шедевр неорусского стиля.

_SVM6507.jpg
Лозунг советского времени, выложенный кафельной плиткой на стене Феодоровского собора в районе парадной лестницы

Община сформировалась почти сразу. Сначала немногочисленные прихожане — Владимир Блинов, Юрий Колосов, Вера Сорокина, Татьяна Маслова, Наталия Зельцер, Виктор Глухов и некоторые другие — собирались на молебны по большим церковным праздникам. С 1998 года община обреталась в специально построенном ради ее жизни храме-часовне Новомучеников и Исповедников Российских, отделенном от завода бетонным забором, цветниками и деревцами, которые служители храма сначала выращивали в горшочках, а потом высаживали в неприветливый грунт.

И все эти годы шли взаимно любезные, но долгое время бесплодные переговоры с руководством «Петролакта» (так с 1993 года назывался молокозавод) о возвращении собора. В мелодраме под названием «передача собора Церкви» участвовали КУГИ, КГИОП, лично губернатор Владимир Яковлев, а в финальном акте на сцену вышли судебные органы, которые предписали молокозаводу покинуть помещения храма. Наконец, в августе 2005 года директор «Петролакта» передал ключи протоиерею Александру Сорокину, перенявшему в 2003‑м эстафету настоятельства от отца. Что было дальше? Уборка, косметический ремонт части помещений, где разместились воскресная школа, места для собраний и чаепитий, административных и складских надобностей. На втором этаже, где в полной мере еще присутствовал заводской антураж (кафель на стенах, облупившаяся штукатурка, запах плесени), впервые за десятилетия была отслужена Литургия. Храм ожил.

_SVM7608.jpg
Митрополит Владимир освящает воссозданные колокола Феодоровского собора 29 августа 2010 года

Потом в историю вмешались более высокие силы — в данном случае мы имеем в виду не божественные, но властные. Один из прихожан и благотворителей собора Александр Гусаров по длинной цепочке знакомств познакомил отца Александра со спикером ГосДумы Борисом Грызловым. Говоря библейским языком, «Бог смягчил сердце правителя». На реставрацию собора были выделены деньги. И в несколько лет перед изумленными жителями и гостями Петербурга вновь вырос Феодоровский собор. Как будто и не было лихолетья. Впрочем, конечно, было…

Сто лет назад
В 1913 году Феодоровский собор был важным идеологическим знаком: он возводился к 300‑летнему юбилею Дома Романовых. Его расположение возле Николаевского вокзала, куда прибывали поезда со всех концов России, сам его облик, сочетающий элементы древнерусского, московского и современного стилей, именование престолов, колоколов, иконографическая программа — все указывало на идею христианской империи, идею торжества христианства на всем пространстве вселенной. Династия Романовых, по идее строителей, и в первую очередь архитектора Степана Кричинского, — не просто те, кто правил Россией в последние три столетия. Они — воплощение традиции, уходящей корнями в апостольские времена, обнимающей византийский и древнерусский опыт (потому нижний храм посвящен благоверному князю Александру Невскому) и находящей свое исполнение здесь, в городе святого Петра. Намек на конец истории, эсхатологию? Может быть.

Российские и зарубежные монастыри, государственные, военные, местные, сословные институции, общественные организации, даже иноверные религиозные общины были среди жертвователей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, архиепископ Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский, будущий Патриарх Московский и всея Руси), премьер-министр России Петр Столыпин, епископ Гдовский Вениамин (Казанский, будущий митрополит Петроградский, священномученик), сам государь и великие князья — все они, так или иначе, принимали участие в строительстве собора. Будущий новомученик, член Государственного совета Алексей Нейдгарт стал ктитором храма-памятника.

