Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Монастырь в деревне «Здравствуйте»

Есть в нашей области, в Лодейнопольском районе, монастырь с необычной историей. Это Покрово-Тервенический женский монастырь. В нашей стране за последние годы возрождено немало обителей, но обитель в Тервеничах – одна из немногих созданных там, где никогда до этого монастыря не было. Милостью Божией и заступничеством Богоматери за семнадцать лет из заброшенного, поруганного при советской власти храма выросла обитель, известная на всю страну.
Раздел: Приход
Монастырь в деревне «Здравствуйте»
Журнал: № 4 (апрель) 2007Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 2 мая 2013
Есть в нашей области, в Лодейнопольском районе, монастырь с необычной историей. Это Покрово-Тервенический женский монастырь. В нашей стране за последние годы возрождено немало обителей, но обитель в Тервеничах – одна из немногих созданных там, где никогда до этого монастыря не было. Милостью Божией и заступничеством Богоматери за семнадцать лет из заброшенного, поруганного при советской власти храма выросла обитель, известная на всю страну.

Тервеничи – поселение древнее, старше Москвы. На этих землях издавна жили вепсы – небольшая народность финно-угорской группы. Потом пришли славяне. У вепсов со славянами всегда, даже в суровые средневековые времена, отношения были добрососедские. Да и делить-то особо было нечего: земли вокруг много, а вера после принятия вепсами Православия была одна. В окру­ге немало деревень с вепсскими названиями, а в названии «Тервеничи» отразилось жительство бок о бок вепсов и славян: «терве» по-вепсски (как, впрочем, и по-фински) «здравствуйте», а «ничи» – славянское окончание.

В близлежащих деревнях были только часовни, а в Тервеничах всегда была церковь, а то и несколько: местность холмистая, на каждом холме – по храму. Но храмы были деревянные, часто горели.

cat.jpg

В 1861 году на средства местных жителей был построен большой кирпичный храм Успения Божией Матери. Храм был богатый, со стенными росписями, но в 1935 году, как и многие другие в стране, был закрыт: в церкви устроили клуб, потом склад зерна, затем склад удобрений. К началу 1990 - х от храма остались только стены.
Возрождение церковной жизни в деревне началось довольно далеко от Тервеничей – в Санкт-Петербурге. Так сложилось, что в общине храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек оказались несколько женщин, готовых принять монашество. Настоятель храма отец Лукиан (Куценко) вместе с прихожанами стал искать место для будущей обители.

В мае 1991 года батюшка и его спутники во время своих поисков остановились в Тервеничах на ночлег, а наутро огляделись вокруг и поняли: вот оно, это место. Храм был практически разрушен, но стоял в живописном месте – на холме на берегу озера. Батюшка и прихожане начали восстанавливать храм своими силами. «Я помню, храм был завален мусором выше человеческого роста. Что там, внутри, было не видно. Только через крошечное отверстие можно было разглядеть алтарную часть», – вспоминает старейшая насельница обители схимонахиня Мария.

Возле храма было старое кладбище. Летом, во время работ по расчистке территории, к батюшке подошла молодая пара. Гости рассказали, что им в течение трех дней снилась усопшая бабушка, жительница соседнего села, и велела привезти в Тервеничи десять рублей и отдать их священнику на восстановление храма. Таким было первое пожерт­вование на будущую обитель.

matuwka.jpg

Накануне праздника Покрова Божией Матери, 13 октября 1991 года, состоялся первый постриг, 31 декабря – следующий. Первые монахини обители живут и здравствуют, ныне это схимонахини Мария и Саломия. Третьей по счету сестрой, приехавшей в монастырь, оказалась нынешняя его игумения – монахиня Лукиана (Рысева). По благословению митрополита Иоанна (Снычева) обитель была зарегистрирована как сестричество. В восстанавливаемом храме служили молебны, а на Покров 1991 года впервые совершили Божественную литургию.
14 апреля 1997 года по представлению митрополита Владимира решением Священного Синода Покровское сестричество получило статус монастыря, храм святых мучениц в Санкт-Петербурге стал его подворьем. Монахиня Лукиана стала первой настоятельницей, духовником монастыря –отец Лукиан (Куценко).