Сроки строители не выдержали. В 1913 году были освящены только боковые приделы нижнего храма: в честь святителя Филарета Милостивого и мученицы Марфы, а освящение главного алтаря в честь Феодоровской иконы Божией Матери и преподобного Михаила Малеина состоялось 15 января 1914 года. Остальные алтари и приделы — центральный нижнего храма в честь благоверного князя Александра Невского и боковые верхнего — освящены лишь в 1920‑е. Благоукрашение же собора так и не было завершено. После революции храм действовал как приходской, покуда постановлением Президиума Ленгорисполкома от 10 мая 1932 года приход не был ликвидирован, а здание храма — передано всесоюзному объединению «Союзмолоко». Вскоре собор был перестроен, лишен куполов, внутренних и внешних «излишеств». Самый постыдный эпизод в истории разрушения храма, однако, был еще далеко впереди: в 1972 году, накануне приезда в Ленинград президента США Ричарда Никсона, срезали барабаны собора. Советская власть не боялась Бога и уже не боялась народного гнева. Но и не стыдилась втирать очки высокопоставленным иностранцам.

_SVM9459.jpg
Аркадий Скоров и протоиерей Владимир Сорокин полагают закладную табличку в основание воссоздаваемого Дома причта. 17 июля 2011 года

Последние годы «первой жизни» — годы настоятельства архимандрита Льва (Егорова) — были самыми яркими в истории храма. Отец Лев вместе со своим братом иеромонахом Гурием и владыкой Иннокентием (Тихоновым) основали Александро-Невское братство. Созданное для защиты Александро-Невской лавры, оно превратилось в мощный общественный, миссионерский, просветительский проект, которому подражали в 1920‑е многие православные братства Ленинграда. По словам публициста Анатолия Левитина-Краснова, отец Лев был образцом «церковного администратора. Он удивительно соединял исконную православную традицию с широкой культурой и тонким интеллектом. Это отражалось на всей жизни обители. Строгая уставность богослужения и постоянные проповеди. Строгий порядок, никакой давки, никакой толкотни — и наряду с этим никакой суровости, никаких строгостей. Монахи его уважали, но не боялись. Он любил молодежь и умел ее привлекать».

Наследники новомучеников
Нынешний клир Феодоровского собора в некотором роде представляет собой коллективный портрет архимандрита Льва. Все пять штатных священников, каждый по-своему, воплощают те или иные черты характера новомученика. Протоиерей Александр Сорокин — прежде всего организатор приходской жизни. Он, может быть, больше занимался бы богословием, любимой библеистикой (отец Александр — автор двух книг по Ветхому и Новому Завету), уделял бы больше внимания своему детищу — журналу «Вода живая». Но в течение всего нескольких лет ему пришлось из священника небольшого часовенного храма с тремя десятками прихожан превратиться в настоятеля одного из крупнейших соборов Санкт-Петербурга. Тут волей-неволей станешь «образцовым администратором».

Протоиерей Владимир Хулап — клирик собора и проректор СПбПДА — заметен в научно-лекционной части. Конференции, круглые столы и особенно лекции в Просветительском центре о богослужении Древней Церкви — это его дело. Протоиерей Димитрий Сизоненко, как и отец Лев, любит молодежь и умеет ее привлекать. Кроме того, в Феодоровском просветительском центре отец Димитрий вел беседы о Священном Писании, о блаженном Августине, о добродетелях, о современных и не новых проблемах. Раньше часто можно было встретить отца Димитрия в окружении прихожан — молодых и не очень, — провожающих его до метро. Раньше — потому что теперь он сотрудник ОВЦС в Москве и в храм на службу приезжает только на выходные. В свое время отец Димитрий посещал расположенное неподалеку 20‑е отделение Боткинской больницы, для ВИЧ-инфицированных. С его переездом в Москву это служение продолжил другой клирик собора — иерей Кирилл Киселев. Отец Кирилл совершает молебны о здравии, служит панихиды, крестит, исповедует и причащает больных, которых готовит к Таинствам сестра Франсуаза. В 2011 году на отделении была совершена первая в его истории Литургия. Отец Кирилл ответствен также и за «детские дела» прихода, в частности, за «детские» Литургии.

Мотором многих инициатив «Феособора» (так называют свой храм молодые прихожане) в последние годы был иерей Алексий Волчков. Он же занимается поддержкой приходского сайта. Совсем недавно были рукоположены два диакона — Олег Луферов и Владимир Коваль-Зайцев, и тот и другой люди творческих профессий, одаренные и талантом учительства, и организаторскими способностями.

Кроме штатных клириков есть еще и «внештатные». Берем это слово в кавычки, так как «Феособор» сейчас невозможно представить себе без лекций архимандрита Ианнуария (Ивлиева) о Новом Завете, без общины православных трезвенников‑чуриковцев, собирающейся в храме еженедельно по воскресеньям, без молитв на финском языке, которые возносит в алтаре отец Андрей Хьертберг, священник Финской Православной Церкви, регулярно навещающий Петербург. И без архимандрита Зинона (Теодора) — известного иконописца, написавшего фрески и многие иконы нижнего храма.

_SVM6304.jpg
Архимандрит Зинон (Теодор) за работой над фресками в нижнем храме. 2011 год

— Я познакомился с отцом Зиноном еще в те времена, когда он был насельником Псково‑Печерского монастыря, — рассказывает отец Александр Сорокин. — Потом гостил у него и в Мирожском монастыре, где он был настоятелем, и в его знаменитой «вотчине» в деревне Гверстонь. Меня всегда поражала его внутренняя свобода, простота в общении, которая сочеталась с основательностью, продуманностью суждений и поступков и, конечно, с большим художественным даром. Я очень рад, что после долгих переговоров, по благословению нашего владыки митрополита, мне все же удалось привлечь отца Зинона к работе в нижнем храме. Тем более что она, эта работа, вполне соответствует его натуре. Храм, как известно, не был расписан до революции. И поэтому отец Зинон создавал иконографическую программу с чистого листа. Ему была предоставлена полная свобода!

Люди и структуры
Приход отца Александра слывет «либеральным», хотя на самом деле он, скорее, консервативный. И в самом простом смысле, поскольку отец Александр стремится (там, где это возможно) вернуть богослужение к его древним нормам (непривязанность Исповеди к Причастию, проповедь после чтения библейских отрывков и т. д.). И в более глубинном: здесь Литургия понимается как совместная жизнь во Христе, жизнь общины. В одной из проповедей тех лет, когда службы совершались в еще необустроенном Феодоровском соборе, отец Александр сказал: «Есть своя трагическая правда в разрушении храмов: хотя с эстетической и духовной точек зрения это безусловное зло, но такова цена за то, чтобы Церковь смогла увидеть саму себя — не в виде предметов, пусть и имеющих богослужебное назначение, а в лице живых верующих людей». Главная ценность «Феособора» — прихожане. Притягивает отец Александр людей творческих, духовно алчущих, готовых к действию. Вот Сергей Романов — известный поэт-песенник, главный редактор газеты «Вечный зов», по воскресеньям ведет евангельские группы при храме. А вот Игорь Зайцев — кандидат философских наук, специалист по французскому экзистенциализму и постоянный участник приходских круглых столов. Художники, певцы, философы, богословы…

_SVM1584.jpg

Рим (в крещении Роман) Шагапов познакомился с отцом Александром, когда работал редактором и ведущим на радиостанции «Теос». Войдя в число прихожан «Феособора», Роман стал неофициальным приходским медиа-архивариусом. Он снимает практически все воскресные и праздничные проповеди, конференции, круглые столы, некоторые торжественные события, а потом выкладывает видеозаписи и фотографии в интернете (на сайте feosobor.ru и в социальных сетях).