«…юже благоизволила еси явити на горе Тервеничестей»
Обитель была основана, но своих святынь в ней поначалу не было. Эти святыни Бог открыл и даровал монастырю через духовника обители. Ему в тонком сне явилась Божия Матерь: Она стояла на Тервенической земле, указывая на лежащую рядом икону, из‑под которой струилась вода. Икона была похожа на Касперовский образ Божией Матери, особо почитаемый в Одессе, откуда отец Лукиан родом. Вскоре будущая монастырская святыня была найдена в мастерской одесской художницы. 23 февраля 1992 года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Одна монахиня, жившая в то время в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». На праздник Вознесения Господня икона была привезена в монастырь и помещена в келейной церкви. По прибытии в монастырь образа Божией Матери явной стала Ее помощь строящейся обители.

drova1.jpg

Весной того же года на месте, указанном Бо­жией Матерью, обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена часовня в честь явления Бо­жией Матери.

В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово‑Тервенической иконы и иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой и изображено бывшее духовнику обители видение.

В 1996 году митрополит Владимира благословил считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления «Тервенической». При этом празднование иконе было установлено совершать в день Покрова (14 октября) и в день основания обители (1 июня).

kupalnya.jpg

Тервеническая икона – единственная святыня, уцелевшая при пожаре келейной церкви монастыря. Перед иконой ежедневно утром читается акафист Покрову Божией Матери, с четверга по воскресенье служатся молебны. В летописи монастыря записано много случаев помощи, полученной людьми от Тервенической иконы Божией Матери и святой воды из источника. В благодарность Божией Матери за исцеления и помощь люди дарят Ее иконе приносят дары.

Владычице Премилостивая, исцели наша недуги и страсти
В 1997 году в 20-ти километрах от Тервеничей, в деревне Пирозеро, по благословению митрополита Владимира был основан скит монастыря. В этих местах тоже был полуразрушенный храм: в старые времена он был Тихвинским, а ныне освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С 2000 года на территории скита живут наркозависимые молодые люди. Живут они одной большой семьей и все делают своими руками: по­строили трапезную, на месте сгоревшего в 2003 году деревянного – новый каменный храм, даже мост возвели сами. Это не говоря уже о садово‑огородных работах.

Ребята беспрекословно слушаются управляющую скита – матушку Силуану. Вот что она нам рассказала: «С тех пор как храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», мы стали молиться о тех, кто страдает от алкогольной и наркотической зависимости, и сюда стали приезжать люди. Сначала – просто потрудиться, потом стали оставаться. Мы живем, трудимся, молимся, Евангелие читаем, беседуем. Ребята все здесь устроили сами, только иконы нам в монастыре написали. Они сами себе стирают, готовят, хотя, конечно, дома никто из них этим не занимался».

cow.jpg

Сейчас в скиту девятнадцать человек. Распорядок дня не монастырский, пост полегче (даже курение, как меньшее из зол, хоть и не одобряется, но допускается). Ребята читают все молитвы, которые положено читать православному христианину, регулярно исповедуются и причащаются. Часто бывают на монастырских богослужениях, на скитском уазике совершают поездки в ближайшие монастыри: Введено-Оятский, Александро‑Свир­ский, Тихвинский; ездили по Карелии.

«Наша задача – не изолировать этих ребят от соблазнов мирской жизни, а вернуть их обществу, – говорит матушка Силуана. – Многие из наших подопечных уже встали на ноги. Поскольку они учатся все делать сами и никакой работы не боятся, с трудоустройством у них проблем нет. Кто имеет возможность, помогают нам материально. Часто приезжают в гости с семьями, детьми».