— Это служение началось с моей немощи, — рассказывает Рим. — В начале 1990‑х я работал редактором в отделе восточных рукописей в Публичной библиотеке, а подрабатывал — ныряльщиком в спорткомплексе: опускался на пятиметровую глубину, широкой шваброй подметал дно бассейна, ломиком чистил люки, которые постоянно забивались песком. И однажды у меня лопнула ушная перепонка. Была операция, я стал гораздо хуже слышать. С глазами у меня тоже были проблемы — еще с юности. То есть и вижу плохо, и слышу плохо. Тяжело богослужение воспринимать. И отец Александр меня благословил записывать все на камеру. Сначала я делал это для себя, чтобы в хорошем качестве дома, не торопясь, послушать и посмотреть службу или проповедь, осмыслить ее. Потом оказалось, что это нужно многим нашим прихожанам. Старикам, болящим, то есть тем, кто не может ходить в храм часто…

_SVM0417.jpg
Пасхальный благодарственный молебен в верхнем храме 24 мая 2013 года

Рим участвует и в приходских театральных постановках: очень уж борода у него колоритная. Может и за Иосифа Обручника сойти, и за пророка Моисея. Он любит сказки, и даже вел небольшой семинар о том, как на сказочном материале можно рассказывать детям о вере, о Священной истории.

Маргарита Свяцкая — представитель другого поколения:
— Я познакомилась с приходом через одну прекрасную рыжую девушку, Люду Галенко. Она с такой радостью говорила о Боге, что привела к Нему многих людей. Я с 16 лет ходила в храм, у меня был духовник. Но вокруг не было сверстников. Их я нашла на нашем приходе. Кроме того, когда я окончила театральный институт, передо мной встал вопрос: куда дальше двигаться? Стать актрисой? Но, по моим тогдашним представлениям, театр и христианство были несовместимы. Я каждый год порывалась бросить институт, но духовник меня отговаривал. В общем, я сомневалась. Но благодаря «Феособору» смогла по-христиански переосмыслить свою профессию, свой талант. Детская Литургия, детский праздник, театральная постановка — во всем этом я участвую теперь. У нас царит дух радости, дух свободы. Отец Александр поддерживает все начинания, все разрешает, ничему не дает погибнуть. Но при этом он четко указывает — для чего любое наше начинание.

Действительно, отец Александр говорит, что приходская жизнь должна строиться на готовности прихожан служить друг другу. Сложно перечислить все, чем занимаются многочисленные приходские группы «Феособора». Пока им не хватает оформленности, не до конца понятно, кто за что отвечает. Для этого есть объективное препятствие: с начала реставрации собора и демонтажа временного здания Просветительского центра пространство действия вновь сузилось до храма-часовни и маленького вагончика. Правда, с открытием собора появились неплохие подвальные помещения.

_SVM2537.jpg
Рабочие реставрационной компании помогают украшать нижний храм к пасхальному богослужению 2010 года

Дети «Феособора»
Особенно плохо отсутствие помещений сказалось на «детском» служении. По убеждению отца Александра и его помощников, дети и подростки всех возрастов обязательно должны быть вовлечены в приходскую жизнь. Самые маленькие через игру и художественные занятия, те, что постарше, через воскресную школу. Была попытка разделить детей по возрастам. Но сейчас де-факто есть только «детская комната», которая действует во время воскресной Литургии, и есть две группы, объединенные не по возрасту, а вокруг двух педагогов — Ирины Калиниченко и Людмилы Голубковой. В них занимаются ребята от 10 до 15 лет. Занятия строятся по тематическому принципу: каждое посвящено либо православному празднику, либо ветхозаветному эпизоду, либо событию из жизни Феодоровского собора. Ребята не просто «усваивают» информацию. Они пишут доклады по теме занятия, участвуют в конференциях, путешествуют по местам, связанным с историей рода Романовых. Готовят они и рождественские спектакли, которыми ежегодно радуют не только прихожан, но и сирот в детских домах и пациентов геронтологических клиник.

Евангельские юноши и девушки
Многие скоропреходящие трудности словно подпитывают не иссякающее на приходе желание действия. Понятно, что оно сильнее всего в молодости. И для Маргариты Свяцкой, и для ее сверстников своеобразным катализатором активности стали евангельские встречи, которые проходят при соборе с 2007 года. Участники этих встреч проникли теперь, образно говоря, во все поры приходского организма: без их активности невозможно представить себе ни детские праздники, ни летние поездки, ни больничное служение, ни катехизацию

_SVM1841.jpg
Крещение в мраморной купели полным погружением во время Крещальной литургии в Великую субботу 2012 года

— Так получилось, что у нас у всех были друзья, которые интересовались верой, — рассказывает Василий Матвеев, «старожил» евангельских встреч. — Чтобы безболезненно привести их в Церковь, мы стали практиковать совместное чтение Евангелия: выбирали новозаветный отрывок и в теплой семейной атмосфере его обсуждали. Каждый говорил о мыслях и переживаниях, которые его посещают во время чтения. Никто не спорит, но слушает другого, стремясь увидеть евангельский текст с другого ракурса. И это ведет к истинному единомыслию: ведь разномыслие при совместном размышлении над Евангелием, в той атмосфере бережности и доверия, в которой оно происходит, помогает увидеть истину не только в буквах и смыслах текста, а и в раскрывающейся тайне Божиего присутствия…

_SVM7288.jpg
Снятие лесов с воссозданных куполов собора летом 2009 года

В «Фесоборе» все начинается с Евангелия. И им все заканчивается. Нынешний юбилей — всего лишь точка, из которой можно посмотреть на историю собора, на историю его святых, на всю историю Церкви, чтобы снова вернуться к тому, ради чего эта долгая история затевалась. 



14 сентября состоится Великое освящение храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300‑летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге

(ул. Миргородская, д. 1). Богослужение возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, планирующий посетить Санкт-Петербург в эти дни в связи с 300‑летним юбилеем Александро-Невской лавры. Торжества 14 сентября станут финальным аккордом шестилетней эпопеи возрождения Феодоровского собора, отреставрированного трудами Попечительского совета, прихожан и многих благотворителей. С этого дня службы в соборе предполагается совершать ежедневно.

Древнейший праздник Феодоровской иконы Божией Матери приходится на 29 августа (16 по ст. ст.). 16 августа 1239 года было явление иконы Богородицы близ Костромы, где главный чтимый список и пребывает до сих пор.

В Феодоровском соборе в настоящее время находится пять списков Феодоровской иконы: 1) старинный список XIX века, подаренный собору в 2009 году Председателем Попечительского совета храма Борисом Грызловым; 2) точная копия чтимой Феодоровской иконы, находящейся в Богоявленском соборе города Костромы; 3) новонаписанная Феодоровская икона в иконостасе верхнего храма Феодоровского собора, воссозданном заново по сохранившимся архивным фото; 4) список, написанный 15 лет назад к освящению храма святых Новомучеников и Исповедников Российских; 5) аналойная Феодоровская икона.

Тимур Щукин

Другие статьи из рубрики "Приход"

система комментирования CACKLE
2 декабря, пятница
rss

№ 8 (август) 2013

Обложка

Тема номера:Феособор из молокозавода за 6 лет!

Статьи номера

АКТУАЛЬНО
"Вырастить деревце". Беседа с епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном
Уйти от стереотипов
ПОДРОБНО
/ Острый угол / Где у лагеря сердце
/ Крупный план / В поисках хороших каникул
/ Крупный план / Двадцатое лето одной семьи
/ Крупный план / «Перышки» под крылом Коневской обители
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Lingua Sacra / Повествования об известных между нами событиях. Отрывок из работы Джеймса Чарльзворта «The Historical Jesus: An Essential Guide»
/ Имена / Открытый для каждого
/ Умный разговор / Одинокий император
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Жизнь в соавторстве
/ Аксиос / иерей Александр Асонов
/ Ленинградский мартиролог / Иеромонах Вениамин (Эссен)
/ По душам / Доктор сказочных наук
/ Приход / Феособор из молокозавода
/ Служение / На южном рубеже обороны
/ Служение / Хранители забытого форта
/ Место жительства - Петербург / Защитник от взрывов
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Он ушел как солдат...
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
По суровым северным морям