Но главное – скитяне не только учатся работать руками, но и воцерковляются. «Невоцерковленному человеку трудно держать внимание во время службы, – объясняет матушка Силуана, – и мы решили петь сами. Матушка Светлана, регент Покрово‑Тервеничского монастыря, много нам помогала. Теперь всю Литургию, молебны, панихиды мы поем сами. Ребята и читают сами, и в алтаре прислуживают. А ведь приходят иногда и такие, что даже «Отче наш» не знают, и вовсе некрещеные – крестятся тогда здесь. Но бывает, приезжает человек в скит… и в духовном плане словно замирает: он накормлен, обут-одет, наркотики в скиту достать негде – чего еще желать? Таким я говорю: надо тебе в мир вернуться, время твое пока не пришло».

В том, что подопечные матушки Силуаны не только избавляются от пагубного пристрастия, но и растут духовно, мы убедились сами, побеседовав с некоторыми из ребят.
Алексей: «Пришел период осознания, как я живу: блудная жизнь, наркотики. Этим летом стало совсем невмоготу, принял решение исправляться. Сначала лег в больницу на детоксикацию, врачи порекомендовали поехать куда‑нибудь для реабилитации с формулировкой: «Мотивация отказа от наркотиков носит формальный характер». В Лавре мне посоветовали обратиться в несколько мест. Решил податься сюда, к матушке Силуане. Вот я приехал… и не уехал. Я был крещеным, но в церковь не ходил. Воцерковился только здесь. Когда вернусь обратно, не знаю. Как Господь управит. Съездил в начале февраля в отпуск, надо было решить некоторые семейные вопросы. Неделю пробыл, – чувствую: нечего мне там делать».

Дмитрий: «Семья у меня была благополучная, но в 15 лет я начал употреблять наркотики, как и многие, из чувства протеста. Хотелось свободы – вот она, эта свобода. Хорошо хоть до 37 лет дожил. Все друзья мои погибли: кого застрелили, кто от наркотиков умер, кто повесился. Я потерял жену, остановиться не мог. Выхода не было: или помирать, или делать что‑то. Один знакомый посоветовал поехать сюда. И вот я здесь».

В трапезной мы встретили совсем молодых ребят, Виктора и Михаила. У этих‑то точно все впереди – дай им Бог. Виктор собирается в скором времени восстановиться в институте и не боится попасть снова в дурную компанию: «У меня есть с кем общаться в миру – двое моих друзей через это прошли».

Приезжайте на Покров!
Приехав в Покрово‑Тервенический монастырь, сразу же ощущаешь благодать этого места. «Здесь, наверное, во всякое время года красиво?» – спрашиваю одну из насельниц, матушку Веронику. – «Да, удивительное это место. Тут даже весенней распутицы не бывает: снег тает быстро, и вода сходит тоже быстро».

xop.jpg

Сейчас, глядя на Тервеническую обитель, трудно представить, что еще недавно здесь ничего не было: Покровский храм полностью восстановлен, построена кирпичная трапезная с верхним храмом в честь Успения Божией Матери и нижним в честь Собора Киево‑Печерских святых. За эти годы число сестер выросло до сорока человек. В монастыре большое хозяйство, есть своя ферма с коровами, козами и курами.

В Покрово‑Тервенический монастырь приезжают паломники со всей страны. Большинство, конечно, петербуржцы, но встречаются и гости из Москвы, с Севера, из Прибалтики и даже с Сахалина.

С Божией помощью все большие работы в монастыре обычно делаются в течение одного лета. Так и этим летом намечено большое строительство: собираются строить новые келейные корпуса и возводить монастырскую стену. «Приезжайте к нам на Покров, – напутствовала нас настоятельница монастыря игумения Лукиана. – Все здесь так изменится – ничего не узнаете».

Татьяна Кириллина

Другие статьи из рубрики "Приход"

система комментирования CACKLE